Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Боевое развертывание
141. Занятия по боевому развертыванию проводятся с целью подготовки подразделений пожарной охраны к умелым и быстрым действиям по введению сил и средств на пожарах. 142. На занятиях решаются следующие задачи: — обучение действиям боевых расчетов отделений по прибытии к месту пожара (проведение разведки и подготовка к боевому развертыванию); — обучение боевых расчетов отделений на автоцистернах и автонасосах проведению предварительного и полного боевого развертывания; — тренировка подразделений пожарной охраны в организации взаимодействия между собой и с другими службами министерств и ведомств. 143. Боевое развертывание состоит из следующих этапов: — подготовка к боевому развертыванию; — предварительное развертывание; — полное развертывание. 144. Подготовка к боевому развертыванию производится по прибытии пожарного подразделения на пожар одновременно с разведкой и включает в себя: установку автонасоса (автоцистерны) на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и пуском воды в насос; снятие креплений с пожарно-технического вооружения и проведение других подготовительных мероприятий. Подготовка к боевому развертыванию отделения автоцистерны без установки автомобиля на водоисточник предусматривает включение насоса и присоединение рукавной линии к напорному патрубку насоса. 145. Предварительное развертывание подразделения, прибывшего к месту пожара, производится в том случае, если по внешним признакам пожара удалось сразу определить направление прокладки магистральных рукавных линий, либо тогда, когда направление их прокладки указано лицом, выделенным для встречи прибывающих подразделений. Предварительное развертывание включает в себя: прокладку магистральных рукавных линий и установку разветвлений; подноску к разветвлениям напорных рукавов, стволов, лестниц и другого вооружения. 146. Полное развертывание, в зависимости от обстановки, может производиться сразу же по прибытии подразделения к месту пожара, после подготовки к боевому развертыванию или после предварительного развертывания, 147. При боевом развертывании ствольщики выходят на позиции кратчайшими и наиболее безопасными путями. Если эти пути преграждены, командир принимает меры к устранению преград — организует вскрытие и разборку конструкций или обеспечивает возможность выхода на позиции с помощью пожарных лестниц, коленчатых автоподъемников и других технических средств, 148. При боевом развертывании автомобили и другое вооружение устанавливаются таким образом, чтобы они не затрудняли расстановку прибывающих сил и средств, не мешали сосредоточению сил и средств на боевых участках, не являлись препятствием для уличного движения. 149. Действиями боевого расчета при боевом развертывании руководит командир отделения. Он обязан указать личному составу отделения водоисточник, направление и способы прокладки рукавных линий, место установки разветвления, количество и вид стволов, позиции ствольщиков, места установки пожарных лестниц, места вскрытия или разборки конструкций зданий, кроме того, он следит за правильностью установки пожарных лестниц и разрешает подниматься по ним только после того, как лично убедится в надежности установки и закрепления лестницы. 150. Боевое развертывание отделения производится: — с прокладкой одной магистральной линии и с установкой разветвления для подачи одного ствола «А» или «Б», двух стволов («А» и «Б»); одного ствола «А» и двух «Б», трех стволов «Б»; одного или двух стволов ГВП-600; — с прокладкой двух магистральных рукавных линий с установкой двух разветвлений для подачи двух стволов «А», двух стволов «А» и одного «Б», двух стволов «А» и двух стволов «Б», шести стволов «Б», одного лафетного ствола или нескольких стволов ГВП-600. 151. Боевому развертыванию отделения должно предшествовать изучение табеля обязанностей боевого расчета (приложение № 1—2).
Рис. 86 Подготовка к боевому раэвертыванию на автоцистерне без установки на Пожарный № 4 выполняет обязанности.
152. Подготовка к боевому развертыванию отделения автоцистерны (без установки автоцистерны на водоисточник) производится по команде «Отделение — готовьсь». В таком случае автоцистерна устанавливается у указанного места. Пожарные № 1, № 2 и № 3 готовят рукава, ствол «Б», шанцевый инструмент, присоединяют рукав. (рис. 65). Подготовка к боевому развертыванию (с установкой автоцистерны на водоисточник) производится по команде «Отделение, автоцистерну на водоем—готовьсь». Пожарный № 1 готовит рукава для рабочих линий и с пожарным № 2 снимает рукавную катушку. Пожарный № 2 присоединяет рукав к напорному патрубку насоса и открепляет необходимое вооружение. Пожарный № 3 готовит инструмент для разборки конструкций. Водитель с пожарным № 4 устанавливают автоцистерну на водоем и проверяют работу насоса на всасывание. 153. Предварительное развертывание отделения автоцистерны производится по команде «Отделение, автоцистерну на водоем, предварительное развертывание (указывается направление и диаметр стволов) — марш» (рис. 87). По той команде пожарный № 1 переносит две скатки рукавов и ствол «Б». Пожарные № 2 и № 3 переносят и укладывают у разветвления выдвижную лестницу. Возвратившись к автомобилю, пожарный № 2 берет две скатки рукавов и ствол, задержку, а пожарный № 3 — шанцевый инструмент, и переносят их к месту установки разветвления. Пожарный № 4 прокладывает магистральную линию, устанавливает разветвление и выполняет в дальнейшем обязанности связного. Водитель присоединяет рукав магистральной линии к напорному патрубку, работает на насосе и радиостанции. 154. Полное развертывание отделения автоцистерны (без установки на водоисточник) с подачей ствола «Б» по выдвижной лестнице производится по команде «Отделение, ствол «Б» по выдвижной лестнице на крышу здания — марш» (рис. 88). По этой команде пожарный № 1 переносит две скатки рукавов и ствол, соединяет между собой и присоединяет рукавную линию к стволу, поднимается по выдвижной лестнице на крышу здания, закрепляет рукавную линию и работает со стволом, Пожарные № 2 и № 3 переносят и устанавливают выдвижную лестницу. После этого пожарный № 2 помогает поднимать рабочую линию на высоту и работает подстволыциком. Пожарный № 3 удерживает выдвижную лестницу и работает шанцевым инструментом. Пожарный № 4 прокладывает магистральную линию, устанавливает разветвление, присоединяет рабочую линию и работает на разветвлении. Водитель присоединяет рукав магистральной линии к напорному патрубку, работает на насосе и радиостанции.
Рис. 88. Полное развертывание от автоцистерны с подачей ствола «Б» по выдвижной лестнице, 155. Полное развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоисточник с помощью гидроэлеватора и подачей ствола «А» (рис. 89). По команде «Отделение, автомобиль на водоем с помощью гидроэлеватора, ствол «А» (указывается направление) — марш» пожарный № 1 прокладывает рабочую рукавную линию от разветвления и в дальнейшем работает со стволом. Пожарный № 2 прокладывает магистральную линию, устанавливает разветвление и выполняет обязанности под-ствольщика. Пожарный N2 3 прокладывает рукав д-66 (77) мм от напорного патрубка насоса до водоема, переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему рукав и опускает его в водоем. Пожарный № 4 прокладывает рукав д-66 (77) мм от водоема к насосу и следит за работой гидроэлеватора. Водитель присоединяет к всасывающему патрубку насоса двойник и рукав, проложенный пожарным № 4, работает на насосе. 156. Полное развертывание отделения автоцистерны от места работы к водоисточнику (рис. 90) производится в тех случаях, когда вода в автоцистерне израсходована, и возникла необходимость установки автоцистерны на водоисточник. В таком случае по команде «Отделение, автоцистерну на водоем, магистральную линию к разветвлению — марш» пожарный № 2 прокладывает магистральную линию и работает подстволыциком, пожарный № 3 помогает прокладывать магистральную линию и работает шанцевым инструментом, пожарный № 4 отсоединяет
Рис. 89. Полное развертывание от автоцистерны с набором воды с помощью гидроэлеватора
Рис. 91. Полное развертывание от автоцистерны с подачей трех стволов действующую рукавную линию от напорного патрубка, присоединяет рукав к наращиваемой линии, устанавливает с водителем автоцистерну на водоем и работает на разветвлении. Водитель перегоняет и устанавливает автоцистерну на водоисточник, присоединяет рукавную линию, работает на насосе и радиостанции. 157. Полное развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоисточник и с подачей трех (двух) стволов «Б» (рис. 91) производится по команде «Отделение, автоцистерну на водоем, три ствола «Б»— марш». По этой команде пожарные № 1 и № 2 переносят по две скатки рукавов и стволы «Б», прокладывают рабочие линии и работают со стволами. Пожарный № 3 прокладывает из пачек или рукавных скаток магистральную линию, устанавливает разветвление, возвращается к автоцистерне, берет две скатки рукавов Д = 51 мм, прокладывает линию и работает со стволом. При подаче двух стволов в дальнейшем работает с шанцевым инструментом. Пожарный № 4 вместе с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, следит за магистральной линией и работает на разветвлении. Водитель работает на насосе и радиостанции.
158. Подготовка к боевому развертыванию отделения автонасоса производится по команде «Отделение, автонасос на водоем— готовьсь» (рис. 92). По этой команде пожарные № 1 и № 2 готовят по две скатки рукавов Д = 66 (77) мм или Д = 51 мм. Пожарный № 4 берет разветвление и вместе с пожарным № 3 снимает чехол с задней рукавной катушки, опускают ее на землю и откатывают примерно на 10 метров. Пожарный № 5 с водителем устанавливают автонасос на водоисточник. Пожарный № 6 выполняет обязанности связного. Пожарный № 7 готовит шанцевый инструмент. Водитель при снятии задней рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к напорному патрубку и с пожарным № 5 устанавливает автонасос на гидрант или водоем. 159. Предварительное развертывание отделения автонасоса производится по команде «Отделение, гидрант № 5, предварительное развертывание (указывается направление) — марш» (рис. 93). По этой команде пожарный № 1 переносит к разветвлению две скатки рукавов и ствол «Б». Пожарные № 2 и № 7 переносят и укладывают на землю (приставляют к стене) выдвижную лестницу. Затем пожарный № 2 берет две скатки рукавов и ствол «Б», а пожарный № 7 — шанцевый инструмент, и переносят его к разветвлению. Пожарные № 3 и № 4 прокладывают магистральную линию до разветвления; возвратившись к автонасосу, пожарный № 3 берет две скатки рукавов Д = 51 мм и переносит их к разветвлению. Пожарный № 4 переносит и устанавливает разветвление. Пожарный № 5 вместе с водителем устанавливает автонасос на гидрант, работает на разветвлении и следит за магистральной линией. Пожарный № 6 выполняет обязанности связного. Водитель работает на насосе и радиостанции. 160. Полное развертывание отделения автонасоса с подачей трех стволов производится по команде «Отделение, гидрант № 5, два ствола «Б» по выдвижной лестнице на крышу, ствол «А» к зданию — марш» (рис. 94). По этой команде пожарный № 1 переносит две скатки рукавов и ствол «Б» к зданию, прокладывает линию, поднимается по выдвижной лестнице на крышу здания, закрепляет рукавную линию и работает со стволом. Пожарные № 2 и № 7 устанавливают выдвижную лестницу. После этого пожарный № 2 берет две скатки рукавов и ствол «А», прокладывает рабочую линию, и работает со стволом. Пожарный № 7 переносит шанцевый инструмент и работает с ним или удерживает выдвижную лестницу при подъеме номеров боевого расчета. Пожарный № 3 берет две скатки рукавов и ствол «Б», переносит их к разветвлению. После этого с пожарным № 4 снимает заднюю рукавную катушку и прокладывает магистральную линию до разветвления, раскатывает рукава Д = 51 мм, поднимается по выдвижной лестнице на крышу и работает со стволом. Пожарный N2 4 берет разветвление, присоединяет к.нему рабочие линии и работает подстволыциком у пожарного № 2. Пожарный № 5 вместе с водителем устанавливает автонасос на гидрант, работает на разветвлении и следит за магистральной и рабочими линиями. Пожарный № 6 выполняет обязанности связного. Водитель работает на насосе и радиостанции.
Рис. 93. Предварительное развертывание отделения автонасоса
Рис. 94. Полноеразвертывание отделения автонасоса с подачей трех стволов. 161. Полное развертывание отделения автонасоса с установкой лафетного ствола производится по команде «Отделение, автонасос на водоем, лафетный ствол (указывается направление) — марш» (рис. 95). По этой команде пожарные № 1и № 2 снимают лафетный ствол, лафет и мягкий рукавчик, переносят и устанавливают его на указанной позиции. Пожарные № 2 и № 7 прокладывают магистральную линию из пачек или скаток с правой стороны автонасоса. После этого пожарный NS 2 работает подстволыциком у пожарного № 1. Пожарный № 7 возвращается к автонасосу, берет шанцевый инструмент и работает с ним. Пожарные № 3 и № 4 прокладывают вторую магистральную линию с задней рукавной катушки (с левой стороны автонасоса) и работают также шанцевым инструментом. Рис. 95. Полное развертывание отделения автонасоса с установкой лафетного ствола Рис. 96. Полное развертывание отделения автонасоса с подачей двух стволов Пожарный № 5 вместе с водителем устанавливает автонасос на водоем и следит за магистральными линиями. Водитель присоединяет головки рукавов к напорным патрубкам насоса и работает на насосе и радиостанции. Пожарный № 6 выполняет обязанности связного. 162. Полное развертывание отделения автонасоса с подачей двух стволов «А» производится по команде «Отделение, автонасос на водоем № 2, два ствола «А» (указывается направление)— марш» (рис. 96). По этой команде пожарный № 1 и № 3 переносят по две скатки рукавов и стволы «А» к разветвлению, прокладывают рабочие линии и работают со стволами. Пожарные № 2 и № 7 прокладывают магистральную линию с правой стороны автонасоса. После этого пожарный N2 2 работает подствольщиком, а пожарный № 7 продолжает наращивать магистральную линию, устанавливает разветвление, возвращается к автонасосу, берет шанцевый инструмент и работает с ним. Пожарные № 3 и N° 4 прокладывают вторую магистральную линию с задней рукавной катушки (с левой стороны) автонасоса. Пожарный № 4 переносит разветвление, соединяет магистральную и рабочие линии и работает подствольщиком. Пожарный № 5 вместе с водителем устанавливает автонасос на водоем и работает на разветвлениях. Если магистральные линии проложены в противоположные стороны, то на втором разветвлении работает пожарный NS 7. Водитель работает на насосе и радиостанции, Пожарный № 6 выполняет обязанности связного. 163. Полное развертывание отделения с установкой мотопомпы МП-800 производится по команде «Отделение, мотопомпу на водоем, ствол «Б» (указывается направление) — марш» (рис. 97). По этой команде пожарный № 1 переносит два рукава и ствол, прокладывает рабочую линию и работает со стволом. Пожарный № 2 переносит два запасных рукава для наращивания линии и работает подстволыдиком. Пожарные № 3, № 4 и N° 6 прокладывают магистральную линию. Пожарный № 3 работает с шанцевым инструментом. Пожарный № 4 устанавливает разветвление. Пожарный № 5 вместе с мотористом (водителем) устанавливает мотопомпу на водоем и работает на разветвлении. Моторист работает на мотопомпе.
Рис. 98. Полное развертывание от мотопомпы МП-1400
164. Полное развертывание отделения с установкой мотопомпы МП-1400 производится по команде «Отделение, мотопомпу на водоем, два ствола «Б» и «А» (указывается направление)— марш» (рис. 98). По этой команде пожарный № 1 переносит два рукава и ствол «Б», прокладывает рабочую линию и работает со стволом, а пожарный № 2 — два рукава и ствол «А», прокладывает рабочую линию и работает со стволом. Пожарные № 3 и № 4 прокладывают магистральную линию, присоединяют к ней разветвление и рабочие линии. После этого пожарный № 3 работает подстволыдиком, а пожарный № 4 на разветвлении. Пожарный № 5 вместе с мотористом устанавливает мотопомпу на водоем и следит за магистральной линией. Моторист работает на мотопомпе. 165. При боевом развертывании могут быть следующие варианты взаимодействия между отделениями караула при организации подачи воды вперекачку; между отделениями караула и боевым расчетом передвмжной насосной станции; отделений караула с пожарным катером; отделений караула с боевым Рис. 99. Подача воды вперекачку с использованием промежуточной емкости расчетом пожарного поезда; между отделениями при подвозке воды автоцистернами и т. д. При работе двух отделений караула могут быть и другие варианты взаимодействия. 166. Подача воды вперекачку производится двумя способами: — перекачка в промежуточную емкость (рис. 99); — перекачка из насоса в насос. При первом способе установленная на водоисточник автоцистерна (автонасос) подает воду в емкость, из которой вода забирается следующим автонасосом (автоцистерной) и подается во вторую промежуточную емкость или к месту пожара. По команде «Караул, автонасос на водоем, автоцистерну на промежуточную емкость, три ствола «Б» (указывается направление)— марш» боевой расчет автоцистерны устанавливает ее на промежуточную емкость, прокладывает магистральную и рабочие линии и работает со стволами. Боевой расчет автонасоса устанавливает его на водоисточник и прокладывает магистральную линию в промежуточную емкость. При перекачке воды из насоса в насос (рис. 100 «а» и 100 «б») рукавная линия, идущая от автонасоса (автоцистерны), установленного на водоисточник, присоединяется к всасывающему патрубку следующего насоса. По команде «Караул, автонасос на гидрант, автоцистерну с лафетным стволом (указывается направление) — марш» боевой расчет автоцистерны прокладывает встречные магистральные рукавные линии и работает со стволом, установленным на кабине автомобиля. Боевой расчет автонасоса устанавливает автомобиль на водоисточник и прокладывает магистралньые линии к автоцистерне. 167. Подача воды от передвижной насосной станции отделением на автонасосе (автоцистерне) производится по команде «Отделение, две линии д = 150 мм от насосной станции при помощи рукавного автомобиля — проложить». По этой команде прокладываются две магистральные линии в заданном направлении. На каждой линии устанавливается четырехходовое разветвление. По команде «Отделение, ствол «А» (указывается направление) от разветвления — марш» (рис. 101) отделение устанавливает на рукавной линии четырехходовое развертывание и подает ствол «А». Каждое прибывшее отделение присоединяет свое разветвление к четырехходовому разветвлению и подает необходимое количество стволов.
Рис. 100 «б». Подачи воды в перекачку из насоса в насос по одной линии
Рис. 100 «в». Подача воды в перекачку из насоса по двум линиям По команде «Отделение, рукавную линию Д=150 мм от насосной станции до автоцистерны рукавным автомобилем — проложить» отделение прокладывает рукавную линию и подает воду в промежуточную емкость. По следующей команде от автоцистерны подается необходимое количество стволов. 168. При подаче воды способом в перекачку рукавным автомобилем прокладывается от насосной станции одна или две рукавные линии Д = 150 мм. В то же время устанавливаются двухходовые разветвления, от которых прокладываются рукавные линии диаметром 89 или 77 мм к месту установки автонасоса. С помощью переходов рукавные линии присоединяются к заборным патрубкам автонасосов или опускаются в промежуточную емкость. Затем от автонасосов прокладываются рукавные линии и подаются стволы на исходные позиции. 169. Взаимодействие отделений на автоцистернах (автонасосах) с отделением пожарного катера может производиться при его стоянке у причала или на рейде.
Рис. 101.Взаимодействие отделений на автоцистернах (автонасосах) с передвижной насосной станцией Боевое развертывание пожарного катера, стоящего у причала, производится по команде командира катера «Отделение, рукавную линию из скаток на берег — марш». По этой команде пожарные прокладывают рукавную линию на берег и присоединяют ее к напорному патрубку насоса катера. Моторист приводит в действие насос и следит за режимом его работы. Рулевой устанавливает радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи. Командир отделения автоцистерны подает команду «Отделение, рукавную линию с катушки до катера — марш». По этой команде прокладывается рукавная линия от разветвления до линии, проложенной с катера. Боевое развертывание отделения пожарного катера и отделения пожарного автомобиля при стоянке катера на значительном расстоянии от берега производится по следующей команде командира катера: «Шлюпку на воду, рукавную линию на берег— проложить». По этой команде рулевой и старший моторист спускают шлюпку на воду, пожарный № 1 садится на весла, пожарный № 2 берет головку рукава, садится в шлюпку и вместе с пожарным № 1 продолжают движение в заданном направлении. Пожарный № 3 раскатывает на палубе рукава, соединяет их между собой и направляет линию по ходу движения шлюпки. Пожарные № 1 и № 2, причалив к берегу, передают головку рукава пожарным отделения на автомобиле (рис. 102).
Прокладку рукавной линии по воде от катера до берега можно производить волоком с помощью веревки. Для этого необходимо с помощью шлюпки проложить веревку от катера до берега, привязать конец веревки за головку и тянуть веревку и рукавную линию к берегу. При этом головка рукава должна закрываться заглушкой.
Рис. 103. Взаимодействие отделений на автоцистернах (автонасосах) с пожарнымпоездом 170. При организации взаимодействия отделений на автоцистернах с боевым расчетом пожарного поезда подается команда «Отделение, рукавную линию до первого пожарного автомобиля— проложить». Пожарные N° 1 и № 2 прокладывают рукавную линию от пожарного поезда до автоцистерны. Водитель присоединяет рукавную линию к всасывающему патрубку насоса. Дизелист пожарного поезда подает воду в рукавную линию, Боевому расчету на первой автоцистерне подается команда «Отделение, две магистральные линии к головной автоцистерне—марш», а расчету на головной автоцистерне—«Два ствола «А» (указывается направление) — марш» (рис. 103). По этим командам номера боевых расчетов автоцистерн выполняют обязанности, изложенные в настоящей главе. При организации взаимодействия боевого расчета пожарного поезда и отделений на автоцистернах (автонасосах) могут быть использованы и другие схемы боевого развертывания и подачи воды. 171. Для организации подвоза воды автоцистернами необходимо одну автоцистерну установить на водоисточник и использовать ее для заполнения водой других цистерн. Остальные автоцистерны 'Используются для подвоза воды. Привозной водой заполняется специальная промежуточная емкость или автоцистерна, установленная на месте пожара.
|