![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оперативно-тактическая характеристика объектов.
Объекты металлургии и машиностроения имеют разнообразные цеха, объединенные в основные группы: - заготовительные; - обрабатывающие; - сборочные; - вспомогательные; - обслуживающие. В зависимости от полноты производственного цикла и объема производства в состав завода могут входить и другие цеха. Территория предприятия подразделяется на основные зоны: - производственную; - складскую; - энергетических сооружений; - производственные площадки. Современные предприятия занимают большие площади. Для прогнозирования возможной обстановки остановимся на характеристике тех цехов, которые в случае возникновения пожаров повлекут за собой прекращения выпуска основной продукции: - литейные; - кузнечно-прессовые; - механические; - термические; - сборочные. Металлургические и машиностроительные предприятия сложные по своей технологической схеме и занимают обширные площади. На современном заводе насчитывается до ста производственных зданий. Большинство зданий имеют значительные размеры (длинна-2000м, ширина-400м, высота-30м). Цеха оборудованы мостовыми кранами или подвесным транспортом большой грузоподъемности. Каркас зданий стальной с облегченными конструкциями стен и покрытий на основе стального профилированного листа с утеплителем. Многоэтажные здания устраивают для размещения отдельных производств с вертикальным технологическим процессом или для изготовления мелких трудоемких изделий. В таких зданиях размещают лаборатории и конструкторские бюро, вспомогательные и административные помещения. Наибольшее применение имеют здания 3-5 этажные. Эти здания выполняют по схеме с полным каркасом, основными частями которого являются колонны и ригели. Наиболее сложные пожары могут в цехах, имеющих разветвленную сеть подземных сооружений в виде маслотуннелей и маслоподвалов, кабельных туннелей и электроподвалов машинных залов, размерами до 10тыс.м2 при высоте помещений 4-5м и более. Маслоподвалы имеют длину до100м, ширину до 10м и высоту до 7м и не имеют оконных проемов. Вход в маслоподвалы осуществляется через цеха. Масло в подвалах хранится в емкостях по 40-50м3 с общей массой масла 100-150 тонн и более. Горючая загрузка (в виде масла) колеблется в пределах 300-700 кг/м2.От маслоподвалов ответвляются один или несколько туннелей, в которых располагают маслопроводы или электрокабели. Горючая загрузка кабельных туннелей составляет 100кг на 1 метр длины туннеля. Перегородки туннелей с металлическими дверьми (предел огнестойкости 15-20мин.) не выполняют роль противопожарных преград. Промышленные здания насыщены станочным и другим оборудованием, создающим определенную горючую нагрузку помещений. В каждом станке содержится определенное количество масла для смазки гидропривода, зажимных приспособлений. Значительное +количество горючих жидкостей применяют в процессах тонкой шлифовки, на испытательных стендах, в прессовом оборудовании, в термических цехах закалочных ванн и баков, а также в качестве горючего для пламенных печей. Современные предприятия имеют много конвейерных и поточных автоматических линий. В цехах имеются мостовые краны, тяжелое оборудование, расположенные в одноэтажных зданиях. Цеха, не имеющие крупногабаритного и тяжелого оборудования иногда размещаются в многоэтажных зданиях. В помещениях цехов имеются покрасочные участки с применением нитрокрасок и эмалей, упаковки и консервации деталей, кладовые с дорогостоящими комплектующими. Одни цеха блокируются с другими, а также с подсобными складскими, вспомогательными помещениями, что увеличивает вероятность возникновения и перехода огня, особенно по конвейерам и автоматическим линиям. Наибольшую опасность возникновения пожара представляют окрасочные и сборочные цеха. Наиболее распространен метод покраски с воздушным распылением. В состав окрасочных цехов входят производственные отделения или участки: - подготовки поверхностей под окраску; - грунтование; - сушка и отделка окрашенных поверхностей; - краскоприготовительные или краскораздаточные кладовые; - кладовые химикатов и лакокрасочных материалов. Окрасочные участки могут размещаться в одном здании с другими производствами и могут быть в многоэтажных зданиях на верхних этажах. Лакокрасочные материалы доставляются транспортом, а при большом употреблении (200 - 250кг в смену) по трубам, прокладываемым в каналах ниже уровня пола. В цехах окрашиваются вагоны, автобусы, автомобили, трактора, станки и т.п. Окраска может быть при движении изделия или в неподвижном состоянии. При покраске пульверизатором значительное количество паров растворителей (бензола, сложных эфиров, спиртов и др.), поступает в окружающую среду, кроме того в цехах имеется запас растворителей и красок, все это создает возможность возникновения и распространения пожара в окрасочных цехах. Горючая загрузка в металлургических и машиностроительных цехах складывается: - горючие конструкции покрытий; - масло для гидроприводов, зажимных приспособлений; - смазка станков; - смазка поточных линий в прессовом оборудовании; - испытательные стенды термических цехов; - топливо для пламенных печей (газ, жидкость). Значительная горючая загрузка может быть в сборочных, механосборочных и механических цехах. Эти цеха насыщены оборудованием (верстаки, столы, сборочные автоматы, стенды, рельсовые и безрельсовые тележки, конвейеры, автоматические и полуавтоматические станки и линии), что препятствует действиям личного состава при тушении пожаров. В период сборки машин и агрегатов на конвейерах, сборочных столах может находиться много горючих материалов. В механических цехах имеются кладовые масел, которые применяют для смазки станков. Осложняют обстановку в этих цехах конвейеры и транспортеры. Оборудование находится под высоким напряжением, в цехах имеются кабельные туннели и маслоподвалы. Горячие цеха (кузнечные, кузнечно-прессовые, термические и литейные) имеют определенную опасность возникновения и распространения пожара. Общим для этих цехов является: - нагрев металла или изделий из него до высоких температур в нагревательных или плавильных печах. Горючая загрузка в таких цехах составляет 24-28кг/м2. Механические цеха не имеющие тяжелого и крупно-габаритного оборудования, а также мостовых кранов, иногда размещаются в многоэтажных зданиях. Много горючих жидкостей применяется в прессовом оборудовании, в закалочных ваннах, а также в качестве топлива (ЛВЖ, ГЖ и газы) для пламенных печей.
2. РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛУРГИИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ. Пожары на данных предприятиях чаще всего возникают в подвальных помещениях машинных залов, кабельных помещениях, маслоподвалах, на горючих покрытиях. При пожаре в маслоподвале создается сложная обстановка. Гореть может разлившееся масло, которое может непрерывно пополняться при истечении его через фланцевые соединения, трещины и отверстия, образовавшиеся при аварии. По мере распространения пожара возможна деформация и разрушение масляных баков, что приведет к еще большему увеличению площади пожара. Из-за отсутствия в маслоподвале окон при горении быстро повышается температура и происходит плотное задымление. Дым через дверные проемы и лестничные клетки распространяется в цех, в результате чего очень трудно подойти к подвалу и ввести в него силы и средства тушения. Пожар через дверные проемы и отверстия в местах прохождения маслопроводов и электрокабелей может также распространяться в маслотуннели и кабельные туннели. Не исключено распространение пожара и по дренажной системе. Наличие пожароопасных участков во многих случаях приводит к тому, что возникший в цехе пожар уже через 10-15 минут, а на покрасочных участках еще быстрее приобретает значительные размеры. Распространению пожара в окрасочных цехах способствует запас растворителей, лаков, красок и их паров в воздухе, наличие сухих пленок нитрокраски и лаков на поверхности пола и стенах вблизи рабочего места, а также на внутренних поверхностях воздуховодов, вытяжной вентиляции. Распространению пожара способствуют конвейеры и транспортеры. При пожарах на металлургических предприятиях возможно: - быстрое распространение огня в маслопроводах, кабельных туннелях и этажах, транспортерных галереях, на покрытиях большой площади и в системах гидравлики под высоким давлением; - возникновение и распространение пожара ниже уровня земли и на большой высоте; - плотное задымление больших объемов, распространяющееся на значительное расстояние от очага горения; - разливы расплавленного металла и шлака; - факельное горение газов и жидкостей, находящихся в аппаратах и трубопроводах под давлением; - загазованность территории аммиаком, коксовым, доменным и другими газами, взрывы газа и сажи.
3. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛУРГИИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ В ходе разведки РТП должен установить: - место сосредоточения огнеопасных веществ и материалов; - тип покрытия или перекрытий; - наличие и расположение вентиляционных устройств, шахт, проемов и отверстий в стенах и перекрытиях, возможность распространения огня по ним; - возможность остановки технологического оборудования и отключения электроэнергии; - возможность и необходимость прекращения подачи масла в гидросистемы, ЛВЖ и ГЖ в качестве добавок в шихту и на трактах углеподачи; - возможность распространения огня в перегрузочных узлах, транспортерных галереях, в маслоподвалах и кабельных туннелях. - необходимость и последовательность эвакуации производственного сырья, готовых изделий и оборудования. В начальный момент тушения пожара внутри цехов можно встретиться с сильным задымлением всего помещения, поэтому необходимо вскрыть верхние части окон или световые фонари для выпуска дыма - это делают при наличии стволов. Тушение пожаров имеет свои особенности в зависимости от технологического процесса и вида горючей загрузки. В зданиях с негорючими покрытиями первые стволы подаются внутрь горящего цеха, обеспечивая ликвидацию очагов горения; защиту участков, на которых имеется скопление ЛВЖ и ГЖ; немедленное охлаждение металлических конструкций и ценного оборудования. Если в горящем цехе производится электронагрев металла или изделий из него, необходимо выключить электропечи. При работе печи на жидком топливе или газе надо прекратить их подачу, опорожнить расходный бак с ГЖ через сливную аварийную трубу, а при ее отсутствии предусмотреть защиту бака пенными или водяными струями. Защищать газопроводы от воздействия огня или лучистой энергии путем их охлаждения. При пожаре в термических и кузнечно-прессовых цехах следует постоянно пользоваться консультациями обслуживающего персонала, перед введением водяных стволов необходимо дать указание ствольщикам, куда нельзя направлять струи, чтобы исключить возможность деформации оборудования в результате его быстрого охлаждения. Нельзя допускать попадания воды в селитренные ванны, чтобы избежать выбросов расплавленной селитры. Тушить горящее масло в закалочных ваннах пеной средней кратности или накрыванием их специальными крышками. Попадание воды на раскаленный металл и масло вызовет выброс расплавленной массы. При тушении пожаров в цехах холодной обработки металлов: - необходимо защищать от огня промывочные ванны, емкости с ЛВЖ и ГЖ, хранящиеся в отдельных помещениях; - -прекратить работу вытяжной вентиляции и вести наблюдение за воздуховодом; - при угрозе от огня промывочным ваннам, закрыть их крышками или слить жидкость. При пожарах в сборочных цехах: - организовать защиту от огня оборудование пенными или водяными стволами; - под защитой стволов производить эвакуацию техники, агрегатов и оборудования, привлекая для этого рабочих и служащих. При пожарах в окрасочных цехах: - выключить вентиляцию; - перекрыть задвижками воздуховоды; - тушить пеной и распыленной водой; - не допускать распространение огня в смежные помещения, вытяжные шкафы. При пожарах в маслоподвалах: - включить стационарные установки пожаротушения (при их наличии). При тушении передвижными средствами необходимо: - учитывать особенности планировки и расположения подвалов; - проверить, закрыты ли двери со стороны туннелей; - отключена ли вентиляция, электросиловая и осветительная линии; - у входа в маслоподвал установить пост безопасности и только после этого начинать продвижение в маслоподвал, при этом должно быть не менее одного звена ГДЗС в резерве; - на основных путях продвижения прокладываются канаты для ориентировки, концы которых надежно закрепляются за прочные негорючие конструкции.
Тема 1.30. Тушение пожаров газовых и нефтяных фонтанов и ликвидация последствий ЧС.
|