Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический дискурс как оБЪект лингвистического исследования

Политическая деятельность всегда играла особую роль в жизни общества. От определенной политической позиции или ситуации зависит место страны на международной арене, ее взаимоотношения с другими государствами, ее роль в деятельности мирового сообщества. Однако важную роль в определении имиджа страны играет способ ее презентации политическими лидерами данного государства. Посредством выступлений политики имеют возможность обратиться как к международному сообществу, так и к гражданам своей страны.

Слово «политика» произошло от греческого языка «politiko», которое означает государственные или общественные дела, сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. В толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой дают следующее определение слова политика: «деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями».

Политический дискурс трактуется как институциональное общение, которое использует определенную систему профессионально-ориентированных знаков, т.е. обладает собственным подъязыком (лексикой, фразеологией и паремиологией). Существует много методов для анализа политических дискурсов.

Предмет анализа составляет виртуальное измерение дискурса, которое рассматривается как семиотическое пространство, включающее вербальные и невербальные знаки, совокупным денотатом которых являются мир политики и тезаурус прецедентных высказываний, набор моделей речевых действий и жанров, специфических для общения в данной сфере. О таком анализе говорится в работах Е.И. Шейгал, Бертранд Д., Дэзэ А., Мисика Ж..

Общая характеристика политического дискурса определяет его границы и содержание, системообразующие признаки и функции, описывает базовые концепты. В выяснении особенности нам поможет ответ на вопрос «для чего нужен политический дискурс?».

Основное назначение политической коммуникации – борьба за власть. По мнению многих ученых, в рамках семиотического подхода, всякая власть выражается в языке. А политика – это «не что иное, как кодифицированные знаки, развертываемые при помощи акта высказывания в социально-семиотический процесс – речевую дискурсию, понимаемую как совокупность речевых (дискурсивных) практик, оказывающих влияние на формирование представления об объекте (факте, явлении, процессе), который они представляют».

В процессе выступления политики должны не только проинформировать аудиторию о каком-либо аспекте общественной жизни, но, что важнее, добиться расположения аудитории, убедить слушателей принять ту или иную позицию, а также заручиться поддержкой граждан. Это борьба за власть и получение доверия слушателей, что предопределяет его основные функции и способы их реализации. Шейгал вычислила следующие основные функции политического дискурса:

- интеграция и дифференциация групповых агентов политики;

- агональность и гармонизация отношений участников политического процесса;

- акциональная функция (в политике «говорить» значит «делать»);

- функция интерпретации (создание «языковой реальности» поля политики);

- контролирующая и регулятивная функции (манипуляция сознанием и контроль за действиями политиков и электората)

Исследования выступлений политиков позволяют, с одной стороны, прогнозировать дальнейшие действия и намерения, а с другой – устанавливать наиболее эффективные способы воздействия на слушателей. Мы можем это понять через отличия политического языка от обычного. Ведь лексика в политическом дискурсе – терминологична. Во-вторых, специфичная структура дискурса является результатом своеобразных речевых приемов, а также его звукового и письменного оформления, поэтому исследование политического дискурса связано с анализом формы, задач и содержания дискурса, употребляемого в определенных политических ситуациях. Например: выступление политика-кандидата на президентских выборах перед народом отличается от выступления политика на трибунах международных организацией тем, что первый должен достичь доверие слушателя, который будет выбирать и голосовать. А второй передает позицию страны, которую представляет, и не обязан убедить присутствующих. Это объясняются характеристиками политического дискурса.

Другая особенность политического дискурса - «тоталитаристский» дискурс. В.З.Демьянков говорить, что когда пытаются охарактеризовать особенности «тоталитаристского» дискурса, неизбежно вводят в описание этические термины, например, по Х. Медеру:

- «ораторство»: доминирует декламаторский стиль воззвания,

- пропагандистский триумфализм,

- идеологизация всего, о чем говорится, расширительное употребление понятий, в ущерб логике,

- преувеличенная абстракция и наукообразие,

- повышенная критичность и «пламенность»,

- лозунговость, пристрастие к заклинаниям,

- агитаторский задор,

- превалирование «Сверх-Я»,

- формализм партийности,

- претензия на абсолютную истину.

Эти свойства отличают политический дискурс от других видов речи.

Эта полемичность сказывается, например, на выборе слов и представляет собой перенесение военных действий с поля боя на театральные подмостки. По мнению некоторых психологов, такая сублимация агрессивности заложена в человеческой природе. Направлена полемичность на внушение отрицательного отношения к политическим противникам говорящего, на навязывание иных ценностей и оценок. Вот почему термины, оцениваемые позитивно сторонниками одних взглядов, воспринимаются негативно, порой даже как прямое оскорбление.

Многие считают, что важнейшими ориентационными знаками политического дискурса являются имена политиков (антропонимы). Особое место среди антропонимов занимают прозвища, которые широко используются средствами массовой информации для создания образов политиков. После революции в Тунисе, в местных и иностранных франкоговорящих средствах массовой информации появилось прозвище ZABA. Это инициалы имя бывшего президента Туниса, которые используются, когда вопрос идет о перечислении ошибок его эпохи. А чтобы охарактеризовать долгие годы управления бывшего президента Египта Мубарак появилось прозвище Фараон.

Употребляются в политическом дискурсе также знаки вербальной агрессии, которые включают бранную лексику и политические ярлыки, такие термины, как: мигранты, национальные меньшинства, лица кавказской национальности, лица славянской внешности, «ходячий гроб».

Значительное место в семиотическом пространстве политического дискурса занимает афористика, которая фиксирует в своей семантике обширный пласт знаний, отражающих опыт бытия Homo politicus. Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров включают в число языковых афоризмов следующие типы единиц: 1) пословицы и поговорки; 2) крылатые слова – «краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц»; 3) призывы, девизы, лозунги и «другие крылатые фразы, которые выражают определенные философские, социальные, политические воззрения»; 4) общественно-научные формулы и естественнонаучные формулировки. Политическая афористика – это языковые рефлексы политической коммуникации. Афористика политической коммуникации относится к ориентирующим знакам, по которым политик опознается в дискурсе. Так, например, высказывания В.В. Жириновского: «Во всем мире есть чиновники-идиоты, но наши отличаются особой глупостью».

В отличи от дипломатического дискурса, с политическим дискурсом мы сталкиваемся ежедневно. Он не замкнут профессиональными рамками и доступен для понимания практически каждому члену общества, потому что основная функция политического дискурса сводится не только к функции убеждения, а заключается в его использовании в качестве инструментаполитической власти. В этом заключается особенность политического языка. Его можно использовать не только профессиональными политиками или государственными чиновниками, но и всеми членами языкового сообщества. В данном дискурсе нередко встречаются слова и выражения из общенародного языка как средства убеждения и контроля. Политический дискурс характеризуется манипулятивностью, что является необходимым условием для достижения политика его целей и задач. «Для достижения поставленной политиком цели, его речь должна затронуть нужную «струну» в массовом сознании, т.е. высказывания должны укладываться в рамки мнений и оценок адресатов. Этого можно добиться, прибегнув к различным средствам, в том числе и языковым, одним из которых, на наш взгляд, является афористичность речи». Афористичность создает определенный эмоциональный фон. Отличительные черты политических афоризмов – новизна, оригинальность мысли, доминирование субъективности, агитационный «подтекст», лесть, манипулятивность, что дает политическому дискурсу магию воздействия на слушателя благодаря своему «внешнему оформлению и внутреннему содержанию». Необходимо отметить наличие у каждого политического деятеля собственного набора афоризмов и афористических выражений. Они указывают на соответствующую компетентность говорящего, его социальный статус, уровень образованности и эрудированности и, соответственно, может существенно влиять на мнение слушателя о нем, желание занять сторону этого политического деятеля. Н.С. Бажалкина дает следующий пример, который, мы считаем, хорошо передает специфику и роль афористического выражения в политическом дискурсе: Н.С. Хрущев (1959): «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем Кузькину мать . Данное афористическое выражение подразумевает угрозу, в данном случае, в адрес Америки.

Политик как оратор широко использует иронию в своей речи. Ирония является интертекстуальным феноменом по своей природе. Функция иронии в политическом дискурсе – механизм смыслопорождения и интерпретации политических реалий. Реализация иронии в политическом дискурсе имеет лингвокультурологическую специфику. З.С. Хабекирова утверждает, что для реализации стратегии дискредитации в политическом дискурсе «используется определенный репертуар речевых тактик: это тактики обещаний, угрозы, например, нанизывание отрицательных фактов или последствий; также применяются тактики непрямых оскорблений, навешивания ярлыков, похвал и др. Достижению заданной цели способствуют и использование метафор с негативной оценочностью, приемы иронии и сарказма».

Политики иногда сильно выражают свои решения и обещания, например фраза " мочить террористов в сортире " или стучать ботинком с трибуны ООН. В интервью для телекомпаний США, Франции и Канады на вопрос журналиста NBC о пресловутом " нефтегазовом шантаже", в котором обвинил Россию в своей речи в Вильнюсе вице-президент США Дик Чейни, Путин ответил: " Высказывания подобного рода - это все равно что неудачный выстрел на охоте ". И всем присутствующим на конференции стало понятно, что имеется в виду история о том, как Дик Чейни на охоте случайно ранил из дробовика своего приятеля.

Как справедливо отмечает Е.И. Шейгал, в политическом дискурсе наблюдается конфликт двух тенденций - к понятийной точности, с одной стороны, и к смысловой неопределенности - с другой. Политики не должны давать повода обличить их в слабости приводимых аргументов, необоснованности высказанного положения, лжи, поэтому наиболее действенным в такой ситуации является использование ««пустого языка» - языка некатегоричного, референциально размытого, двусмысленного, языка «полулжи - полуправды».

Таким образом, можно сделать выводы о том, что политический дискурс понимается как речевые образования (устные или письменные), касающихся сферы политики, реализуемые вербально и экстра-вербально, актуализируются в определенном ситуативном контексте и направлены на осуществление конкретной прагматической семантики. Аргументативная коммуникация позволяет определить позиции политического деятеля, установить способы воздействия на аудиторию и проследить структуру построения аргументов, чтобы определенным образом воздействовать на сознание слушателей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Политического сторителлинга (актуальной нарративной технологии)
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал