Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы формообразования средовых комплексов: архитектурный дизайн.
Язык формирования архитектурной среды. В формировании объектов архитектурной среды особенно велика роль многообразных структур, которые синтезируются в итоге в конкретную форму. Возникает вопрос о «языке» архитектурно-дизайнерского формообразования как средстве соединения воедино отдельных структурных элементов, образующих целостную и выразительную форму. Применительно к архитектурной среде – это, во-первых, совокупность элементов пространственной формы; второй момент – «элементы значимой организации пространства»; третья составляющая архитектурного языка – специфическое соединение отдельных частей формы и образование сложного языкового знака (синтагмы) за счет приложения закономерностей композиции к элементам архитектурной и дизайнерской формы – к пространству и массе. Структурная модель средовых объектов определяется с помощью двух иерархически взаимосвязанных уровней языков – на «верхнем» используется «мягкий» язык метафор и других образных форм, на «нижнем» - «жесткие» языки морфологических трансформаций, языки-конструкторы, конкретные формы реальных композиций. Задачи композиционного формообразования объектов дизайна. Если учет формообразующих факторов позволяет набросать костяк будущей формы, идя от отдельных требований к целому, то закономерности композиции позволяют двигаться от целого к частному, добиваясь их согласования. С помощью трех основных категорий теории композиции «соподчиненности» - организованной объемно-пространственной структуры, тектонических отношений массы конструкции и материала, а также света, «соразмерности» - пропорциональных, метроритмических и масштабных характеристик и «согласованности» - пластических элементов формы с учетом светоцветовой среды и условий восприятия объекта, все характеристики объединяются в единое целое, создавая не только функционирующий объект, но и его художественный образ. Основой будущей композиции является правильное построение структуры сооружения или изделия, правильно найденный характер их объемно-пространственной организации во взаимодействии внутренних и внешних пространств. Когда мы говорим о структурных элементах обеспечивающих устойчивость и прочность формы, мы имеем в виду тектонику – пластически-образное выражение во внешней форме работы материала и конструкции, как, по словам А. Бурова: «художественно осмысленную конструкцию». Можно выделить четыре основных тектонических системы: монолитные, решетчатые, оболочки, каркасные. По мнению М. С. Кагана: «Тектоника составляет семантическую основу архитектурного художественно-выразительного языка», создавая ощущение или уравновешенности, устойчивости и главенствования, или, наоборот, динамичности и подчиненности в соответствии с назначением и реальным использованием. Соразмерность вещи и ее пластическая обработка позволяют идти дальше по пути придания форме наибольшей выразительности. Здесь главными являются средства гармонизации: пропорции, модуль, метр, ритм, масштабность. Но этого недостаточно. Нужно еще найти фактуру, цвет и пластику внешней формы. Преобразование предметной среды требует системного подхода к формообразованию завершенных объемно-пространственных предметных комплексов – ансамблей, которые характеризуются гармоничностью форм, художественным и стилистическим единством. Художественно-образное содержание средового ансамбля может быть развито и конкретизировано с помощью привлечения таких пространственных искусств как монументальная живопись и скульптура, как декоративно-прикладное искусство. Понятие «среда» становится связующим звеном между задачами формообразования и организацией жизнедеятельности, между производством и потреблением, между характеристиками материального окружения и образом жизни. Со средовым подходом связаны не только категории функции, конструкции, формы, но и деятельности, включающей поведение людей и ценности духовной и материальной культуры.
|