![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административно-правовые гарантии охраны прав и свобод граждан.
Это осуществление исполнительными органами действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите и применению административно-правовых санкций в случае их нарушения. Наблюдательная функция исполнительных органов находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими. Наблюдательными полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также специальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений. Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое использование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно отнести: а) приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств республик, входящих в состав РФ. Естественно, что имеются в виду случаи, когда в приостанавливаемых актах содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан; б) приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного надзора в области охраны труда и т.п.); в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты федеральных органов исполнительной власти, а Президент РФ - акты самого Правительства. В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется следующая конституционная позиция: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не могут применяться, если ими нарушаются права, свободы и законные интересы граждан. В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конституционный суд РФ может признать такие акты неконституционными, что влечет за собой утрату ими юридической силы. Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управления в случае нарушения ими прав граждан. Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предоставляется юридическая возможность своими средствами защищать свои права в сфере государственно-управленческой деятельности. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и законные интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение государственный механизм защиты его прав. Гражданин имеет право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов (должностных лиц). Такое возмещение осуществляется в гражданско-процессуальном порядке.
1.3 Особенности административно-правового статуса иностранцев Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч.3 ст.62 КРФ). Относящиеся к их административно-правовому статусу положения содержатся в: ФЗ от 25.07.02 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и правилах пребывания иностранных граждан в СССР и их транзитного проезда через территорию СССР ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.96 Ограничения, устанавливаемые для иностранных граждан и лиц без гражданства, связаны с их принадлежностью к другому государству. Соответственно они не участвуют в выборах глав администраций субъектов Федерации (губернаторов, мэров и т.п.), а также в референдумах по вопросам, связанным с функционированием исполнительной власти; они лишены права занимать государственные должности. Не несут военную службу. В интересах обеспечения безопасности и охраны общественного порядка им могут устанавливаться определенные ограничения в передвижении и выборе места жительства. Иностранцы и лица без гражданства несут такие же общие юридические обязанности, что и граждане России. Для постоянного пребывания на территории РФ они обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел и получить у них вид на жительство. Нарушение обязанностей (например, проживание без регистрации) влечет за собой юридическую ответственность. Поскольку нарушаться могут в основном общеобязательные правила, основным видом ответственности иностранцев и лиц без гражданства является административная. При этом они отвечают на общих основаниях с гражданами РФ. Исключение установлено только для лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. КоАП предусматривает также особую меру административной ответственности иностранцев и лиц без гражданства - административное выдворение за пределы РФ. В последние годы появились новые категории граждан, часть из которых является иностранцами или лицами без гражданства. Это вынужденные переселенцы и беженцы. Их статус регламентирован специальными законами. Беженцы обязаны регистрироваться в органах миграционной службы. В случае признания лица беженцем оно получает направление на временное поселение. Его обязанности: проживать в этом месте, соблюдать установленный там порядок проживания, проходить обязательные медицинские осмотры. На беженца распространяются все права гражданина РФ. Вынужденные переселенцы также подлежат регистрации. Им предоставлено право выбора постоянного местожительства. РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 63 КРФ). Указом Президента РФ от 21.07.97 утверждено положение о порядке предоставления РФ политического убежища.
2. Общественные объединения Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 КРФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются федеральными законами от 19.05.95 «Об общественных объединениях», от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 28.06.95 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 11.08.95 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Указом Президента от 16.05.96 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» и др. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в его уставе. Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение. Общественные объединения могут создаваться водной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Каждое из этих объединений имеет свои особенности. Так, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели. Общественный фонд - это один из видов некоммерческих объединений, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Общественное учреждение создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения. Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Регистрация общественных объединений — форма государственного контроля за их целевым назначением, но государство не вмешивается в их теку иду ю деятельность. Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегиональных общественных объединений — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений — органами юстиции соответствующих субъектов Федерации. Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда и др. Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав. Он должен предусматривать: название, цели, организационно-правовую форму объединения; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территорию, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении; права и обязанности его членов; компетенцию и порядок формирования, сроки полномочий; место нахождения руководящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом; порядок реорганизации и/или ликвидации объединения. Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательных кампаниях. Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые сведения. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры. Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, орган юстиции может вынести письменное предупреждение руководящим органам объединений. На финансовые органы возложен контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, вправе обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями или жалобами в административные органы. Очевидно, что и при осуществлении органами исполнительной власти контрольных и надзорных полномочий за деятельностью общественных объединений, а также рассмотрении жалоб по поводу нарушения прав и законных интересов граждан и общественных объединений возникают самые разнообразные административные правонарушения. Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям. Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зарегистрировавший его орган для исключения из единого государственного реестра юридических лиц. Среди общественных объединений важную роль играют политические партии. Под партией подразумевается общественное объединение, цель которого — участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Большой объем административной правоспособности принадлежит профсоюзам. Профсоюз —добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и зашиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране. Они располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, а также в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества. Они могут участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта. Названными выше нормативными актами в России впервые создана правовая база, закрепляющая и устанавливающая права молодежи и детских объединений. Им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном порядке и обратившимся за такой поддержкой к федеральным органам исполнительной власти молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет; детским объединениям, членами которых являются несовершеннолетние в возрасте до 18 лет. Правительство поручает федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти осуществление отдельных мер государственной поддержки молодежных и детских объединений и обеспечивает финансирование этих мер. Сюда относятся меры, направленные на предотвращение угрозы их здоровью, повышение уровня образования, культуры, по организации досуга, подготовку кадров, развитие международных связей и др. В Указе Президента «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» предусмотрены такие меры, как: выделение бюджетных ассигнований для обеспечения подготовки сборных молодежных команд России по авиационным видам спорта как основного резерва национальных сборных команд; укрепление и расширение связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе; право внеконкурсного поступления в военно-учебные заведения юношам, прошедшим соответствующую подготовку в военно-патриотических объединениях; право этих объединений пользоваться помещениями школ, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях и др. Эти меры позволят улучшить профессиональное ориентирование части молодежи на военную службу. Они служат серьезной поддержкой тем тремстам молодежным объединениям России, которые выжили в сложных реалиях сегодняшнего дня и готовы продолжить свою деятельность на благо процветания Отечества. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки
3. Коммерческие и некоммерческие организации К числу субъектов (участников) административных правоотношений относятся коммерческие и некоммерческие организации. Их органом управления является администрация (руководитель, его заместители, совет организации, правление или другой орган, которому делегированы права по управлению организацией), осуществляющая управленческие полномочия внутри организации, а также вступающая во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. Вопросы организации и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах»3 и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.). коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; некоммерческие — в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Разновидностями коммерческих и некоммерческих организаций являются предприятия и учреждения. В зависимости от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные. Государственные предприятия и учреждения по масштабу и значению своей деятельности могут быть общефедеральные, субъектов Федерации и местные (муниципальные). Предприятия могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: полное товарищество, товарищество на вере, общество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятия. Многообразны виды предприятий по отраслям: промышленные, сельскохозяйственные, жилищно-коммунальные, строительные, транспортные, связи и др. В соответствии с ГК предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Пока же она производится на основании ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности1, а также Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов: устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это выражение юридического равенства всех форм собственности, установленного ст. 8 Конституции. Однако законодательство предусматривает особые правила для государственных предприятий. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы. Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна. Государственные предприятия характеризуются тем, что они являются собственностью государства. Поэтому к ведению государственных органов относится создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; доведение в установленных случаях госзаказов; реорганизация и ликвидация государственных предприятий. Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на два вида: основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК) и на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных казенных предприятий (ст. 115 ГК). Государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые предприятием хозяйственные договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспективных задач. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые связи. Развиваются формы посредничества через биржи, брокерские конторы и т.п. Такое предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях — по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом) в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»1. Главной экономической проблемой государственных предприятий остаются инвестиции в связи с нехваткой средств на деятельность и развитие. Условия нормального функционирования и развития государственных предприятий зависят и от упорядочения правового регулирования хозяйственной деятельности. Правовое положение казенных заводов (фабрик, хозяйств) характеризуется меньшей степенью хозяйственной самостоятельности по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. Казенные предприятия (фабрики, хозяйства) стали создаваться в соответствии с Указом Президента от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий»2. За ними закрепляется на праве оперативного управления имущество ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Они находятся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование в данной отрасли (сфере управления). Постановлением Правительства от 6 октября 1994 г.3 был определен порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (фабрик, хозяйств). В частности, производственно-хозяйственная деятельность завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Завод вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Этот орган осуществляет контроль за выполнением плана-заказа и плана развития завода. Завод представляет ему статистическую и бухгалтерскую отчетность о выполнении плана-заказа, плана развития завода и о выпуске продукции (работ, услуг), произведенной в связи с осуществлением разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности. Для предприятий военно-промышленного комплекса государство определяет, какой вид оборонной продукции и в каком количестве ему необходим. Соответственно подбираются предприятия, получающие статус казенного и, следовательно, на них распространяются госзаказы, ресурсы для выполнения, планы и нормативы, в том числе и по заработной плате. Одновременно предприятия могут выпускать дополнительную продукцию, для которой они сами находят ресурсы, рынок сбыта, получают прибыль и выплачивают заработную плату, исходя из результатов. Это позволяет предприятиям военно-промышленного комплекса более эффективно использовать «двойные» (так называемые военно-мирные) технологии и стабилизировать цены на оборонную продукцию, так как с сокращением заказов и выпуска военной техники резко возрастают затраты на ее производство, которое для предприятия становится побочным. Положения о ликвидации государственных предприятий вследствие несостоятельности (банкротства) на казенные предприятия не распространяются (ст. 61 ГК). Влияние на негосударственные предприятия со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Государство не участвует в комплектовании состава администрации негосударственного предприятия. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, который является общим для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима. Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством и уставом предприятия. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет. Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные им органы. Собственник- или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления предприятием (совету, правлению), предусмотренному его уставом. Руководитель предприятия нанимается собственником; при найме с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. Руководитель предприятия без доверенности действует от его имени, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. В соответствии с законодательством ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой создано; признание в судебном порядке его регистрации недействительной; осуществление деятельности без лицензии; грубое нарушение закона; признание его несостоятельным (банкротом). Гражданский кодекс предусматривает, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Как видим, различия между предприятиями и учреждениями состоят в их предназначении, содержании их основной деятельности. Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. По каждой категории (типу) акций общество выплачивает акционерам дивиденды. Они выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, — иным имуществом. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности оно может заниматься только на основании лицензии. Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. На годовом общем собрании акционеров решается вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, рассматриваются годовой отчет общества и иные документы. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) или им и коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией. Федеральный закон «О производственных кооперативах» регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. Порядок распределения прибыли предусматривается уставом кооператива. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов, которые осуществляют руководство деятельностью кооператива, входят правление и (или) председатель кооператива. Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов определены Федеральным законом от 8 декабря 1995 г.1 Сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива. Производственный сельскохозяйственный кооператив является коммерческой организацией. Его виды — сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство, а также иные кооперативы производственного или хозяйственного назначения. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные при условии обязательного участия граждан и (или) юридических лиц в хозяйственной деятельности кооператива. Фонд определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК). Органы управления фондами, как правило, не являются государственными. Но некоторые из них обладают значительной административной правосубъектностью, например. Российский фонд федерального имущества, Положение о котором утверждено Указом Президента от 17 декабря 1993 г. Все коммерческие и некоммерческие организации обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правовой режим природопользования, правила безопасности, санитарно-гигиенические правила, земельное, антимонопольное и налоговое законодательство и т.д. Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, в частности привлекать эти организации к административной ответственности в случаях, предусмотренных законом.
4. Органы исполнительной власти Органы исполнительной власти - основной субъект реализации данной ветви государственной власти. Без него невозможно практическое осуществление государственно-управленческой деятельности, возникновение административно-правовых отношений. Административно-правовой статус иных участников такого рода правовых отношений во многом становится реальным именно в сфере деятельности таких государственных органов. 4.1 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Принципы - это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти. 1. Федерализм является ведущим принципом такого рода, определяющим не только построение системы исполнительных органов, но и характер их взаимоотношений. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 5 КРФ). Все они - равноправные субъекты Федерации. Федеративные отношения в их государственно-управленческом выражении заключаются прежде всего в том, что между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий в сфере государственного управления (ч. 3 ст. 11 КРФ). Соответственно определены предметы ведения Российской Федерации: установление системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; внешняя политика; оборона и безопасность, оборонное производство; защита государственной границы; метеослужба, стандарты, геодезия и картография; федеральная государственная служба (ст. 71 КРФ). Определены также предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; административное и административно-процессуальное законодательство и др. (ст. 72 КРФ). Установлено, что вне указанных пределов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Так, в частности, исполнительную власть в них осуществляют образуемые ими исполнительные органы. Принцип федерализма предполагает также возможность взаимной передачи части полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 78 Конституции РФ). 2. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти вытекает непосредственно из подзаконности осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обязанность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каждым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к ведению соответствующих органов исполнительной власти; соблюдение, обеспечение реализации и защита государственно-управленческими средствами прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим законодательством. 3. Принцип учета особенностей объектов государственно-управленческой деятельности. Его значимость определяется результатами процессов приватизации, развития частноправовых институтов, законодательным закреплением статуса общественных объединений, дальнейшим развитием комплекса прав и свобод граждан. Соответственно органы исполнительной власти призваны избирать различные методы управляющего воздействия, используя в ограниченных пределах средства непосредственного управления, в более широком масштабе средства государственного регулирования, а также различные формы взаимодействия и сотрудничества, а также координации. Вместе с тем данный принцип лежит в основе организации систем отраслевого и межотраслевого управления, использования в процессе государственно-управленческой деятельности методов централизованного и децентрализованного руководства, сочетания общефедеральных и территориальных (региональных) интересов. 4. Принцип разумного сочетания коллегиальности и единоначалия в организации и деятельности органов исполнительной власти обеспечивает учет коллективного мнения при решении основных вопросов государственно-управленческой деятельности. С этой целью широкое развитие получает система различного рода консультативных, координационных, совещательных советов, комиссий, комитетов и проч., образуемых при соответствующих органах исполнительной власти. Некоторые исполнительные органы (например, государственные комитеты) образуются в качестве коллегиальных. В других органах действуют коллегии (например, в министерствах). В то же время единоначалие является средством обеспечения должной дисциплины, необходимой для деятельности исполнительно-распорядительного характера, а также для установления режима ответственного управления под руководством единоначального руководителя. Коллегиальность полезна при выработке управленческих решений, а единоначалие - непременный атрибут собственно государственно-управленческой деятельности. Из предыдущего принципа вытекает следующий — ответственность органов исполнительной власти в целом и каждого государственного служащего за порученный им участок государственно-управленческой работы. Этот принцип закрепляется в положениях о конкретных органах исполнительной власти. Так, Положением о Министерстве природных ресурсов РФ на него возложена ответственность за управление государственным фондом недр, использование и управление водным фондом. Министр при этом несет персональную ответственность за выполнение руководимым им министерством возложенных на него задач. 5.Принцип гласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего сведения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в названных актах сведений, составляющих государственную тайну.
4.2 Виды органов исполнительной власти Органы исполнительной власти различаются по содержанию и конкретной направленности своей деятельности. Возможно их подразделение на следующие видовые группы. 1. По территориальному масштабу деятельности, во многом определяемому федеративным устройством РФ, можно выделить федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В последнее время органы субъектов Федерации все чаще обобщенно называют региональными. Местных органов исполнительной власти сейчас официально не существует (т.е. на территории районов, городов, поселков и т.п.), так как все они действуют в системе местного самоуправления, т.е. не являются государственными органами. Тем не менее их нельзя полностью игнорировать в качестве исполнительных органов. Территориальными являются органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти на территории субъектов Федерации (например, управления, инспекции и т.п.). Они не входят, однако, в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации. Наконец, возможно образование меж территориальных исполнительных органов, т.е. действующих на территории нескольких регионов. Это характерно для организации управления транспортом (например, железные дороги), обороны (например, военные округа) и т.п. В качестве местных исполнительных органов можно рассматривать администрацию государственных предприятий и учреждений, конечно, при условии учета особенностей принадлежащих администрации полномочий. 2. По характеру компетенции различаются органы исполнительной власти: общей компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия, распространяющиеся на все или на большинство участков государственно-управленческой деятельности. Это наиболее значимые органы: правительства, администрации субъектов РФ; отраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия в границах порученных им отраслей управления (например, железнодорожным транспортом, внутренними делами и т.п.). Как правило, это министерства, федеральные службы, аналогичные им органы в субъектах Федерации; — межотраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия по отнесенным к их ведению специальным вопросам, общим для всех или нескольких отраслевых систем (например, координация по вопросам стандартизации, охране окружающей среды и т.п.). Это и государственные комитеты, и министерства, и некоторые федеральные службы. Все зависит от того, какие конкретно функции и полномочия закреплены за данным органом; —смешанной компетенции, т.е. осуществляющие свои функции и полномочия как в отраслевом, так и в межотраслевом масштабах. В большинстве случаев именно такого рода компетенция характерна для федеральных органов исполнительной власти различных организационно-правовых форм. 3. По порядку и способам образования выделяются органы исполнительной власти: образуемые главами государств. Так, Президент РФ фактически формирует Правительство РФ, образует федеральные органы исполнительной власти. Аналогичны полномочия президентов республик, входящих в состав РФ; образуемые органами законодательной (представительной) власти. Такой порядок предусмотрен конституциями некоторых республик. Например, в Республике Дагестан правительство образуется Государственным Советом; образуемые самими органами исполнительной власти. Так, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» предусмотрена возможность образования им органов при Правительстве (сейчас, например, в качестве федерального органа исполнительной власти действует Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ). Кроме того, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои внутриотраслевые территориальные органы; в отдельных случаях наблюдается способ избрания. Однако он не имеет отношения к образованию самих органов исполнительной власти, так как избираться могут лишь руководители некоторых из них. Так, избираются главы администраций краев, областей и т.п. Председатели правительств республик Коми и Хакасии избираются населением. 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают: — коллегиальные органы, в которых основные вопросы компетенции решаются по большинству членов данного органа (например, коллегиальными являются государственные комитеты и федеральные комиссии); естественно, коллегиальными являются и правительства; — единоначальные органы, в которых полномочия решать основные вопросы сосредоточены в руках руководителя (все остальные органы). 5. По организационно-правовым формам, что находит свое выражение прежде всего в их наименовании. В настоящее время действуют следующие органы исполнительной власти: правительства; министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; федеральные надзоры; российские агентства. Это федеральный уровень. Но и на региональном уровне практически действуют органы, совпадающие по наименованию с первыми тремя их видами. Кроме того, в краях, областях РФ функционируют администрации; в городах федерального значения — мэрии (г. Москва). В числе исполнительных органов можно обнаружить департаменты, инспекции, управления, комитеты, отделы и т.п. Следующим вопросом логично предположить характеристику системы органов исполнительной власти. Это так. Однако прежде следует особо рассмотреть роль Президента Российской Федерации в организации и осуществлении исполнительной власти.
4.3 Система федеральных органов исполнительной власти На федеральном уровне система органов исполнительной власти в настоящее время представлена следующими звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; российские агентства; федеральные надзоры; иные органы. Рассмотрим основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого звена. 1. Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ. Его статус определен Конституцией РФ (ст. 110—117), Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 1). Правительство РФ - коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Членами Правительства являются Председатель, его заместители и федеральные министры. В состав Правительства могут быть введены иные руководители федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства назначается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Освобождение от должности Председателя (например, в связи с его отставкой) влечет за собой отставку всего Правительства. Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Эти органы подчинены Правительству и ответственны перед ним. Правительство утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти (кроме тех, которыми непосредственно руководит Президент РФ); назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, утверждает членов их коллегий; вправе отменять или приостанавливать действие правовых актов этих органов. Правительство РФ реализует в своей деятельности различного рода полномочия. В числе общих полномочий: обеспечение единства системы исполнительной власти; направление и контроль деятельности ее органов; реализация права законодательной инициативы; регулирование в социально-экономической сфере. Иные его полномочия реализуются по важнейшим сферам жизни: экономики (например, регулирование экономических процессов, управление федеральной собственностью, общее руководство таможенным делом); финансовой политики (например, разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление ей отчета об исполнении бюджета, реализация налоговой политики, валютное регулирование); социальной (например, обеспечение реализации прав граждан в области социального обеспечения, трудовых прав, прав на охрану здоровья); науки, культуры и образования (например, государственная поддержка фундаментальной науки, культуры, проведение единой государственной политики в области образования); природопользования и охраны окружающей среды (например, организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов); обеспечения законности, прав и свобод граждан (государственная политика в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, по борьбе с преступностью); обеспечения обороны и государственной безопасности (например, обеспечение ресурсами Вооруженных Сил, меры по охране Государственной границы РФ); внешней политики (например, заключение международных договоров, регулирование внешнеэкономической деятельности). По вопросам своей компетенции Правительство РФ издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — в форме распоряжений. Акты Правительства могут быть обжалованы в суд. Подписывает акты Правительства его Председатель. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» особо оговорены полномочия его Председателя по вопросам организации работы Правительства. Так, он определяет основные направления его деятельности, организует его работу: распределяет обязанности между своими заместителями, ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса, представляет Президенту РФ предложения о наложении на членов Правительства дисциплинарных взысканий и о их поощрении, вносит предложение об образовании Президиума Правительства. В Президиум Правительства входят руководители ведущих министерств. В последнее время в Президиум включаются и руководители некоторых субъектов Федерации. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов. Правительство полномочно отменить любое решение Президиума. Основной организационной формой работы Правительства являются его заседания, проводимые не реже одного раза в месяц. Отдельные вопросы могут рассматриваться на закрытых заседаниях. Граждане информируются через средства массовой информации о рассматриваемых вопросах и о принятых решениях. Члены Правительства участвуют в его заседаниях с правом решающего голоса. Они также принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, а заместители Председателя Правительства, кроме того, координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти. Определен круг вопросов, решаемых исключительно на заседаниях Правительства. Это вопросы федерального бюджета, объема выпуска государственных ценных бумаг, о внесении в Государственную Думу законопроектов, проекты программ приватизации федеральной государственной собственности, вопрос об образовании Президиума Правительства, утверждение положений о федеральных органах исполнительной власти, утверждение Регламента Правительства, положения об Аппарате Правительства и другие вопросы. Регламент Правительства РФ определяет организационные основы его деятельности (например, процедуры подготовки проектов его правовых актов). Он утвержден Правительством РФ 18.июня 1998 г. Аппарат Правительства РФ образуется для обеспечения его деятельности и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством. Его возглавляет Руководитель Аппарата — заместитель Председателя Правительства или федеральный министр. Рабочими звеньями Аппарата являются департаменты. Взаимоотношения Правительства РФ с Государственной Думой строятся на следующей основе: Правительство вправе вносить в Думу законопроекты, поправки к рассматриваемым Думой законопроектам; давать письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о расходах за счет федерального бюджета; направлять официальные отзывы о рассматриваемых законопроектах. Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания (а также на заседаниях комитетов и комиссий). Они обязаны по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы. Правительство информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначаются официальные представители Правительства в Государственной Думе и Совете Федерации. Председатель Правительства вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В этом случае Дума вправе либо выразить ему доверие, либо отказать в таковом. Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент принимает решение об отставке Правительства также в случаях выражения ему недоверия Государственной Думой либо при отказе Думой в доверии Правительству. Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, создает согласительные комиссии для разрешения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации. Правительство вправе учреждать координационные и совещательные органы, а также «органы при Правительстве». Так, на правах федерального органа исполнительной власти действует Государственная хлебная инспекция РФ (Росгосхлебинспекция). Не имеет подобного статуса, например, действующий при Правительстве РФ Центр экономической конъюнктуры. Правительство РФ является органом федеральной исполнительной власти общей компетенции. Именно поэтому в Законе о нем достаточно полно определены его полномочия в отношении иных федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых носит другой характер. Что же касается именно характера компетенции федеральных органов исполнительной власти, работающих под руководством Президента РФ и Правительства РФ, то необходимые для его понимания позиции сформулированы в следующих указах Президента РФ: «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. и «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. А их реально существующая система закреплена уже упоминавшимся Указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г. В настоящее время для обозначения характера компетенции федеральных органов исполнительной власти используется категория, единая для всех их разновидностей, а именно сфера деятельности. Что скрывается за этой терминологической конструкцией? Ответ на данный вопрос можно получить, анализируя административно-правовой статус конкретных видов этих органов. 2. Федеральные министерства. Сейчас они рассматриваются в качестве ведущих звеньев субъектов исполнительной власти. Их управленческое назначение определяется следующим образом: министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Из этого определения вытекают следующие выводы. Во-первых, министерство осуществляет управление, т.е. государственно-управленческую деятельность по реализации исполнительной власти. Во-вторых, эта его деятельность ограничена определенными рамками, т.е. установленной для него сферой деятельности. В-третьих, помимо полномочий, осуществляемых в отношении объектов, находящихся в сфере его деятельности, министерство также наделено координационными полномочиями в отношении не подведомственных ему исполнительных органов, а следовательно, и в отношении находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов. Поясним это на примере. Так, Министерство природных ресурсов РФ проводит государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны; осуществляет государственное управление фондом недр, использованием и охраной водного фонда; координирует в рамках своей сферы деятельности работу иных органов. При осуществлении государственного управления оно руководит работой подчиненных ему территориальных органов и подведомственных организаций (например, водохранилищ, защитных гидротехнических сооружений). Координационные же функции и полномочия министерства распространяются на всех недропользователей и водопользователей независимо от их ведомственной принадлежности или подчиненности. Соответственно решения министерства и его территориальных органов являются обязательными для исполнения названными ранее пользователями государственного фонда недр и водного фонда и для тех органов исполнительной власти, в ведении которых функционируют эти пользователи. Аналогичная картина наблюдается при анализе положений о многих других фе
|