Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VIII. О божественной молитве
258. О спасительном именовании и призывании Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в поистине священной и боготворной молитве 259. О блаженных наших отцах патриархе Каллисте и Игнатии 260. Что такое священная молитва 261. О том, что христиане: лица священного сана, монахи и миряне – должны, по возможности, молиться о имени Иисуса Христа, по крайней мере, в определенное время 262. О том, что, кроме литургии, в Церкви бывает семь суточных хвалений 263. Почему существует семь хвалений 264. Почему пение на дни святых и священные праздники мы начинаем с вечера 265. О том, что Божественная литургия есть служба особенная, Самим Спасителем вверенная священникам, и не сливается с другими молениями, и не причисляется к ним 266. О соблюдении так называемого хвалебного последования 267. Об Иерусалимском уставе 268. О Полунощнице и о том, для чего ударяют в доску 269. Что означает, при отсутствии священника, читаемое в начале «молитвами святых отец наших» 270. О пятидесятом псалме 271. О псалмах Непорочного 272. Почему и утром и вечером читается «Символ веры» 273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам 274. О девяти песнях канонов 275. О песнопениях, произносимых сидя 276. О кондаке и икосе 277. О екзапостиларии, хвалитех и великом славословии 278. О «Трисвятой» песни 279. Что означают в «Трисвятом» слова «Святый, Святый, Святый» и прочее 280. Что означают слова «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас» 281. О Петре Кнафее 282. Когда читается «Трисвятое» 283. О песни «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и о том, кем она составлена 284. Краткое толкование священнейшей молитвы «Отче наш» 285. Почему во всех молитвах и прежде всякой молитвы мы испрашиваем у Бога милости. 286. Что значит «премудрость, вонмем» и «премудрость, прости» 287. О молитве отпуста 288. О первом часе 289. Почему на каждом часе и на других последованиях полагается сорок раз возглашать «Господи, помилуй» 290. О следующих часах: третьем, шестом и девятом, вместе с первым 291. О псалмах третьего, шестого и девятого часа 292. О том, что все последования, по чиноположению, совершаются в три периода времени: и в честь Троицы, и для предупреждения нашей лености 293. О последовании так называемых изобразительных 294. Краткое толкование «заповедей блаженств» Спасителя 295. О вечерне и о том, что преимущественно три службы начинаются у престола и у него заканчиваются: утреня, Божественная литургия и вечерня 296. О том, что три первые псалма Псалтири относятся преимущественно к Господу 297. Что означают вечерний вход, преклонение иерея и поднятие им главы, а также восхождение к алтарю и вход 298. Для чего вечерний вход бывает торжественнее в субботу и прочие Господские праздники, и в праздники святых 299. Что означает вход утренний 300. О том, что и в монастырях в день недельный утренний вход совершается во образ Воскресения 301.Что означают дневные прокимны 302. О сугубой ектении и молитвах прошений, как о деле совершенно необходимом 303. О литии в притворе и о прочих молитвословиях вне храма 304. О последней молитве на литии 305. Для чего светильники несут перед иереем 306. О так называемом благословении хлебов 307. О последовании повечерий 308. О том, что должно сохранять общие уставы 309. Начало постановлений и чиноположений так называемого песненного последования 310. О песненной вечерне 311. Что означает фимиам, в молчании распространяемый перед вечерней и утреней 312. О трех малых антифонах на песненной вечерне 313. О песненной утрени 314. О совершаемых в притворе молитвах, о бывающем там каждении и входе. О значении всего этого 315. О пятидесятом псалме 316. О третьешестом часе в посты и о литургии Преждеосвященных Даров 317. Почему литании совершаются вне храма и для чего при их совершении носят кресты и святые иконы 318. Для чего на вечерне во время паремий возжигаются светильники и что значат слова свет Христов просвещает всех 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы 321. О возносимом святом хлебе Панагии 322. О благочинии при трапезе братий и о молитвах 323. О возношении хлеба Пресвятой (Панагии). О кончине нашей, и о священном чине погребения, и о совершаемых по обычаю поминовениях 324. О частом приобщении страшных Тайн как деле для всех особенно полезном 325. О погребении архиереев и иереев, а также монахов и мирян 326. Для чего на останки усопшего полагается святая икона 327. Для чего, когда усопших несут в храм, поётся «Трисвятая» песнь 328. Об усыпальницах и как погребаются в них останки 329. О тех, которые действуют беспорядочно и смешивают все в своих действиях, и о том, что это очень опасно 330. О бесчинно входящих в алтарь неосвящённых лицах и о чине погребения усопших 331. Что означает целование, которое мы даем умершим 332. Что означают слова вечная память, которые поются в конце погребения 333. Почему за усопших полагается только двенадцать поклонов 334. О том, что священнейшее жертвоприношение благотворнее всего для усопших 335. О коливе, приносимом за усопшего 336. Для чего совершаются третины, девятины, сороковины и прочие поминовения 337. Для чего ежегодно совершаем мы поминовение отшедших Предисловие Книга святителя Симеона Солунского объясняет символику и смысл совершаемых в храме таинств и других священнодействий. В ней также подробно рассматриваются различные стороны (аспекты) храмовой жизни, правила поведения верующих в Церкви и совершения богослужений, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения, на основе Священного Предания. Книга рассчитана на всех, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие.
Святитель Симеон, архиепископ Солунский (XIV – 1429) – знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа (1416/1417–1429) он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона. Будущий святитель родился в Константинополе. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе. В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукоположен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города. Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата. Святитель Симеон – автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех работах он был пламенным защитником Православия – характерной для него является фраза: «Истинное благо для людей – быть Православными, а если не быть, то лучше умереть.» Святитель признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным трудом Диалог против Ересей и о Единственно-Истинной Нашей Христианской Вере, а Также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви, который считается классическим. Вместе с некоторыми его другими работами, он был впервые опубликован патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведён на новогреческий в 1791 году и на русский в 1856–1857 году, а затем воспроизведён у Миня в его Patrologia Graeca. Как экзегет богослужения, святитель придерживался преимущественно мистического толкования, следуя, главным образом, Дионисию Ареопагиту. Сочинения святого Симеона очень ценятся исследователями православного богослужения; Память святителя Симеона отмечается 15 сентября.
|