Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Организационно-методический.






1. Структура вступительного испытания.

Для абитуриентов, поступающих в Санкт-Петербургский государственный

университет на основную образовательную программу бакалавриата «Журналистика»

творческий конкурс является профилирующим экзаменом. Его цель заключается в

определении уровня профессиональной ориентации абитуриента и его личностно-

психологических (творческих) предпосылок к овладению избранной специальностью.

Творческий конкурс включает в себя два задания, сформулированных в

экзаменационном билете. Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.

Первое задание — письменное сочинение на одну из свободных тем.

Максимальный результат, который может быть получен за успешное выполнение

письменного задания, 50 баллов.

Второе задание — устное собеседование по предложенному в билете вопросу.

Максимальный результат, который может быть получен за успешное выполнение

письменного задания, 50 баллов.

На выполнение заданий отводится не более двух часов (120 минут). После этого до

устного ответа поступающего членам экзаменационной комиссии дальнейшая работа с

письменными материалами (сочинение и письменные тезисы устного ответа)

абитуриентам не разрешается.

1.1. Выполнение письменного задания

В соответствии с предлагаемым заданием абитуриент должен написать сочинение-

миниатюру (эссе) объемом не менее 150 слов. Тема сочинения не связана с анализом

литературного текста и только на этом основании и в этом смысле является свободной.

Приводимый выше список тем не является исчерпывающим и предлагается с

целью знакомства абитуриента с характером предлагаемых заданий. Назначение данного

задания – определить степень развития навыков письменной речи.

1.2. Выполнение устного задания (собеседование)

Цель собеседования – выявление знаний и коммуникативных способностей

абитуриента, в том числе навыков устной речи.

Содержательной основой для собеседования является материал по

обществознанию, однако творческий конкурс не является экзаменом по обществознанию.

Цель экзамена не только проверка знаний по данной дисциплине, но и выявление

коммуникативных способностей говорящего, его заинтересованности в овладении

социально значимой профессией, нацеленности на работу в средствах массовой

информации, а также в организациях, ведущих свою деятельность в сферах рекламы и

связей с общественностью.

2. Рекомендации поступающим.

С целью достижения высокой оценки за письменное задание абитуриентам

рекомендуется:

- формировать содержание сочинения в соответствии с предложенной темой;

- давать написанному сочинению заглавие, соответствующее тексту;

- правильно структурировать содержание в соответствии с логикой построения

текста (сочинение должно иметь начало и конец, быть завершенным и цельным);

- логично и последовательно излагать содержание;

- аргументированно формулировать свое отношение к персонажу, проблеме,

событию;

- уверенно владеть основными речевыми формами – описанием, повествованием,

рассуждением;

- выражать в тексте свою авторскую позицию.

Все эти требования абитуриент должен сочетать со знаниями правил грамматики и

пунктуации русского языка.

С целью достижения высокой оценки за устный ответ абитуриентам рекомендуется:

- связанно, последовательно и логично излагать материал;

- аргументированно представлять свою точку зрения;

- отвечать на поставленные вопросы;

- вступать в дискуссию по предложенной для обсуждения проблеме;

- поддерживать беседу по предложенной теме;

- аргументированно отстаивать свою позицию;

- разъяснять теоретические положения из сферы обществознания на

соответствующих примерах из жизни общества, например, представленных в СМИ;

- определять основные обществоведческие термины, знание которых

предусмотрено программами средней школы.

Беседа с абитуриентом является основанием для того, чтобы оценить:

- уровень знаний абитуриента в области обществознания;

- личную заинтересованность в изучении социально значимых проблем;

- словарный запас, необходимый для их обсуждения;

- степень знакомства с освещением этих проблем в средствах массовой

информации.

Раздел III. Основная и дополнительная литература.

1.1. Список литературы для подготовки к письменной части (эссе)

1. Алиева Л. Ю., Торкунова Т. В. Тесты по литературе. М., 2004.

2. Беззубов А. Н. Стилистические приемы газетной речи. СПБГУ, 2000.

3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили

речи: учеб. пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996.

4. Дейнекина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского

языка: пособие для учителя. М., 1998.

5. Колганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 1997.

6. Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. Разберемся в тексте – разберем текст. СПб,

2005.

7. Кузьма А. Я., Неупокоева О. В., Прохорова К. В. Русский язык: комплексная

подготовка к единому государственному экзамену. М., 2005.

8. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997.

9. Мещерякова М. И. Сочинение: секреты успеха. М., 2004.

10. Мучник Б. С. Человек и текст: основы культуры письменной речи. М., 1985

(любое изд.)

11. Никитина Е. И. Русская речь: учеб. пособие по развитию связной речи для 8-9

классов общеобразовательных учреждений / науч. ред. В. В. Бабайцева. М., 1995.

12. Развивайте дар слова: факультативный курс «Теория и практика сочинений

разных жанров (VI—VIII кл.)»: пособие для учащихся / сост. Т. А. Зекалова. М., 1982.

13. Редькина Т. Ю. Русский язык и культура речи. Часть 1. СПБГУ, 2007.

14. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному

редактированию. М., 1998. и др. изд.

15. Русский язык: полный справочник школьника и абитуриента / сост. М. Е.

Булаева. М., 2004.

16. Сметанина С. И. Редактирование текстов массовой коммуникации: учеб.-

метод. пособие / СПБГУ. СПб., 2003.

17. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и

культура речи. М., 2004.

18. Торкунова Т. В. Как писать сочинение. М., 2004.

19. Чешко Л. А. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика.

Орфография. Пунктуация. М., 2004.

1.2. Список литературы для подготовки к устной части

1. Человек и общество. Обществознание. Ч. 1. 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, А.

Ю. Лазебниковой. М., 2000. (любое изд.)

2. Человек и общество. Обществознание. Ч. 2. 11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, А.

Ю. Лазебниковой. М., 2000. (любое изд.)

3. Обществознание. 10 кл. (базовый уровень) / под ред. Л. Н. Боголюбова. М., 2005

(2006).

4. Обществознание. 10 кл. (профильный уровень) / под ред. Л. Н. Боголюбова. М.,

2006.

5. Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание. 10 кл. М., 2001. (любое изд.)

6. Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание. 11 кл. М., 2000. (любое изд.)

7. Никитин А. Ф. Обществознание. 11 кл. М., 2005.

8. Кравченко А. И. Обществознание. 10 кл. М., 2001. (любое изд.)

9. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 11 кл. М., 2001. (любое изд.)

10. Кишенкова О. В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. М., 2011.

1.3. Список дополнительной литературы для подготовки к устной части

1. Арбузкин А. М. Обществознание: уч. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М.,

2009.

2. Барабанов В. В. Обществознание: 50 типовых экзаменационных работ для

подготовки к ЕГЭ. М., 2011.

3. Баранов П. А., Воронцов А. В., Романов К. С. Право. 10-11 классы: учебник

для учащихся общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Под общ. ред. Г. А.

Бордовского. М., 2008.

4. Боголюбов Л. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс. М., 2009.

5. Воскресенская Н. М., Давлетшина И. Р. Демократия: государство и общество

(11-й класс). М., 1999.

6. Все страны мира / авт.-сост. М. В. Адамчик. Минск, 2008.

7. Горман Т. Экономика шаг за шагом. М., 2005.

8. Двигалева А. А. Обществознание. СПб., 2007.

9. Единый государственный экзамен: Обществознание: контрольные

измерительные материалы. 2008 / авт.-сост. П. А. Баранов, А. В. Воронцов. М., 2008.

10. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Политология. 10-11 кл.: учеб. пособие для

профильных классов общеобразоват. учреждений. М., 2007.

11. Кравченко А. И. Обществознание: учеб. М., 2007.

12. Краюшкина С. В. Обществознание: краткий курс для поступающих в вузы:

учеб. пособие. М., 2008.

13. Клименко А. В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. классов

и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. 4-е изд., стереотип. М., 2011.

14. Лебедев А. М. Обществознание: ответы на экзаменационные билеты. 11

класс. Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие / А. М. Лебедев. М., 2009.

15. Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах. М., 2012.

16. Методические указания к вступительному экзамену по обществознанию / С.

Н. Антонов, И. В. Волгарева, Е. А. Кащеева и др. СПб., 2008.

17. Нижников С. А. Обществознание: учебник. М., 2008.

18. Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Г. Г. Кириленко, М. В.

Кудина, Л. Б. Логунова и др.; под ред. Ю. Ю. Петрунина. 7-е изд. М., 2011.

19. Обществознание: учеб. пособие. В 3 т. / под ред. М. В. Пашкова, А. И.

Стребкова, Е. Г. Черновой. СПб., 2008.

20. Обществознание: ЕГЭ–2008: реальные задания / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е.

Лискова. М., 2008.

21. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, А. А.

Дорская, В. Г. Зарубин и др.; под ред. В. В. Барабаенова, В. Г. Зарубина. М., Владимир,

2008.

22. Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / под ред. Ю. Ю.

Петрунина. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

под ред. А. Б. Безбородова. М., 2009.

24. Обществознание: пособие для поступающих в вузы Российской Федерации.

5-е изд., перераб. и доп. / под ред. М. Н. Марченко. М., 2008.

25. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009:

Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М., 2009.

26. Словарь по обществознанию: учеб. пособие для абитуриентов вузов / Ю. Ю.

Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др.; под ред. Ю. Ю. Петрунина. 6-е изд. М., 2011.

27. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений

гуманитарного профиля / А. Я. Линьков, С. И. Иванов, М. А. Скляр и др.; под ред. А. Я.

Линькова. М., 2005.

Раздел IV. Критерии оценки.

1.1. Задание первое (эссе).

При проверке письменной работы, имеющей целью выявить творческий потенциал

абитуриента, оценивается:

1) содержание работы и оригинальность раскрытия предложенной темы;

2) речевое оформление работы;

3) соответствие заголовка написанному тексту;

4) грамотность.

Принципиально важным для оценки «50 баллов» является соответствие работы

главному требованию: ярко выраженное творческое начало, неожиданный подход к

разработке темы, своеобразие стиля, оригинальность мышления.

Если работа абитуриента не отвечает хотя бы одному из требований,

предъявляемых к работам отличного качества и указанных выше, то работа оценивается

меньшим количеством баллов. Снижение оценки происходит в соответствии с пределами

снижения оценки за каждый вид недочета в зависимости от степени проявления

недостатка в письменной работе.

От 1 до 3 баллов снимается за каждый из перечисленных ниже недостатков:

- незначительные фактические погрешности;

- неправильное или неточное словоупотребление;

орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, в количестве, не

превосходящем предел, установленный школьными нормами оценки письменных работ по

русскому языку и литературе.

От 4 до 5 баллов снимается за каждый из перечисленных ниже недостатков:

- подражательность, несамостоятельность речевой разработки темы;

- нарушение последовательности изложения мыслей;

- бедность лексического запаса;

- однообразный примитивный синтаксический строй, свидетельствующий о

скудном речевом опыте автора;

- низкий уровень владения функциональными типами речи;

- стиль работы частично или полностью не соответствует избранной теме;

- автор не может обосновать свою оценку;

- автор высказывает свое мнение, но частично или полностью не может его

обосновать и привести необходимые аргументы;

- автор не может использовать выразительные средства русской речи;

- автор не соблюдает этические нормы речевого поведения.

До 7 баллов снимается за отсутствие ярко выраженного творческого начала при

наличии все же неожиданного подхода к разработке темы, своеобразия стиля,

оригинальности мышления.

До 10 баллов снимается за каждый из перечисленных ниже недостатков:

- грубые фактические ошибки, свидетельствующие о незнании основ изучаемых в

школе предметов гуманитарного цикла (литература, история, обществознание);

- самовольное изменение формулировки темы;

- орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, в количестве,

значительно превосходящем предел, установленный школьными нормами оценки

письменных работ по русскому языку и литературе;

- содержание не соответствует теме или тема сочинения не раскрыта;

- нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,

отсутствует связь между ними;

- автор не владеет основными функциональными типами речи - описанием,

повествованием, рассуждением.

1.1. Задание второе (устный ответ).

Знания абитуриента при устном ответе на экзаменационный вопрос могут быть

максимально оценены в 50 баллов.

Ответ оценивается по следующим показателям:

1) знание основных определений явления, заявленного в вопросе;

2) характеристика основных (отличительных) характеристик раскрываемого

явления (процесса);

3) полнота ответа на поставленный вопрос;

4) использование научных категорий, определений, дефиниций из школьного курса

обществознания для раскрытия проблемы;

5) умение абитуриента связать ответ на вопрос, содержащийся в билете, с

актуальными событиями в стране и за рубежом;

6) умение абитуриента показать связь явления (процесса) с информационно-

коммуникационными процессами, отражением их в СМИ;

7) знание основных печатных изданий, телевизионных каналов, известных

журналистов, публикаций и передач по актуальным проблемам развития общества и

личности.

В случае невыполнения или неполного выполнения, предметная комиссия снижает

кредитную балльность (вычитает баллы) по следующим критериям:

От 3 до 5 баллов снимается за каждый из перечисленных ниже недостатков:

- абитуриент дал ответ преимущественно на бытовом уровне, не использовал

научные категории из курса обществознания;

- абитуриент не смог связать ответ на вопрос, содержащийся в билете, с

актуальными событиями в стране и за рубежом;

- абитуриент недостаточно полно и убедительно связал ответ на вопрос,

содержащийся в билете, с актуальными событиями в стране и за рубежом;

- абитуриент не смог показать связь явления (процесса) с информационно-

коммуникационными процессами, отражением их в СМИ.

От 5 до 7 баллов снимается за каждый из перечисленных ниже недостатков:

- абитуриент допускает фактологические ошибки;

- ответ абитуриента правильный, но нелогичный и непоследовательный.

До 10 баллов снимается за каждый из перечисленных ниже недостатков:

- не дана полная характеристика процессу, явлению, заявленному в вопросе;

- ответ не соответствует вопросу или не раскрыта суть предложенного вопроса.

- не дано определение (дано недостаточно точно) явлению, процессу, заявленному в

вопросе;

- абитуриент не знает названия основных печатных СМИ, теле и радиоканалов

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал