![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематика дипломного проектирования
Темы дипломного проектирования определяются выпускающей кафедрой и утверждаются ученым советом института. Темы должны соответствовать профилю специальности 190701, учитывать актуальные проблемы автотранспортной деятельности в условиях развития рыночных отношений и иметь практическую направленность. Практическая направленность диплома подтверждается наличием конкретного заказчика, предложившего тему для разработки и заинтересованного в результатах проектирования, запросом предприятия или организации на передачу материалов дипломного проекта для внедрения, наличием документа о частичном внедрении результатов проектирования на момент защиты диплома, наличием опубликованных по теме диплома работ, рационализаторских предложений, авторских свидетельств, дипломов и других документов, подтверждающих практическую значимость разработок студента. Основными направлениями разработок дипломных проектов являются: разработка технологических процессов перевозок грузов или пассажиров в городах, на междугородных и международных маршрутах с применением современных транспортных, перегрузочных средств и способов транспортирования; разработка методик работы должностных лиц автотранспортных, транспортно-экспедиционных и других организаций и предприятий по планированию и управлению транспортными процессами; проектирование единых технологических процессов работы автотранспортных подразделений и транспортных (перевалочных) узлов, взаимодействия автотранспортных подразделений с подразделениями других видов транспорта; разработка технологических процессов перевозок специфических грузов и применения специализированного подвижного состава; оптимизация состава и структуры подразделений автотранспорта для решения конкретных народнохозяйственных задач; разработка прогрессивных методов организации транспортных процессов, использования подвижного состава, подъемно-транспортного оборудования при выполнении перевозок, организации труда работников автотранспортной деятельности; разработка и применение современных информационных технологий и средств вычислительной техники и управления для организации автотранспортной деятельности; экономическое обоснование технологических процессов автотранспортного производства и транспортно-экспедиционного обслуживания населения, предприятий и организаций.
СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект должен быть представлен в форме рукописи и иллюстративного материала (чертежей, графиков). Пояснительная записка (рукопись) включает разделы, содержание и объем которых приведены в таблице 1. Общий объем пояснительной записки 60 – 80 стр. машинописного текста.
Таблица 1 Примерное содержание пояснительной записки и объем разделов
Часть графического материала (до 50%) может быть разработана в виде презентации для иллюстрации с помощью проекторов или ЭВТ. Научно-исследовательская работа, выполняемая студентами в период обучения и практики, может быть составной частью дипломного проекта.
3.1. Введение
Во введении излагается сущность решаемой в дипломном проекте проблемы, обосновывается ее актуальность и связь с основными направлениями развития автотранспортной отрасли, формируются цель и основные задачи проекта, приводятся предпосылки для его выполнения, необходимые сведения о заказчике темы.
3.2. Анализ эксплуатационной или экономической деятельности предприятия и применяемой технологии организации транспортного процесса
В данном разделе проводятся исследования и всесторонний анализ применяемых технологий транспортного процесса, техникоэксплуатационных и экономических показателей существующей системы транспортирования, дается оценка положительных и отрицательных факторов, влияющих на транспортный процесс. При проектировании новых, ранее не применявшихся технологий, в этой части проекта выполняется анализ потребностей в транспортном обеспечении, условий и ограничений при выполнении перевозок. Основное внимание при разработке данного раздела уделяется обоснованию и выбору исходных данных для дипломного проектирования. Анализ эксплуатационной деятельности предприятия может содержать: виды выполняемых автопредприятием транспортных услуг (перевозочных, по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, по выполнению работ, связанных с перевозками); характеристика сектора рынка транспортных услуг, занимаемого автопредприятием, перспективы его расширения; характеристики грузопотоков, обслуживаемых автопредприятием (номенклатура грузов, объемы и направления перевозок, специфические требования к качеству оказываемых услуг); характеристика парка подвижного состава, соответствие его возможностей (по объему перевозок, номенклатуре и качеству услуг) спросу клиентуры; состояние условий эксплуатации и работы по безопасности дорожного движения, организации труда водителей, охраны труда на предприятии; экономическая эффективность деятельности предприятия; перспективы совершенствования деятельности автотранспортного (транспортно-экспедиционного) предприятия. Анализ применяемых технологий и методов организации транспортного процесса выполняется по следующим вопросам: характеристика клиентов и состава заказов; наименования, объемы, виды перевозимых грузов; транспортные характеристики грузов; требования к применяемым средствам транспортирования, перевалки грузов, специфические требования к перевозке, хранению грузов в процессе перевозки; маршруты перевозок, подъездные пути, условия загрузки и разгрузки подвижного состава; система управления и информационного обеспечения транспортного процесса на всем пути продвижения грузов и пассажиров.
3.3. Разработка мероприятий и методов повышения эффективности транспортного процесса
В данной части дипломного проекта выполняется теоретическое обоснование и расчеты по повышению эффективности транспортного процесса: производятся выбор рациональных способов перевозки одним или несколькими видами транспорта, способов организации движения автотранспорта, согласование работы подвижного состава и транспортных узлов (пунктов перевалки грузов), выбор подвижного состава по типу и грузоподъемности, определяется целесообразность применения специализированного или универсального подвижного состава, разрабатываются варианты организации погрузочно-разгрузочных работ, определяются потребности в подъемно-транспортном оборудовании, разрабатываются требования к организации труда водителей, мероприятия по диспетчерскому руководству перевозками, обеспечению безопасной эксплуатации подвижного состава, организации контроля работы водителей на линии. В дипломных проектах по организации грузовых автомобильных перевозок могут выполняться расчеты по оптимизации грузопотоков, выбору типа и потребного количества подвижного состава, средств для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, маршрутизации перевозок, согласованию работы транспортных средств и пунктов передачи грузов, обоснованию технико-эксплуатационных показателей проектируемого транспортного процесса. При проектировании пассажирских перевозок выполняется обследование пассажиропотоков, оценка соответствия принятого метода организации перевозок характеру пассажиропотока, выбор типа и модели подвижного состава, определение трассы маршрута, размещения остановок и требований к их оборудованию, обоснование требований по безопасности дорожного движения, выбор методов контроля за движением автобусов, технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута. При проектировании автобусных маршрутов разрабатываются вопросы: оптимизация расписания движения автобусов, организация труда водителей и кондукторов, тарификация маршрута, организация диспетчерского контроля, регулирования и управления движением автобусов. Организация таксомоторных перевозок предполагает необходимость определения числа и рационального размещения стоянок такси, составление графиков выпуска автомобилей на линию и возвращения в парк, разработку системы организации труда водителей, системы приема заказов, обоснование состава и функций диспетчерского управления работой таксомоторов на линии, обеспечение безопасности дорожного движения. Предложения и рекомендации по организации перевозок разрабатываются с учетом опыта передовых предприятий и организаций, исходя из современных требований к качеству транспортного обслуживания населения и предприятий народного хозяйства.
3.4. Разработка предложений по совершенствованию технологии транспортирования или конструкционных элементов технических средств транспортной системы
Конструкторская часть проекта является составной частью организационно-технических мероприятий, предлагаемых автором в проекте для совершенствования организации и повышения эффективности перевозок, она может включать: проектирование изменений в конструкции технических средств разрабатываемой транспортной системы для обеспечения приспособленности ее к перевозке конкретного вида груза; разработку рациональных способов укладки и крепления груза в подвижном составе; внесение изменений в конструкцию существующих или разработку новых конструкций контейнеров, поддонов и другого транспортного оборудования; предложение устройств и механизмов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ; проектирование рабочего места диспетчера, оператора и перевозчика; разработка рекомендаций по оборудованию рабочих мест организаторов перевозок средствами связи, вычислительной техникой, автоматизированных постов управления; разработка средств управления движением, регулирования движения пешеходов; проектирование узлов и агрегатов, непосредственно влияющих на безопасность движения подвижного состава; технологическая подготовка перевозок грузов и пассажиров; разработка технологических процессов погрузочно-разгрузочных операций, технологических схем передачи грузов в транспортных узлах, между видами транспорта; проектирование технологических схем взаимодействия видов транспорта, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных пунктов; разработка технологических схем смешанных, комбинированных перевозок, перевозок специфических грузов и других видов транспортного обеспечения населения, организаций и предприятий.
3.5. Расчет экономической и технико-эксплуатационной эффективности предлагаемых к внедрению мероприятий
Экономическую и технико-эксплуатационную эффективность предлагаемых в дипломном проекте организационно-технических мероприятий оценивают сравнением показателей существующей и предлагаемой организации транспортного процесса. Эффект определяют по показателям годового планирования либо за период выполнения заказа, учитывают соотношение расходов по всему пути движения груза: подготовка к перевозке (груза, подъемно-транспортного оборудования и подвижного состава), загрузка и отправка, перевозка, прием и разгрузка, подготовка груза к применению. При этом целесообразно учитывать совокупные расходы грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей.
3.6. Предложения по безопасности движения, охране труда и окружающей среды, по безопасности жизнедеятельности
В данном разделе приводятся основные положения по обеспечению безопасности движения, по охране труда персонала в ходе выполнения перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, по охране окружающей среды, обеспечению требований безопасности при перевозках специфических грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и т. п.). Особое внимание вопросам безопасности дорожного движения уделяется в дипломных проектах по пассажирским перевозкам. Выполнение данного требования должно быть одной из основных задач организации пассажирских перевозок. Основное внимание должно уделяться следующим вопросам: обеспечение установленного режима труда и отдыха водителей; выполнение мероприятий по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии; нормирование скоростей движения на маршрутах; содержание в исправном состоянии автодорог, железнодорожных переездов, обустройство их необходимыми дорожными знаками, указателями и другими средствами регулирования движения.
3.7. Графические материалы
Графические материалы служат иллюстративным материалом для доклада при защите проекта. Они должны отображать суть выполненной работы. Графическая часть проекта может включать: технологические схемы транспортного процесса, функционирования транспортных узлов, схемы движения подвижного состава при выполнении перевозок, схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ; эпюры грузопотоков, пассажиропотоков; графики движения подвижного состава, расчетные графики и диаграммы, алгоритмы организации транспортного производства, взаимодействия различных видов транспорта, организации работы специалистов при планировании и управлении транспортным процессом; схемы документооборота, диспетчерского руководства и связи при организации транспортного обеспечения; графическое изображение изменения технико-эксплуатационных и экономических показателей при внедрении результатов совершенствования транспортного процесса; экономическое обоснование предложений по совершенствованию технологии транспортного процесса; чертежи конструкторской части и другие материалы, иллюстрирующие содержание дипломного проекта. Оформление материалов дипломного проекта осуществляется в строгом соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД.
3.8. Заключение
В заключении излагаются краткие выводы по результатам выполненного дипломного проекта, предложения по его использованию, оценка технико-экономической эффективности при внедрении, научная и социальная ценность полученных результатов. Содержание заключения должно соответствовать задачам исследования, указанным во введении к дипломному проекту.
3.9. Список литературы
Список литературы должен содержать перечень учебной, научной литературы, документов и других источников, использованных при разработке дипломного проекта. Пример оформления списка литературы приведен ниже.
3.10. Приложения
В приложения включают справочные и вспомогательные расчетные материалы, необходимые для разработки дипломного проекта. Такими материалами могут быть: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы и акты испытаний; описания аппаратуры и приборов, использованных в экспериментальных исследованиях; инструкции и методики, описания алгоритмов, программы для ЭВМ, разработанные и использованные при проектировании; иллюстрации вспомогательного характера; акты о внедрении результатов исследований, копии писем-заказов, рационализаторских предложений, авторских свидетельств, публикации и опубликованные выступления на научных семинарах и конференциях. Приложения оформляются как продолжение пояснительной записки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу под заголовком прописными буквами печатается слово «Приложение». Нумерация разделов, пунктов, таблиц в каждом приложении – своя.
|