Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Норвегия






С геополитической точки зрения страна является одним из главных участников международных отношений в Арктическом регионе. Связано это, прежде всего, с тем, что Норвегия – член НАТО и выступает по этой причине своего рода проводником интересов стран Западной Европы и США в регионе.

Примечательно, что страна одной из первых ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, а в 2006 г. подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа с требованием расширения границ своей экономической зоны в трех районах Арктики – в Северном Ледовитом океане, Баренцевом и Норвежском морях.

В декабре 2006 г. премьер-министр Норвегии Й. Столтенберг представил новую государственную стратегию на Крайнем Севере[61]. Несмотря на вполне мирный характер декларируемых задач, Норвегия посредством реализации выбранной стратегии намерена извлечь максимум экономических и военно-политических преимуществ.

Необходимо отметить, что предлагаемые НАТО совместные мероприятия практически полностью совпадают с рекомендациями уже упоминавшегося доклада Т. Столтенберга: мониторинг воздушного и морского пространств, создание единых спасательных подразделений, проведение совместных маневров, образовательные обмены, защита энергопотоков, экологический мониторинг и пр. Кроме этого, территория Норвегии регулярно используется для проведения совместных натовских учений.

Дания

Ратифицировав в 2004 г. Конвенцию ООН по морскому праву, Дания сразу же на основании ст. 76 указанного документа заявила в Комиссию ООН по разграничению континентального шельфа свои права на установление юрисдикции в пяти шельфовых районах, находящихся за пределами 200-мильных экономических зон Гренландии и Фарерских островов. Из них наиболее важным в плане прогнозируемых запасов углеводородного сырья и наиболее спорным в международно-правовом отношении является хребет Ломоносова (как возможное продолжение шельфа Гренландии).

Основой политики Копенгагена в регионе является Арктическая стратегия Королевства Дании на 2011–2020 г.[62] Примечательно, что документ разработан и принят совместно с правительством Фарерских островов и о. Гренландия, т.е. является первым совместным документом, определяющим политику использования арктического региона. Стратегией определяется ряд пунктов, выполнение которых направлено на обеспечение безопасности и суверенности территорий Королевства. Так, одной из целей ВС заявлено формирование Арктического соединения быстрого реагирования из состава уже существующих частей и подразделений ВС. Задачи данного соединения будут определяться отдельно, в соответствии с появлением угроз безопасности, конкретно запланированными мероприятиями, учениями, в случае кризиса. Помимо собственно военных функций, на ВС возлагаются задачи по проведению спасательных операций, оказание помощи полиции и таможенным властям, борьба с браконьерством, наблюдение и борьба с загрязнением окружающей среды.

Другая задача, установленная Стратегией, наращивание видимого военного присутствия в регионе, в том числе на территориях и в акваториях Фарерских островов и о. Гренландия. Стратегией особо подчеркивается выказываемые ВПР Дании надежды на близкое взаимодействие с жителями о. Гренландия в деле обеспечения безопасности и сохранения суверенитета, проведения мероприятий боевой подготовки, обмена специалистами.

Также среди целей ВС Дании в регионе – анализ возможных угроз безопасности о. Гренландия ввиду ожидаемого роста интенсивности транспортных перевозок, исследовательских работ и разработок ресурсного потенциала в регионе.

Однако первоочередная задача, установленная Стратегией, ВПР Дании уже выполнена – 31 октября 2012 г. в Нууке (Гренландия) состоялось открытие Объединенного арктического командования Дании. Оно призвано стать оперативным штабом вооружённых сил страны в Арктическом регионе, который включает Гренландию и Фарерские острова. Главная задача арктического командования – «координировать развёртывание частей и подразделений ВС в Северной Атлантике и Арктике. Пост главы арктического командования занял генерал-майор Стиг Нильсен Остергор. Личный состав командования насчитывает 40 военнослужащих. Новое командование дислоцировано в нуукском порту, а подразделение связи – в Торсхавне (Фарерские острова). Гренландское командование и командование Фарерских островов, соответственно, были упразднены[63].

Дания в своей арктической политике делает акцент на сотрудничестве, а не соперничестве. Однако подобный подход не совсем совпадает с оценками датских военных. Подтверждением тому может служить один из докладов датской военной разведки, опубликованный в 2009 г. Особая опасность, по мнению авторов доклада, заключается в «экспансионистской» политике России, которая, как «продемонстрировал» конфликт 2008 г. с Грузией, якобы склонна применять военную силу по отношению к более слабому противнику. Таким образом, налицо некоторые расхождения между документами, рассчитанными на широкую публику, и внутриведомственными, что, в свою очередь, вызывает опасения касательно истинного характера военно-стратегических целей Дании в Арктике.

Тем не менее, необходимо отметить, что к настоящему времени Дания остается единственной страной, чьи отношения с претендентами на Арктику можно назвать сбалансированными. Подтверждением этого служит также предложение датского руководства России, Канаде, США и Норвегии о созыве международной конференции арктических государств с целью выработки общих принципов делимитации арктических границ. Подтекстом этого предложения является тот факт, что в случае «стихийного», в т.ч. силового, раздела арктических территорий Дания, по сути, потеряет больше всех остальных участников такого передела.

Между тем, как показывает практика, полностью устраняться от арктического раздела территорий Дания не намерена. Помимо вопроса о правах на хребет Ломоносова и о. Ханс, остается нерешенным и территориальный спор между Данией и Великобританией, которая все активнее включается в арктическую гонку. Объектом спора выступает скала Рокалл в Норвежском море и прилегающая к ней акватория. Если Дании до 2014 г. удастся доказать свои права на этот остров, на который к тому же претендует и Исландия, страна получит богатую углеводородами территорию радиусом более 370 км.

Необходимо добавить, что некоторые европейские государства, входящие в состав НАТО, предпринимают попытки реализации собственной арктической политики и в том числе, военно-стратегических интересов, не в составе блока, а под эгидой Евросоюза, стремясь сформировать новые альянсы.

Внешняя политика государств Евросоюза в отношении Арктики отражает, прежде всего, их экономические интересы. Такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Польша, Финляндия и Швеция, не имеют возможности участвовать в прямом территориальном разделе Арктики, но намерены активно включиться в процесс освоения природных ресурсов региона. Данная позиция всесторонне поддерживается и крупными европейскими компаниями, занятыми в сфере добычи и переработки углеводородов и имеющими свою инфраструктуру на севере Европы. Весьма вероятно, что совместное государственное и частное лоббирование интересов со стороны Европы будет носить агрессивный характер.

 

 

Рис. 1. Военный корабль Норвегии в Арктике



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал