Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установка (мотив, цель).
А теперь давайте вспомним героев «Ревизора» Н. В. Гоголя: Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мной на другую квартиру. Хлестаков. Нет, не хочу. Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть — в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я... Городничий (в сторону). О Господи ты Боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы! Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека. Хлестаков. Нет, я не хочу. Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в. тюрьму, вот прекрасно! Нет, благодарю покорно, не хочу. При всей вымышленности и условности ситуации она отличается глубоким пониманием очень важного психологического явления, которое специалисты называют установка. В данном тексте у городничего и у Хлестакова выявляются при встрече свои установки, т. е. свои собственные содержательные представления о том, что может произойти, что — по мнению персонажей — должно произойти. Ведь городничий ждал приезда ревизора, поверил Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор уже в городе. Поэтому он разговаривает с Хлестаковым как с ревизором. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, что его из-за долга ожидают неприятности, причем не исключен и арест, так как расплатиться он не сможет. Именно поэтому они не замечают признаков другой реальности, истолковывают реплики друг друга исключительно на фоне собственных установок. Приведенный пример показывает, что установка есть «такая настройка», которая не является состоянием сознания, хотя и обладает способностью определять содержание сознания (И. Т. Бжлава). Установка — специфическое состояние говорящего (пишущего), которое характеризуется как склонность к совершению речевого действия, могущего удовлетворить его потребность в общении (в игре, познании). Потребность ученика и созданная учителем ситуация ее удовлетворения — условия возникновения установки (Д. Н. Узнадзе, Н. Л. Элиава). Установка — это своеобразная программа действия и поведения человека, готовность человека воспринимать явления внешнего мира и действовать определенным образом. Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в процессах речевого общения. Значит, начиная разговор, необходимо проверить, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что хотелось, уместно ли это в данной ситуации, каково настроение собеседников. Одним словом, вступая в речевое общение, начинать его надо с «ориентировки» в ситуации общения: всегда отвечать себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще?) говорить.
|