Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На следующем этапе синтаксического развития появляются сложные предложения усложненной структуры, представляющие собой комбинации сложных структур минимального типа.
МАЛЕНЬКИЕ ЛИНГВИСТЫ ...Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. (К. И. Чуковский) Одна из задач лингвистов заключается в том, чтобы по тем или иным фактам, отмеченным в речи, составить заключение о механизме, лежащем в ее основе и управляющем речевой деятельностью всех говорящих на данном языке, т.е. о языке как таковом. В каком смысле можно воспринимать ребенка в качестве лингвиста? Ведь он не владеет даже элементарными лингвистическими понятиями, необходимыми для анализа. Он не знает, что такое приставка, корень, суффикс, синоним, антоним и пр. Одни исследователи полагают, что осознавать язык в качестве отдельного феномена ребенок способен лишь в школьном возрасте, при этом необходимо вмешательство педагога, объясняющего суть языковых явлений; другие, напротив, утверждают, что осознание языка доступно даже двухлетнему малышу. Кто же из них прав? Дело, очевидно, в том, что мы понимаем под анализом языка (ме-таязыковой деятельностью). Можно выявить разную степень осознанности своего речевого поведения и речевого поведения других (см. разграничение разных уровней осознанности в работах А.Н.Леонтьева, а также зарубежных исследователей Е.Кларк, Д.Слобина и др.). Изучением метаязыковых способностей детей много занимается эстонская исследовательница Т.Тульвисте. Существует целая сеть явлений метаязыкового порядка — от скрытого осознания языковых фактов до развернутых высказываний метаязыкового характера, рассуждений ребенка о языке. Уже двухлетние дети способны исправлять ошибки в своей речи и замечать ошибки других. Многочисленные примеры такого рода привел в свое время А. Н. Гвоздев. Так, Коля Ш. в 2 г. 3 мес. огорчался, если не мог повторить за матерью какое-нибудь новое слово, и сокрушенно произносил «НЕ ИМЕЮ» (не умею). Женя Гвоздев в 2 г. 10 мес. отмечал недостатки в произношении своего двоюродного брата Володи (тот произносил мягкое Л вместо/), что ускользало от внимания взрослых: «Мама, Володя ТАКАЛЯ говорит вместо ТАКАЯ». Уже двухлетние дети умеют, как правило, менять свое речевое поведение в зависимости от взятой на себя роли в различных играх и инсценировках. Они меняют интонацию, лексический строй речи при переходе от одной роли к другой. Постепенно появляется способность адаптировать свою речь к условиям общения, например называть незнакомых взрослых на «вы», использовать специальные, вежливые формы и т.п. Замечено, что с 4—5 лет дети говорят с младшими по возрасту детьми более короткими фразами, чем с погодками или со взрослыми. Двухлетние дети ощущают, удачно или неудачно общение, и при необходимости не только повторяют, но и изменяют свои высказывания, чтобы собеседник смог их понять. В весьма раннем возрасте начинается осмысление ребенком фонетических, лексических, позднее — грамматических, еще позднее — собственно стилистических явлений.
|