![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы сообщений. 1. Социальная природа сознания (Ильенков Э.В
1. Социальная природа сознания (Ильенков Э.В. Психика и мозг // Вопр. философии. 1968. № 11; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991). 2. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса (Вопр. философии. 1968. № 6). 3. Роль продуктивного воображения (по работам Б.П. Бородая). 4. И. Солоневич о духе народа (Наш современник. 1990. № 5.). 5. Сублимация подсознания (по работам Б.П. Вышеславцева). 6. Душевное и духовное (по работам И. А. Ильина). 7. Ю. М. Бородай о генезисе человеческой психики.
Тема 18. Научно-теоретическое освоение реальности 1. Мышление, его генезис из орудийной деятельности и общения, его свойства и функции. 2. Что значит мыслить предмет? Логические категории как способы мышления, их происхождение и функции. 3. Логические категории: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; элементы, структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и действительность; возможности и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность; детерминизм и самодетерминация; всеобщее, особенное и единичное; цель, средства, результат. 4. Диалектика как учение о развитии и метод мышления. Противоречие как взаимодействие противоположностей и источник развития. Принципы диалектического мышления и его социальное основание. 5. Чувственный образ и понятие. Абстрактное и конкретное в мышлении. Восхождение от чувственно-конкретного к абстрактно-всеобщему и к мыслено-конкретному как закон в развитии мышления. 6. Познавательный образ, его объективное содержание и субъективная форма. Истина и заблуждение. Истина как процесс; догматизм, релятивизм, субъективизм диалектика на пути познания истины. Критерии истины. 7. Наука как специализированное мышление и социальный институт. Особенности научного метода понимания реальности. Функции и пределы компетенции науки. Типы рациональности в науке. Наука и техника. 8. Эмпирический, теоретический, методологический уровни науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их особенности, цели и методы. 9. Развитие научного знания: факты, проблема, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.
Тест по теме «Научно-теоретическое освоение реальности». Литература Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление. Ч. 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли. Екатеринбург, 2008. Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление.Ч. 2. Объективная основа возникновения и развития мысли. Екатеринбург, 2008. Гончаров С.З. Творческое мысль: истоки, эвристика и значение в образовании // Образование и наука //Известия УрО РАО. 2006. № 2 (38). Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 212-345. История марксистской диалектики. М., 1971. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д. 1992. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопр. философии. 1993. № 2. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996. Лобанов Г.В. Так что же есть истина? // Филос. науки. 1991. № 6. Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. Лойфман И.Я., Руткевич М.Н. Основы гносеологии. Екатеринбург, 1996. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. Гл. 10-19. Степин В. С. Теоретическое знание М., 2000. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
|