![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По философии
1. Предмет, особенности, составные части, функции философии. 2. Различные принципы создания философских систем в истории философии. Приведите примеры. 3. Принципы и исторические формы материалистической, идеалистической, религиозной философии. 4. Содержание понятий: монизм, дуализм, эклектика, софистика, теизм, пантеизм, атеизм, гуманизм. Приведите примеры из истории философии. 5. Диалектический и метафизический методы мышления. Приведите примеры из истории философии. 6. Античная философия: ее особенности; характеристика ее трех периодов. 7. Новый принцип философии Сократа; взгляды софистов, киников, киренаиков. 8. Учение Платона об идеях, душе, эросе, познании, диалектике, государстве. 9. Критика Аристотеля учения Платона об идеях; Аристотель о форме и материи, о мышлении, нравственности и государстве. 10. Общее и различное в учениях Эпикура, стоиков, скептиков. 11. Особенности философии Средневековья, характеристика ее периодов – апологетики, патристики, схоластики. 12. Учение Августина Аврелия, Фомы Аквинского. 13. Сущность спора реалистов и номиналистов и его социальное значение. 14. Особенности философии Возрождения. Реформация, протестантская этика и капитализм. 15. Ф.Бэкон и Р.Декарт о научном методе. 16. Сравните принципы философии Спинозы и Г.В. Лейбница. Спиноза о субстанции и мышлении. Какие идеи Г.В. Лейбница были развиты в русской философии? 17. Спор Г.В. Лейбница с Д. Локком о роли чувств и разума в познании. 18. Идеология французских просветителей XVIII в. 19. Новые идеи классической немецкой философии. 20. Почему И. Кант назвал свою философию “коперниканским переворотом”, “трансцендентальной” философией? 21. И. Кант о вещи в себе и явлении, о пространстве и времени; о перцепции и апперцепции; как И. Кант обосновывает всеобщность и необходимость суждений в математике, в естествознании? Почему математика – “язык науки”? 22. И. Кант о роли чувств, воображения, рассудка и разума в познании. Этика И. Канта. 23. Какое содержание философии И.Канта развил И.Г. Фихте? И.Г. Фихте о деятельности, свободе, назначении человека, о диалектике, этике и праве. 24. Строение философской системы Г.В.Ф. Гегеля, его учение о диалектике, о рассудке и разуме. 25. Г.В.Ф. Гегель о развитии сознания: чувственное сознание, самосознание, дух; дух субъективный, объективный, абсолютный. 26. Философия Л. Фейербаха: критика идеализма и религии, антропологический материализм. 27. Тезисы К. Маркса о Л. Фейербахе. Отличие марксистской диалектики от гегелевской. 28. К. Маркс, Ф. Энгельс о социальной сущности человека, сознании и практике, о методе теоретического мышления. 29. К. Маркс, Ф. Энгельс об общественной формации, источниках развития общества, периодизации истории, обосновании коммунизма. 30. Особенности постклассической западной философии. Характеристика позитивизма, герменевтики, прагматизма и инструментализма. 31. Философия жизни: идеи Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, О.Шпенглера. 32. Образ человека в экзистенциализме, психоаналитической философии, философской антропологии. 33. Философия истории М.Вебера, К.Ясперса. Концепции постиндустриального информационного общества. 34. Русская философия, ее особенности, отличие от марксистской философии, главные направления и идеи. 35. Русская философия XIX в.: особенности отечественных и западных ориентаций, проблема “Россия-Европа” в работах П.Я.Чаадаева, А.И.Герцена, А.С.Пушкина, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, Н.В.Гоголя, Ю.Ф.Самарина. 36. Ф.М.Достоевский о человеке, России, либеральной интеллигенции; анализ его работы «Легенда о Великом инквизиторе». 37. Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев о развитии культуры, России и Европе. 38. В.С.Соловьев о кризисе западной философии и цельном знании. 39. Русская философия XX в.: критика марксизма, материализма, атеизма, интернационализма, утопизма, ценностей технической цивилизации. 40. Философия свободы и творчества Н.А.Бердяева. 41. Содержание сборника «Вехи». 42. С.Л.Франк о нигилизме, крушении кумиров, смысле жизни, духовных основах общества. 43. И.А.Ильин об основах христианской культуры; об особенностях Православия, души и культуры русского народа. 44. Н.О.Лосский об интуитивизме, субстанциальных деятелях, свободе воли, ценностях, характере русского народа. 45. Полемика И.А.Ильина с Л.Т.Толстым о сопротивлении злу силой. 46. Учения об общественном идеале П.И.Новгородцева, о смысле жизни Е.Н.Трубецкого, В.В. Розанова, С.Л.Франка. 47. Русская идея: история и современность (по работам Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, современных авторов). 48. Какие идеи русской философии актуальны, на ваш взгляд, для современной России? Обоснуйте ответ. 49. Проблема единства мира в философии. 50. Характеристика человека как родового, культурно-исторического существа. 51. Понятие материи, материального; идеальное, его функции и производство в духовной сфере общества; идеальное и психика. 52. Идеальное и сознание. Анализ связи: совместная деятельность – общение – общие значения – язык – совместное знание – сознание. 53. Взаимосвязь сознания и подсознания, сознания и практики. Регулятивная функция сознания в функционировании социальных систем. 54. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания. 55. Особенности творческих сил человеческой субъективности: теоретического мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, воли, веры, любви, совести. Мир на экране целостной и частичной субъективности. 56. Дух, духовность как высший уровень субъективности. 57. Особенности научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком. 58. Теоретическое мышление, его особенности. Логические категории, их функции в понимании и познании. Категории бытия, становления, качества, количества и меры. 59. Категории сущности, явления, действительности; содержания и формы; целого и части; элементов, структуры, системы. 60. Категории возможности и действительности; необходимости и случайности; причины, следствия, взаимодействия; причинности и целесообразности. 61. Категории всеобщего, особенного и единичного, детерминизм и свобода, самодетерминация органических систем, человека, общества. 62. Диалектика как метод мышления и теория развития. Понятия развития, противоположностей, противоречия. Принципы диалектического мышления. 63. Объективное содержание и субъективная форма в познании. Истина как процесс; догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Критерии истины. 64. Наука, ее назначение, особенности понимания реальности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наука и техника. 65. Развитие научного знания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория, научная картина мира. 66. Ценности, их виды, уровни и значение в жизни человека, народа; в деятельности государства. Основные ценности народа России. 67. Ценностные установки культуры и технические цивилизации. Культура и техника в жизни. 68. Особенности нравственного, эстетического, религиозного освоения мира человеком. 69. Человек как субъект и объект социальных процессов. Субъектные качества, их отчуждение; социальное манипулирование. 70. Способности, талант, гений; творчество и исполнительство; свобода творчества и ответственность. 71. Соотнесите понятия: человек, личность, индивидуальность, индивид; субъектность и субъективность. 72. Общество, его структура. Особенности социальной реальности в отличие от природной. Основные сферы общества, их взаимное влияние друг на друга. 73. Техника, ее виды и причины развития; социальные последствия техники. 74. Проблема источников развития общества и периодизация истории: технологический, формационный, культурологический, теологический подходы. 75. Проблема направленности и смысла истории, различные модели истории. 76. Противоречия и глобальные проблемы современного мира. Проблема выбора России своего исторического пути.
Критерии оценки ответа на экзамене/зачете по учебным дисциплинам кафедры философии и культурологии 0 баллов – студент не владеет материалом экзаменационного билета; не знает содержания основных вопросов; не отвечает на дополнительные вопросы билета; 10 баллов – студент владеет материалом экзаменационного билета, но допускает грубые ошибки при ответе на основные вопросы; слабо ориентируется в материале при ответе на дополнительные вопросы по содержанию билета; 20 баллов – студент хорошо владеет материалом экзаменационного билета; полно и правильно отвечает на основные вопросы, но допускает незначительные ошибки; в целом, правильно отвечает на дополнительные вопросы по содержанию билета; 30 баллов – студент свободно владеет материалом экзаменационного билета; исчерпывающе и правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы по содержанию билета.
|