Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приемы управления вниманием.
Внимание - это необходимый компонент любой деятельности, а учебной - в особенности. Специальные исследования учительского труда показали, что умение организовать внимание учеников является одним из самых важных и самых трудных. Именно от него прежде всего зависит успех урока. Между тем, начинающий учитель часто недооценивает роль организации внимания на уроке. Его больше заботит изложение учебного материала, тема урока и т.д. И поэтому он часто попадает впросак, даже будучи отлично подготовленным к уроку. Внимание учащихся на уроке может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным. Произвольным называют такое внимание, которое связанно с сознательным сосредоточением на чем-либо и применением для этого волевых усилии. Это активный вид внимания. Непроизвольное же внимание является пассивным, так как возникает стихийно, без волевых усилий ученика и сознательного сосредоточения. Послепроизвольное внимание - это внимание активно-пассивное, т.е. внимание, которое на первом этапе функционирует как произвольное (активное), а затем становится непроизвольным, не требующим волевых усилий. Такой переход возникает в случае появления интереса к деятельности, ранее не интересной, но обязательной. Внимание характеризуется целым рядом особенностей: устойчивость, объем, переключаемость, распределение. Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости - высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени. Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости - высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени. Устойчивость внимания тем выше, чем выше активность личности по отношению к объекту внимания. Это может быть внутренняя мыслительная деятельность, связанная с решением проблемы, связанной с объектом внимания. С устойчивостью внимания связанна другая его особенность - переключаемость. Переключение внимания состоит в быстром переходе от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение всегда носит произвольный характер, так как обусловлено сознательно и преднамеренно поставленной задачей. Можно говорить о полном, завершенном переключении внимания, либо о неполном, не завершенном. При неполном переключении внимания ученик приступая к новой деятельности, не отключается фактически от предыдущей и выполняет, например, новую работу по правилам старой, совершая ошибки. Успешность переключения выше при переходе от трудной деятельности к легкой, от новой к привычной, от неэмоциональной к эмоциональной и т.д. Сознательное переключение не стоит смешивать с отвлечением внимания. Отвлечение - это непроизвольное отклонение внимания на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы. Легкая отвлекаемость внимания говорит о его недостаточной устойчивости. Легкость отвлечения обусловлена действием неожиданных посторонних раздражителей, эмоционально значимыми воздействиями, однообразной монотонной работой, утомлением. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей сильнее сказывается на мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом сосредоточении, чем при зрительном. В ходе урока можно использовать разные способы переключения внимания с одного вида деятельности на другую (от опроса по домашнему заданию к объяснению нового материала, от выполнения самостоятельной работы к повторению пройденного и т.п.). Учителя используют для этого логические мостики, и название новой темы, и запись ее на доске, и подчеркивание значимости материала, и паузу, и разрядку и др. На конечном этапе урока важно учитывать утомление учащихся оценивая ее степень, выражаемую, в частности, в увеличении симптомов заторможенности, отвлекаемости, рассеянности. На уроке возникают виды деятельности и ситуации, требующие распределения внимания. Распределения внимания состоит в успешном сосредоточении на двух (и более) видах деятельности. Например, при комментированном письме ученику необходимо одновременно слушать учителя, писать и самому объяснять правило правописания указанных слов. Успешность распределения внимания зависит от однородности совмещаемых деятельностей, от их сложности, от их значимости и привычности. Так, чем разнороднее, сложнее и непривычнее деятельность, тем сложнее сосредотачивать внимание на их одновременном выполнении. Следует помнить, что при совмещении умственной и двигательной деятельности, продуктивность умственной деятельности страдает больше, чем двигательной. Во всех случаях распределение внимания эффективно, если одна из деятельностей доведена до автоматизма (образован навык). Приемы управления вниманием школьников на уроке. - непосредственные призывы учителя к внимательности; - постукивание по столу; - повышение или понижение голоса; - эффект " яркого пятна"; - предупреждение учащихся о предстоящей сложности (и может быть скучности); - предварительное написание плана урока на доске; - сознание ситуации ожидания; - подчеркивание значимости информации фразами типа " это важно знать", " это будет на контрольной" и т.п.; - неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации; - яркость, образность и жизненность конкретных примеров; - использование графических схем (по типу опорных сигналов В.Ф. Шаталова и опорных схем С.Н. Лысенковой); - пауза после вопроса и только после паузы -имя того, кто должен ответить на него в результате к ответу подготавливается весь класс/; - оптимальный темп урока; - работа по карточкам; - прием " закрытой доски"; - разрешение учащимся пользоваться справочной литературой; - включение в работу максимального количества учащихся; - создание соревновательных ситуаций; - частое общение учителя с учащимися; - привлечение к оценке и контролю результатов самих учеников /дополнения; - взаимопроверка, вопросы; - создание игровых моментов на уроке; - составление учащимся плана изложения /рассказа учителя, доклад/; - поощрение отдельных учащихся за внимательность; - незначительные наказания за невнимательность.
|