![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библиографический список должен содержать не менее 30-35 источников литературы. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Абдукция -процедура, ведущая к наилучшему объяснению явления или события, после сравнения истинности нескольких гипотез. Абсолютный - достигший высшего предела, совершенный; самодовлеющий, не зависящий ни от каких условий и отношений. Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и аспектов изучаемых явлений.
Авторитарный - основанный на беспрекословном подчинении.
Адекватность -степень соответствия чего-либо объективным условиям, требованиям, потребностям и т.п.
Акт -единичное проявление какой-либо деятельности; поступок, действие.
Актуальность - критерий соответствия опыта современным тенденциям общественного развития и уровню развития науки.
Альтернатива -необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями.
Анализ - 1)мыслительная операция, позволяющая производить расчленение целого на части; 2) метод исследования объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению; 3) поэлементное, отдельное изучение компонентов, блоков, подсистем изучаемого процесса.
Анкетирование - разновидность исследовательского опроса, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе испытуемых.
Аннотация - краткое изложение статьи, книги.
Антиципация - предугадывание возможного будущего, ожидание его наступления.
Апробация - установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.
Аргументировать -доказывать, приводя факты, обоснования.
Артефакт - недостоверный факт, искаженный в результате влияния случайных факторов.
Аспект -та или иная сторона предмета, явления, понятия; точка зрения, взгляд на что-либо; точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.
Атрибут -необходимый, постоянный признак, принадлежность чего-либо.
Беседа -исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные вопросы.
Валеология -учение о здоровье и способах его сохранения.
Вариативный - допускающий варианты, видоизменения частей чего-либо при сохранении основы.
Вероятность - объективная возможность осуществления чего-либо, степень осуществимости.
Внешняя деятельность - деятельность чувственно-предметная, материальная.
Внутренняя деятельность - деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе — идеальная деятельность сознания.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
Гипотеза -научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения.
Гуманизация образования -философская и социально-политическая доктрина, согласно которой содержание образования должно обеспечивать свободное и всестороннее развитие личности, деятельностное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает. Действие -единица деятельности, преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Деятельностный подход -признание единства психики и деятельности, единства внутренней и внешней деятельности.
Диагностика -процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.
Динамика - 1)ход развития какого-либо явления, процесса; 2) движение, развитие, внутренняя энергия. Дискретный -прерывистый, дробный, состоящий из отдельных частей.
Доклад -устное научное сообщение или письменное изложение существа исследования и его выводов, предназначенное для зачитывания вслух.
Достоверный - верный, не вызывающий сомнений.
Задача -предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя требования и условия (известное и искомое).
Закон -положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области. Научный закон — это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое имеет свое основание в природе (в объективном бытие). Закономерность -объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.
Замысел -идея, обеспеченная средствами ее осуществления.
Идеализировать -наделять идеальными свойствами.
Идеальный объект -это предмет исследования на теоретическом уровне, взятый в виде определенной мысленной модели.
Идея -мысль о содержании и способах преобразования действительности при достижении желаемой цели.
Изучение продуктов деятельности -исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.
Индивид - человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Индивидуальность -своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, которая проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Инновации педагогические -распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений.
Инструкция - 1) правила, устанавливающие порядок и способ осуществления чего-либо; 2) руководящие указания, наставления.
Инструментарий -совокупность методов, способов деятельности, применяемых для выполнения этой деятельности.
Интервью -разновидность исследовательского опроса. Предполагает в процессе устного общения выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого.
Интервьюер -человек, получающий интервью от кого-либо.
Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, разъяснение смысла полученных результатов, объяснение причин и условий, их породивших.
Интуиция -способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в ситуации на основе предшествующего опыта.
Искусство -творческое воспроизведение действительности в художественных образах; художественная деятельность. Исследование - процесс научного рассмотрения, изучения какого-либо явления или процесса.
Исследовательский подход - исходный принцип, исходная позиция поиска.
Компетентность -обладание основательными знаниями в какой-либо области; осведомленность; авторитетность.
Комплексный подход - рассмотрение группы явлений в совокупности.
Компонент -составная часть чего-либо.
Конкретизация -воссоздание возможно полного знания о реальной действительности с учетом всех признаков и аспектов изучаемого объекта.
Констатация -сообщение о точно установленном, непреложном факте или явлении.
Конструировать - создавать что-либо из отдельных частей.
Конструктивный -создающий основу для дальнейшей работы; плодотворный, результативный.
Конфиденциальный - не подлежащий огласке, разглашению, секретный; интимный, доверительный.
Концептуальный - содержащий концепцию, основанный на концепции.
Концепция - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности; 2) система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского подхода.
Корректный - 1) правильный, точный; 2) тактичный, вежливый, учтивый.
Коррекция -исправление ошибок, исправление чего-либо.
Косвенный -не непосредственный, не прямой; побочный.
Критерий - обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять показатели.
Культ личности -слепое поклонение, почитание кого-либо.
Культурология - научная дисциплина, изучающая внутренние закономерности развития культуры, взаимодействия культуры и общества.
Личностный подход -предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Личность -человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.
Логика - 1) наука о законах и формах мышления; 2) ход рассуждения, умозаключений; 3) внутренняя закономерность, присущая явлению, процессу, обществу.
Логика исследования -содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Метод -путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки.
Методика -различные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется познание явлений и процессов.
Методические рекомендации -краткое изложение современных научных данных и подробное — практических рекомендаций к осуществлению деятельности в какой-либо области.
Методологическая культура -культура мышления, которая предполагает знание педагогом определенных правил и приемов научного познания и умение их применять в процессе решения педагогических задач.
Методология - 1)наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания; 2) учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы педагогического исследования - приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
Мобильность -способность к быстрому движению, изменению, ориентировке в ситуациях.
Моделирование -процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов.
Модернизация - изменение чего-либо в соответствии с современными требованиями, вкусами.
Модификация -видоизменение предмета или явления, не затрагивающее его сущности.
Мониторинг - система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих исследовательский процесс.
Мораль - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность.
Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору.
Мотивация - совокупность устойчивых побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности.
Наблюдение -исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения.
Наука - форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления.
Научный метод - способ познания, который исследователь использует для достижения поставленной цели, руководствуясь своей гипотезой.
Научный отчет - официальная форма подведения результатов научной работы; подробное описание предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Негативный - отрицательный.
Нейтральный -не примыкающий ни к одной из сторон, не оказывающий ни положительного, ни отрицательного влияния.
Несостоятельный - лишенный необходимого обоснования, доказательности, убедительности. Нивелировка - сглаживание различий между кем- или чем-либо.
Новаторский опыт - опыт разработки и реализации новых педагогических систем обучения и воспитания.
Нравственные идеалы - совершенные образцы, к которым стремится человек в своем нравственном развитии.
Обоснованный - подтвержденный убедительными доказательствами, доводами.
Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача одним поколением другому опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
Объект исследования - явления, процессы, подлежащие исследованию.
Операция - способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.
Опосредованный - данный через посредство кого- или чего-либо другого.
Оппонент - возражающий; противник в споре; лицо, которому поручена оценка результатов исследования.
Опробовать - подвергнуть испытанию, прежде чем начать использование, применение.
Опрос -исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные или письменные вопросы. Оптимизация - улучшение какого-либо процесса для достижения его максимальной эффективности; повышение интенсивности процесса в целях достижения высоких результатов.
Опыт - непосредственное наблюдение, практические действия для приобретения знаний.
Опытная педагогическая работа - специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту. Отражение чувственное - субъективный познавательный процесс, в котором объект познания выступает в чувственной форме, т.е. в форме ощущений, восприятий, представлений.
Оценивание - оценка изучаемых явлений с привлечением наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.
Педагогика -совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.
Педагогические новации -разработка прогрессивных образовательных систем, методик, технологий образовательных программ, которые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в конкретном виде еще не были представлены.
Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогическое проектирование - разработка проектов развития образовательных систем или учреждений, создание любых образовательных программ, методик, технологий.
Передовой педагогический опыт - опыт, опирающийся на педагогические новации и позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий.
Перспективный - 1) предусматривающий, планирующий будущее развитие; 2) подающий большие надежды в какой-либо области.
Позитивный - положительный.
Познавательный процесс - деятельность, направленная на получение достоверных знаний о мире.
Познание - 1)процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности; 2) творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Исходной структурой познания является субъект-объектное отношение, где истина выступает в качестве универсальной цели; 3) воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Следует различать обыденное, мифологическое, философское, художественное и научное познание.
Потенциал -степень мощности в каком-либо отношении, совокупность всех средств, возможностей, необходимых для чего-либо.
Потребность -состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.
Предпосылка - 1)предварительное условие; 2) отправное положение какого-либо рассуждения.
Преимущество - качество, свойство, выгодно отличающее кого- или что-либо от других.
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности.
Принцип генетический - принцип, требующий изучения процессов и явлений в их развитии, позволяющий отследить их возникновение и этапы преобразования.
Принцип объективности - основополагающий принцип, выражающийся во всестороннем учете факторов и условий, в которых возникают и развиваются явления.
Принцип системного изучения явления - основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями ее составляющих, а связана с характером взаимодействия между ее элементами. Принцип сущностного анализа -связан с соотнесением в изучаемых явлениях общего и частного, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения.
Принципы методологические - основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения.
Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Прогноз - научное предсказание хода или результатов каких-либо событий, процессов.
Процедура - установленная последовательность действий для осуществления или оформления чего-либо; последовательность действий в каком-либо деле.
Процесс - 1)последовательная смена состояний в развитии чего-либо; развитие какого-либо явления; 2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение результата.
Психология -наука, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
Психолого-педагогическое обследование -комплекс диагностических процедур, необходимых для первоначальной ориентировки относительно объекта изучения.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Регламент - правила, регулирующие порядок проведения какой-либо работы.
Религия - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов).
Респондент - тот, кто дает ответы на социологическую анкету или при опросе.
Рефлексия - способность человека сосредоточиться на самом себе, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий.
Синтез - создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития изучаемого объекта.
Системный подход - подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений.
Совокупность - объединение, соединение, сочетание чего-либо.
Социальная педагогика - теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и воздействия на взрослых.
Социальная психология - отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.
Специфика - совокупность отличительных особенностей чего-либо.
Стабильность - постоянство, устойчивость.
Статистика - вид практической деятельности, направленный на собирание, обработку и анализ информации, характеризующий количественную сторону процесса или явления.
Статус - положение, состояние.
Субъективный - 1)относящийся к человеку, связанный с ним; 2) пристрастный, предвзятый, лишенный объективности.
Сущность -самое главное и существенное в чем-либо; внутренняя основа предметов и явлений. Сфера - отрасль; область жизни, деятельности.
Тема исследования - лаконичная формулировка проблемы исследования.
Тенденция - направление, в котором совершается развитие; направленность во взглядах или действиях.
Теоретический метод - глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей. Теоретическое знание - полученное путем переноса выводов, сделанных в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты.
Тест - стандартизированное задание, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам.
Тестирование - исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Трансляция - передача информации.
Требование - правило, условие, обязательное для выполнения.
Унификация - приведение чего-либо к единой форме, единому виду, системе.
Условие - обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.
Учебная деятельность - усвоение определенного круга знаний, приобретение умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике.
Факт - явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность которых может быть научно доказана.
Фактор - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
Философия - 1)наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; 2) концепция, сложившееся мнение по поводу чего-либо.
Формализация - такое отражение знаний, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования.
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Функция - деятельность, обязанность, работа.
Хронометраж - фиксация временных затрат при выполнении какой-либо деятельности.
Целеполагание - определение и формулирование целей и задач деятельности.
Целостный - обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое.
Цель - 1) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; 2) замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
Ценностные ориентации - система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются процессы и явления природы и общества.
Эксперимент естественный - проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, в рамках которого создается изучаемое явление.
Эксперимент лабораторный - проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных.
Эксперимент формирующий - ориентирован на изучение динамики развития психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Эксперт -специалист, проводящий экспертизу.
Экспертиза - рассмотрение, исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства и т.д.
Эмпирический метод - фиксация и описание непосредственно наблюдаемых явлений, фактов и видимых связей между ними.
Эмпирическое знание - приобретаемое в ходе практической деятельности, чувственного восприятия сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.
|