![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ты - не яСтр 1 из 4Следующая ⇒
Умозаключение как форма мышления 2. Виды умозаключений: Дедуктивные умозаключения Индуктивные умозаключения традуктивные умозаключения (заключения по аналогии)
Познавая окружающую действительность, человек приобретает новые знания. Некоторые из них - непосредственно, при помощи органов чувств/ чувственного познания; другие же - опосредованно, путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Такое знание называется выводное знание. Логической формой получения выводных знаний является умозаключение. Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью получается новое суждение. Логическая сущность умозаключения состоит в движении мысли от анализа имеющегося знания к синтезу нового знания. Это движение имеет объективный характер и определяется реальными связями действительности. Объективная связь, отраженная в сознании, обеспечивает логическую связь. Напротив, отсутствие объективных связей действительности приводит к логическим ошибкам. Структура умозаключения включает три элемента: Исходное (данное) знание, выражающееся в посылках; Обосновывающее знание, выражающееся в правилах умозаключения; Выводное знание, выражающееся в заключении или выводе. При анализе умозаключения посылки и заключение принято записывать отдельно, располагая их друг под другом. Заключение записывают под горизонтальной чертой, отделяющей его от посылок и обозначающей логическое следование. В соответствии с этим рассмотрим следующий пример умозаключения. Все граждане Украины имеют право на образование Новиков - гражданин Украины Следовательно, Новиков имеет право на образование При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении определенных условий. 1. Исходные суждения - посылки должны быть истинными. (Но иногда и ложные суждения могут дать истинное заключение. Так, в результате специального подбора ложных посылок в следующем рассуждении получим истинное заключение: Все слоны имеют крылья Все птицы - слоны Все птицы имеют крылья 2. В процессе рассуждения необходимо соблюдать правила вывода, которые обусловливают логическую правильность умозаключения. Без этого даже из истинных посылок можно получить ложное заключение. Например: Я - человек Ты - не я Ты - не человек В данном случае из истинных посылок сделан неверный вывод. Правил вывода довольно много, и они закреплены в основных видах умозаключений (каждый вид умозаключений обладает своими правилами вывода).
|