Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аварийные ситуации в море, повреждения, пожары, потеря остойчивости.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕХНИКА ПЕРСОНАЛЬНОГО ВЫЖИВАНИЯ, ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЯЗАНОСТИ. Тема №1. Техника персонального выживания и безопасность на море. Аварийные ситуации в море, повреждения, пожары, потеря остойчивости. 1-2.Сигналы судовых тревог. Расписание по тревогам, действия экипажа по тревогам. Основные функциональные обязанности экипажа по обеспечению безопасности и охраны человеческой жизни на море и борьбе за живучесть судна определяются судовыми расписаниями по тревоге. Целью объявления тревоги является мобилизация всего экипажа для выполнения задач или противостояние внешней или внутренней опасности. Могут устанавливаться следующие виды судовых тревог и расписаний по ним: -«Общесудовая тревога» -семь и более коротких и один длинный звонком громкого боя, повторяется 3-4 раза, может дублироваться голосом по трансляции. К общесудовой тревоге также относятся тревоги: -«борьба с пожаром», «борьба с водой», «борьба с пиратами», «разлив нефти». Если капитан видит, что судно спасти невозможно, даётся команда «оставить судно» - «Человек за бортом» - три длинных сигнала по 4 сек звонком громкого боя. В дополнение могут подаваться сигналы по борьбе с разливами нефти и по борьбе с пиратами. Сигналы тревог подаются по общесудовой авральной сигнализации. Сигналы должны быть слышны по всему судну в жилых и служебных помещениях. При выходе из строя авральной сигнализации, сигналы тревог подаются судовым свистком, тифоном, сиреной а при стоянке судна в порту частыми ударами в судовой колокол. Сигналы повторяются 3-4 раза, а затем дублируются голосом. Члены экипажа берут свои гидрокостюмы и следуют к месту сбора экипажа (Muster station), туда прибывает командир аварийной партии (старпом) и разворачивает аварийную партию по борьбе за живучесть судна. При объявлении учебной тревоги она предваряется словом «учебная», а пассажиров заблаговременно предупреждают о проведении учебной тревоги. При объявлении шлюпочной тревоги члены экипажа выходят к шлюпкам одетыми по погоде и в спасательных жилетах. При объявлении пожарной тревоги экипаж выходит к месту сбора с нагрудниками но не одевают их, а оставляет их на месте сбора экипажа (на открытой палубе) и приступает к тушению пожара. По такой же схеме одеваются и при борьбе с водой По тревоге человек за бортом спасательная команда, которая садится в шлюпку. тоже одеты в нагрудниках. Аварийное расписание по тревогам. Расписание регламентирующее специальные обязанности всех членов экипажа судна и место их сбора по тревогам. Состоит из расписаний по общесудовой тревоге, шлюпочной тревоге человек за бортом и по разливам нефтепродуктов, борьбе с пиратами. Включает схемы расположения постов аварийного и противопожарного имущества, спасательных средств и сигнал тревог. Расписание по тревогам вывешиваются на видных местах в надстройке судна, на мостике в машинном отделении. 1-3. Каждый член экипажа имеет каютную карточку – выписку из расписаний по тревогам, в которой указаны сигналы тревог, место сбора по тревогам, обязанности члена экипажа по каждой тревоге и номер спасательной шлюпки. Расписание по общесудовой тревоге определяет состав аварийных партий и групп, которые заняты обязанностями по спасению судна. В расписании по борьбе с пожаром указаны члены экипажа, которые участвуют в группе разведки очага пожара, члены экипажа, которые могут работать в изолирующих дыхательных аппаратах, также указаны члены экипажа, работающие с огнетушителями и водяными стволам. В обязанности всех членов экипажа входит герметизация очага пожара и контура судна по предотвращению нераспространения пожара по судну. Расписание по тревоге«Человек за бортом» определяются обязанности членов экипажа по спасению упавшего за борт. Стояночное расписание по тревогам. На стоянке судна в порту, составляется стояночное расписание по общесудовой тревоге, регламентирующее обязанности членов экипажа, стоящих на вахте или находящихся на дежурстве при увольнении части экипажа на берег. Расписание составляется ежедневно и вывешивается на видном месте у трапа судна. В него заносят телефон пожарной команды порта, отряда или группы АСПТР, дежурного диспетчера порта, домашний телефон капитана и старшего механика. В расписании указаны командир стояночной аварийной партии и место сбора по тревогам. Находящиеся на борту члены экипажа и не включённые в стояночное расписание, по сигналу общесудовой тревоги выходят на место сбора и действуют согласно указаниям командира стояночной аварийной партии. Численность аварийной партии в порту не менее 1/5 экипажа 1-4. Приказ капитана по оставлению судна, действия экипажа. В случае если судну грозит неминуемая гибель, объявляется шлюпочная тревога. Капитан даёт команду покинуть судно, после принятия всех мер по спасению груза, судна и пассажиров. Капитан покидает судно последним после принятия им мер по спасению судового и машинного журнала, карт рейса, ленты курсографа, документов и ценностей. На случай вынужденного оставления судна моряк всегда должен помнить три основные заповеди -надеть тёплую одежду, обувь и индивидуальное спасательное средство. -стремиться покинуть судно установленным порядком вместе со всеми в шлюпке или плоту. -оказавшись в воде стараться сохранять неподвижность. Оставление судна осуществляется как на коллективных спасательных средствах (шлюпках, плотах, так и с помощью штормтрапов, шкентелей с мусингами, по рабочим сеткам, вывешенным за борт, так и свободными прыжками в воду (с высоты не более 4, 5 метров). Безопасные способы и приёмы оставления судна экипажем, отрабатываются на тревогах и УТС. Командиры шлюпок должны обеспечивать шлюпки дополнительным имуществом (одеяла, одежда вода, питание).Обратить внимание всех спасающихся на рациональное использование огней маячков на индивидуальных спасательных средствах сигнальных и пиротехнических средств. Вахтенная служба должна собрать карты и документы, проверить наличие людей в помещениях оставляемого судна 1-5. Обязанности экипажа относительно пассажиров. Следует помнить, члены экипажа пассажирского судна должны быть образцом для пассажиров. При тревоге следует соблюдать спокойствие и чётко выполнять свои обязанности, при этом желательно с улыбкой на лице. Пассажиров направляют к шлюпкам по короткому и безопасному пути, нельзя бросаться со стороны в сторону. Необходимо заставить пассажиров выполнять ваши команды и требования. При посадке в шлюпки соблюдать последовательность и порядок: первыми садятся женщины, дети и старики; не оставлять пассажиров наедине с собой, постоянно давать им успокаивающую информацию. 1-6.Индивидуальные спасательные средства. К индивидуальным спасательным средствам относятся: спасательные нагрудники, термогидрокостюмы и спасательные круги. Спасательный жилет предназначен для поддержания человека в воде, обеспечивает всплытие упавшего человека лицом вверх. Его конструкция обеспечивает быстрое и лёгкое одевание жилета. Изготавливается ярко-оранжевого цвета, что создает контраст с фоном морской поверхности и облегчает его поиск, изготавливается из материала стойкого к нефти и нефтепродуктам, их плавучесть не должна уменьшаться более чем на 5% за 24 ч пребывания в воде. Спасательные жилеты снабжаются свистком на шнурке, электрической лампочкой с питанием от водоналивной батарейки, обеспечивающей горение в течение 10 часов. Надувные жилеты допускаются к использованию на судах всех типов, кроме пассажирских и наливных. На жилете должна быть нанесена светоотражающая лента, а также нанесён порт приписки и название судна. Коллективные спасательные средства. Основным из них является спасательная шлюпка, она должна обладать хорошими мореходными качествами, иметь большой запас плавучести и быть достаточно прочной. Плавучесть должна быть достаточной для поддержания на плаву шлюпки с полным её снабжением, когда она залита водой и в открытом море. Прочность шлюпки должна позволять спускать её на воду с людьми и снабжением. Плавучесть шлюпки обеспечивается встроенными воздушными ящиками, которые заполнены пенополиуританом, их объём должен составлять не менее 10% общего объёма шлюпки, а длина встроенного ящика не должна быть менее 1, 2 м. Внутренний объём ящика делится на несколько отсеков, чтобы исключить затопление всего отсека при получении пробоины. Для того, чтобы находящиеся в воде люди могли держаться за шлюпку при её нормальном и перевёрнутом положении, вдоль наружных бортов закреплены спасательные леера с поплавками. На сухогрузных судах устанавливают как закрытые шлюпки, так и открытые, а на танкерах только закрытые шлюпки, которые могут преодолевать полосу огня при аварии судна при этом защищая людей. Шлюпки вместимостью 60-100 чел могут быть либо моторные, либо с механическим приводом (розмахи), шлюпки вместимостью более 100 чел. должны быть обязательно моторными, вместимость шлюпки не должна превышать 150 чел. 1-7. Способы посадки в коллективные спасательные средства. Перед спуском спасательных шлюпок надо убедиться в исправности шлюпочной лебёдки, ленточного тормоза, закрыть пробками спускные отверстия и разнести носовой и кормовой фалини, проверить рулевое управление. Все члены экипажа должны одеть спасательные жилеты до посадки в шлюпки. При спуске шлюпки с экипажем необходимо производить плавный спуск без рывков и резких ударов о воду, регулируя спуск шлюпки при помощи тормоза на лебёдке. Удерживать шлюпку от ударов о корпус судна при помощи опорных крюков. Выкладывать блоки шлюп талей необходимо одновременно носовой и кормовой, берясь за «щёки» блоков. Число людей в шлюпке не должно превышать допустимой грузовместимости шлюпки. Запрещается отталкивать шлюпку руками от борта судна, стоять в шлюпке, ходить по банкам, сидеть на планшире. Места расположения шлюпок и плотов должны быть хорошо освещены, даже если судно обесточено питание подаётся от аккумуляторов или аварийного ДГ. По требованиям СОЛАС в шлюпке должны быть термомешки по количеству людей в шлюпке. Шлюпки должны иметь возможность для спуска при крене до 20 гр. На судах дедвейтом 20 и более тыс. тонн спуск шлюпки должен производиться на скорости судна до 5 узлов. На фалинях шлюпок, с целью их быстрой отдачи устанавливают клеванты, которые позволяют отдать фалинь быстро и без усилий и отойти шлюпке от борта судна. 1-8. Снабжение судовых спасательных шлюпок. В носовой части шлюпки снаружи по обеим бортам наносят надпись допускаемого количества людей, название судна и порта приписки. Арабскими цифрами наносят номер спасательной шлюпки. Шлюпкам правого борта приписывают нечётные номера, а левого борта - чётные. На транспортных судах шлюпки одного борта могут забрать весь экипаж. Каждая шлюпка не ограниченного района плавания должна иметь: -комплект вёсел: два запасных и одно плавучее рулевое весло, полтора комплекта уключин, опорный крюк. -два топора: по одному на баке и корме, чтобы обрубить фалиня шлюпки и отойти от борта судна. -фонарь (керосиновый или электрический), спички, которые зажигаются на ветру. - рацион питания с расчёта 2500 ккал на человека, пресная вода с расчёта 3л. на человека, аптечка с таблетками от укачивания, обезболивающие; рыболовецкие снасти, пиротехника (четыре парашютные ракеты, шесть красных фальшфейеров и две дымовые шашки). -сигнальное зеркало гелиограф, складной консервный нож, конец, бросательный осушительный насос, оранжевое покрывало для защиты людей от непогоды. -вместо шлюпочной радиостанции в шлюпку берут аварийный радиобуй, который подаёт сигнал бедствия на спутник, а оттуда на береговые станции. Также в шлюпки берут радар ответчик, (radar transponder), который облегчает поиск шлюпки в море при непогоде (туман, дождь, снегопад). Для связи между несколькими шлюпками или шлюпки с судами имеются переносные УКВ радиостанции, которые работают на 8, 10, 12 и 16 каналах, дальность их действия в открытом море 40-60 миль.
|