Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение уровня тревожности
Методика измерения тревожности и как личностного свойства и как состояния разработана Ч.Д. Спилбергером. Методика была адаптирована в русском переводе Ю.Л. Ханиным. Ниже представлен опросник Спилбергера - Ханина, с помощью которого определяется личностная и ситуационная тревожность. Диагностика тревожности Тревожность – это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, которая сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общения с людьми. Это довольно устойчивое персональное качество, характеризующее двумя показателями – личностной и ситуационной напряженности. Личностная тревожность – это индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его " Я" (для самооценки, уровня притязаний, отношения к своему " Я" и т.п.). Ситуационная тревожность – это внутреннее, устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Такое состояние может быть обусловлено, например, переговорами с официальными лицами, разговорами по телефону, экзаменационными испытаниями, общением с незнакомыми людьми противоположного пола или возраста и т.п. Измерение тревожности как свойства личности необходимо важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека. Определение уровня тревожности, как отмечает Л.Д. Столяренко – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человеком своего уровня тревожности является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развития в различной степени, поэтому при определении уровней тревожности оцениваются оба показателя. Особого внимания требуют лица с высокой и очень высокой тревожностью. Е.И. Рогов отмечает, что подобная тревожность либо порождается реальным неблагополучием субъекта в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существует как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, однако это видимое благополучие достигается ими неоправданной неоправданно большой ценой и чревато срывами. У таких школьников отмечаются вегетативные, невротические и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречий между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости. Инструкция по выполнению тест - опросника Спилбергера Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению. Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности Шкала ситуационной тревожности (перед соревнованием)
Шкала личностной тревожности (в повседневной жизни)
Оценка результатов тестирования Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожности будут: 3, 5 - 4, 4 балла - очень высокая тревожность; 3, 0 - 3, 4 балла - высокая тревожность; 2, 0 - 2, 9 балла - средняя тревожность; 1, 5 - 1, 9 балла - низкая тревожность; 0, 0 - 1, 4 балла - очень низкая тревожность.
Следует обращать внимание не только на лиц, имеющих высокий и очень высокий уровень тревожности, но и на субъектов, отличающихся " чрезмерным спокойствием" (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы испытуемого во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным " криком о помощи" и, напротив, за " чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой испытуемый по разным причинам не хочет сообщать экспериментатору. По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкой тревожности людей требуются пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.
|