Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тренировочные задания по теме: «Человек – Общество».Стр 1 из 3Следующая ⇒
Часть 1 (А) А1 1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо 1) духовное 2) социальное 3) биологическое 4) биосоциальное 2. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как 1) личность 2) гражданина 3) индивидуальность 4) профессионала 3. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного? А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди. Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 4. Главным проявлением личности человека является(-ются) 1) особенности мышления и памяти 2) характер протекания психических процессов 3) генетически наследуемые качества 4) участие в жизни общества 5. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию 1) общественное сознание 2) общество 3) обыденное сознание 4) идеология 6. Энтузиазм населения, характерный для СССР в период 30-х гг. XX в., является примером 1) философского сознания 2) научного сознания 3) правосознания 4) массового сознания 7. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании? А. Индивидуальное сознание содержит то общее, что свойственно той социальной группе, к которой принадлежит данный человек. Б. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Какое положение верно характеризует общественное сознание? 1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие 2) общественное сознание определяет духовная жизнь общества 3) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию 4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний 9. Определение: «Акт непосредственного обращения сознания к самому себе» относится к понятию 1) самореализация 2) самообразование 3) самосознание 4) самоконтроль 10. Николай в процессах восприятия, представления, размышления и переживания в какие-то мгновения переключает внимание с объекта психической деятельности на собственное состояние и оценивает себя. Это пример 1) самовоспитания 2) самонаблюдения 3) познания себя путём познания других 4) самообразования 11. Верны ли следующие суждения о самосознании? А. Самосознание формируется по мере отражения внешнего мира. Б. Самосознание формируется по мере познания самого себя. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 12. Укажите признак, характеризующий социальное поведение 1) связано с положением человека в обществе 2) состоит из поступков 3) не оказывает воздействия на людей 4) состоит из действий 13. Определение: «Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности» относится к понятию 1) менталитет 2) мировоззрение 3) сознание 4) мироощущение 14. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведённое утверждение: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Всё от него исходит и всё к нему возвращается»? 1) теоцентризма 2) наукоцентризма 3) природоцентризма 4) антропоцентризма
15. Верны ли следующие суждения о мировоззрении? А. Мировоззрение присуще только индивиду. Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 16. К религиозному мировоззрению не относится 1) тесная связь с мировым культурным наследием 2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей 3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека 4) формулирование совокупности рационально построенных прогнозов 17. И чувственное, и рациональное познание 1) формирует представления и знания о предмете 2) начинается с ощущения 3) даёт наглядный образ предмета 4) использует логическое умозаключение 18. По заданию учителя биологии учащийся 10 класса К. выполнял домашнюю исследовательскую работу. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что К. в своем исследовании использовал эмпирические методы познания? 1) К. тщательно продумал и разработал план своего исследования. 2) К. составил аннотированный список работ известного ученого по теме исследования. 3) К. прочитал ряд публикаций по теме исследования. 4) К. высадил рассаду и вел ежедневное наблюдение за ней, фиксируя изменения в дневнике наблюдений. 19. Верны ли следующие суждения о познании? А. Познание относится к базовым потребностям человека. Б. Познание всегда носит творческий характер. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 20. Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером 1) представления 3) суждения 2) понятия 4) умозаключения 21. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это 1) выводы, полученные научным путем 2) экспериментально установленные факты 3) знание, которое никогда не будет опровергнуто 4) суждения, лишенные субъективных оценок 22. Утверждение: «Гавайские острова лежат в Тихом океане» является примером 1) относительной истины 2) заблуждения 3) субъективной истины 4) абсолютной истины
23. Верны ли следующие суждения об истине? А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе. Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 24. Относительность истины заключается 1) в неполноте научных теорий 2) в субъективности формы познания истины 3) в приблизительности суждений «истина и ложь» 4) во всём перечисленном 25. Основа человеческого существования — это 1) дружба 3) потребительство 2) любовь 4) деятельность 26. Проведение судебной реформы в РФ является результатом деятельности 1) социально-преобразовательной 2) познавательной 3) ценностно-ориентировочной 4) прогностической 27. Верны ли следующие суждения о деятельности человека? А. Деятельность человека выражается в приспособлении к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования. Б. Деятельность человека предполагает сознательную постановку целей, связанных со способностью анализировать ситуацию. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 28. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся 1) привычки 3) мотивы 2) влечения 4) эмоции 29. Целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности — это 1) способность 3) убеждение 2) интерес 4) принцип 30. Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от работы время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом? 1) духовную 3) социальную 2) биологическую 4) органическую 31. Верны ли следующие суждения об интересе человека? А. Интерес человека всегда сочетается с его склонностью. Б. Интерес человека является важнейшим побудительным мотивом к различным видам деятельности. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 32. Гражданка К., выйдя на пенсию, помогает дочке в воспитании внука-первоклассника: провожает его в школу, отводит домой после окончания уроков, помогает ему выполнять домашние задания. Причина — в привязанности гражданки К. к маленькому человеку, в заботе о нём. Потребность какого вида удовлетворяет гражданка К. таким образом? 1) физиологическую 2) экзистенциальную 3) престижную 4) социальную 33. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями, — это 1) ответственность 3) потребность 2) свобода 4) необходимость 34. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека» иллюстрирует понятие 1) свободы 3) познания 2) творчества 4) ответственности 35. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей. Б. Наличие моральных норм делает свободу человека невозможной. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 36. Михаил исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что Михаил — фаталист? 1) всякое действие человека предопределено заранее 2) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний 3) воля человека — первооснова всего сущего 4) случайность играет в жизни человека определённую роль 37. К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников? 1) экономической 2) духовной 3) политической 4) социальной 38. Какой из примеров иллюстрирует воздействие природы на общество? 1) преодоление феодальной раздробленности 2) изменение даты празднования Нового года 3) гибель Помпеи из-за извержения вулкана Везувий 4) деятельность государства по сбору налогов
39. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов. Б. Общество — это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 40. Создание Государственного совета в РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов России при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт? 1) экономической 3) политической 2) социальной 4) духовной 41. Институт общества — это 1) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека 2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальны потребностей 3) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности 4) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя 42. В понятие социальный институт не входит 1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба 43. Верны ли следующие суждения об институтах общества? А. Институты общества осуществляют социальный контроль. Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 44. К социальным институтам относится 1) собственность 3) религия 2) материнство 4) суд 45. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию 1) искусство 3) наука 2) творчество 4) культура 46. Преемственность в развитии культуры можно проиллюстрировать на примере 1) изучения в школе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя 2) изобретения самолета братьями Райт 3) создания новой технологии обработки камня 4) научного исследования лунного грунта
47. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры? А. Получение коммерческой выгоды является непосредственной целью творцов произведений элитарной культуры. Б. Произведения массовой культуры отличает способность развлечь человека, помочь ему заполнить свой досуг. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 48. Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочущая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п.; популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явления; реклама; спорт. О какой форме культуры идёт речь? 1) массовой 3) элитарной 2) народной 4) национальной 49. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» относится к понятию 1) образование 3) наука 2) творчество 4) искусство 50. Гражданин Л. является исследователем, анализирующим тексты. Это позволяет ему изучать явления духовной культуры. В какой отрасли научного знания трудится гражданин Л.? 1) естествознании 3) социальных науках 2) технических науках 4) гуманитарных науках 51. Верны ли следующие суждения о науке? А. Наука отражает действительность в художественных образах. Б. Науку можно рассматривать как систему знаний. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 52. Сотрудники кафедры одного из вузов, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд. Какая дополнительная информация позволит определить, что речь идёт о труде в области общественных наук? 1) в процессе работы использовались публикации других учёных 2) открытые авторами закономерности носили вероятностный характер 2) в ходе работы систематически применялся эксперимент 4) выводы, сделанные авторами, отличались оригинальностью и новизной 53. В государстве А абсолютное большинство образовательных учреждений – бесплатные. Ответ на какой вопрос поможет выяснить, реализуется ли в государстве А принцип гуманизации образования? 1) Сколько средств выделяется для поддержки многодетных семей? 2) Насколько образовательные учреждения учитывают интересы учащихся? 3) В какой мере изучаются естественные и точные науки? 4) Сколько учащихся в стране А?
54. Гуманитаризация образования предполагает, в первую очередь 1) разнообразие типов образовательных учреждений 2) повышение внимания к социальным дисциплинам 3) учет в преподавании интересов ребенка 4) единые требования к оборудованию школ 55. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования? А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе. Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 56. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников средней школы. Им задавали вопрос: «В чём заключается заслуга школы в вашем образовании?» Результаты опроса представлены в таблице.
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение. 1) Большинство опрошенных девочек считает, что владение иностранными языками является заслугой школы в их образовании. 2) На третьем месте по популярности среди опрошенных мальчиков оказалась общая грамотность в качестве заслуги школы в их образовании. 3) Треть опрошенных девочек указали в качестве заслуги школы в их образовании общую грамотность. 4) Отметили компьютерную грамотность в качестве заслуги школы в образовании больше девочек, чем мальчиков. 57. Специфическим свойством религии является 1) связь с миром переживаний человека 2) вера в лучшее будущее 3) использование символики 4) вера в реальность чуда 58. К мировым религиям не относится 1) индуизм 3) буддизм 2) ислам 4) христианство
59. Верны ли следующие суждения о сущности религии? А. Религия — это определённые взгляды и представления людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Б. Религия — это соответствующие обряды и культы. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 60. В стране Б. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какая функция религии в современном обществе должна быть приоритетной?» Результаты опроса представлены в гистограмме.
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение. 1) Меньшинство опрошенных считает, что приоритетной функцией религии в современном обществе должно стать объединение индивидов, групп. 2) Треть опрошенных видит в качестве приоритетной функции религии в современном обществе упорядочение помыслов, стремлений людей. 3) Большее число опрошенных в качестве приоритетной функции религии в современном обществе указали на осмысление мира, общество, человека, чем на объединение индивидов, групп. 4) Четверть опрошенных выделила упорядочение помыслов, стремлений людей в качестве приоритетной функции религии в современном обществе. 61. Искусство характеризуется тем, что оно 1) основано на вере в сверхъестественное 2) отражает действительность в образно-символической форме 3) выполняет функцию социального управления 4) комплексно описывает и объясняет события и явления
62. Искусствовед Д. утверждал: «Тайна искусства — в том, что оно затрагивает наши чувства. Любое художественное произведение непременно должно влиять на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик». О какой функции искусства идёт речь? 1) воздействие на сферу человеческих эмоций 2) формирование эстетического вкуса 3) воздействие на человеческую психику 4) отражение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке 63. Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство характеризуется соответствием действительности. Б. Искусство характеризуется точностью и определённостью. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 64. В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какому непременному условию должно отвечать любое произведение искусства?» Результаты опроса представлены в диаграмме.
— воздействие на чувства — быть интересным — формирование эстетического вкуса — предвосхищение будущего Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение. 1) Второе место по популярности в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, среди опрошенных заняло формирование эстетического вкуса. 2) Воздействие на чувства в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, выбрало меньше опрошенных, чем формирование эстетического вкуса. 3) Подавляющее число опрошенных в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, видит воздействие на чувства. 4) Минимальное число опрошенных указало на предвосхищение будущего в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства. 65. Мораль характеризуется следующим(-и) признаком(-ами) 1) обладает относительной самостоятельностью 2) имеет исторический характер 3) может находиться в критическом отношении к принятому образу жизни 4) всеми перечисленными 66. Какое поведение, отражённое в перечисленных ситуациях, подпадает под действие только норм морали? 1) Татьяна грубо разговаривала с подругой К. 2) Антон совершил кражу имущества гражданки П. 3) Тринадцатилетний Сергей выехал на велосипеде на проезжую часть улицы 4) Шлифовщик Г. прогулял восемь рабочих дней 67. Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль опирается на идеи добра и зла. Б. Мораль представляет собой совокупность этических ценностей, основанную на определённых нормах и заповедях. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 68. Нормы «уважай старших», «будь милосерден к слабым» относятся к сфере 1) искусства 3) науки 2) морали 4) права 69. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию 1) стагнация 3) регресс 2) прогресс 4) модернизация 70. Петровские преобразования XVIII в. являются примером 1) стагнации 3) эволюции 2) контрреформ 4) модернизации 71. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе? А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой. Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
72. В стране Р. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан: 25-летних и 60-летних жителей. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, является критерием общественного прогресса?» Результаты опроса представлены в гистограмме.
— развитие человеческого разума — прогресс науки и техники — возрастание степени свободы человека — совершенствование нравственности людей Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение. 1) Треть опрошенных 60-летних жителей указала на возрастание степени свободы человека в качестве критерия общественного прогресса. 2) Развитие человеческого разума как критерий общественного прогресса более популярно у 25-летних жителей, чем у 60-летних жителей. 3) Процент людей, уверенных, что критерием общественного прогресса является совершенствование нравственности людей, с возрастом уменьшается. 4) Четверть всех опрошенных считает, что критерием общественного прогресса является прогресс науки и техники. 73. Какой признак характеризует традиционное общество? 1) интенсивная урбанизация 2) преобладание приписанного социального статуса 3) высокая социальная мобильность 4) рост уровня потребления
74. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.? 1) постиндустриальному 2) индустриальному 3) традиционному 4) информационному 75. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе? А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда. Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 76. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное? 1) основной продукт производства — промышленные изделия 2) основной фактор производства — знания 3) широкое применение механизмов, технологий 4) классовое деление общества 77. К глобальным проблемам современности относится(-ятся) 1) энергетическая проблема 2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки 3) проблема взаимодействия России и Запада 4) все перечисленные 78. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы 1) войны и мира 2) экономической 3) демографической 4) энергетической 79. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации? А. Процесс глобализации приводит к снижению издержек производства. Б. Процесс глобализации приводит к формированию единого стандарта потребления. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
80. В современных условиях резко возросло количество промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной? 1) затрагивает интересы развитых стран мира 2) предполагает развитие сотрудничества нескольких государств 3) угрожает развитию стран Африки 4) от её решения зависит дальнейшая судьба человечества Часть 2 (В) При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 — В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. В1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:. 2. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
|