Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лк. Репродукция и селекция интродуцентов
Перечень изучаемых вопросов: 1) Значение семенного размножения (плодоношения) интродуцентов в новых условиях произрастания; 2) Репродуктивные группы интродуцентов и их практическое значение; 3) Основы селекционного семеноводства интродуцентов.
Процесс плодоношения является заключительным и самым ответственным в онтогенезе растения. Новая среда обитания, в которой оказываются интродуценты, оказывает существенное влияние на все стороны онтогенеза и вызывает различного рода изменения приспособительного характера. Новые условия местопроизрастания оказывают очень сильное влияние на заложение репродуктивных органов, а также на динамику их формирования и степень заложения. В частности происходит смещение фенологических фаз, изменяется качество пыльцы, степень развития зародыша и эндосперма. Подобные отклонения в изменившихся условиях носят адаптивный характер. Степень приспособляемости к новым условиям местопроизрастания у различных видов различная и зависит от совокупности биологических качеств растения, которые приобретаются им под воздействием внешних условий его развития и жизни. Поэтому плодоношение интродуцированных древесных растений в новых условиях является лучшим показателем того, что эти условия жизни полностью отвечают природным требованиям растений или что сами растения изменились под воздействием новых условий и приспособились к ним. Белорусские исследователи отмечают, что в настоящее время степень изученности особенностей семенной репродукции перспективных интродуцентов слабая, что также является немаловажным сдерживающим фактором их внедрения на территорию нашей страны.
Получение нормально развитых семян интродуцентов в новых условиях произрастания имеет очень важное значение для их последующей акклиматизации, так как позволяет отобрать более стойкие особи в семенном потомстве. По степени развития интродуцента в зависимости от возможности получения репродукции выделено 7 групп, которые называют репродукционными: I – Интродуцент не цветет. Массовое вегетативное размножение вследствие плохого общего развития невозможно; II – Интродуцент не цветет. Вегетативное размножение возможно; III – Интродуцент цветет, но семян не дает. Вегетативное размножение возможно. Может быть использовано при формировании фертильной пыльцы в качестве опылителя; IV – Цветет. Семена могут быть получены только после применения искусственных воздействий. Семенная репродукция возможна; V – Нормальное семеношение в благоприятные годы. Возможно получение семенной репродукции; VI – Маточные растения отличаются устойчивым потомством; VII – Интродуценты в составе местной флоры возобновляются естественно. Наряду с другими диагностическими показателями (таблица 7) репродуктивные группы интродуцентов могут быть использованы для определения места интродуцента в акклиматизационном процессе.
Таблица 7 Диагностическая таблица для определения места интродуцента в акклиматизационном процессе
Окончание таблицы 7
Пользуясь диагностической таблицей, для каждого интродуцента можно получить шифр, в котором будет отображена информация о всех имеющихся сведениях, предусмотренных диагностической таблицей. Например: имеем растение первичной интродукции (И) возраста 15 лет, которое было выращено из семян (С), заготовленных из мест естественного ареала данного вида (А), семена выращивались в открытом грунте (Г). Интродуцент вступил в генеративную фазу, но семян не дает (III). Обозначение –И15АСГIII. Пример 2: имеем растение репродуцент первого поколения в возрасте 7 лет (Р17), выращенное из обычных семян (С) в открытом грунте (Г). К настоящему моменту растение вступило в генеративную фазу и приносит жизнеспособные семена (V). Шифр – Р17СГV. При наличии сведений об интродуцированном ранее материнском растении шифр будет выглядеть следующим образом – Р17СГV (И15АСГIII).
Семенной материала, по существу, является звеном, связывающим между собой поколения возделываемых растений. Благодаря сенному размножению осуществляется смена поколений. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было обеспечено не только сохранение потомства, но и повышение его продуктивности и устойчивости. В связи с этим перед лесным семеноводством интродуцентов поставлены следующие задачи: – вовлечение в хозяйственное использование семян, прошедших испытания; – расширение интродукционного эксперимента; – получение семян для дальнейшего испытания следующих поколений; – проведение отбора лучших особей и выделение перспективных форм интродуцентов; – сохранение и расширение генофонда ценных экзотов; – организация и создание объектов ПЛСБ. Исследования по изучению семеноведения интродуцентов включают следующие направления: – биология плодоношения и семенная продуктивность; – качество семян в зависимости от условий их произрастания; – биология созревания и прорастания семян, особенности их хранения; – морфология и анатомия плодов и семян; – вредители и болезни плодов и семян. Основной и конечной целью семеноведения интродуцентов является раскрытие закономерностей приспособления растений к новым климатическим условиям. Рекомендуемая литература [1].
|