Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малыш плачет и задыхается






Ребенок так заходится в плаче, что не может перевести дыхание. Это настоящий пик любой истерики, способный напугать и ребенка, и его родителей. Обычно такие задержки дыхания возникают в результате каких-то травм, например, после удара головой или падения. В самой высшей точке своей истерики ребенок может начать задерживать дыхание, у него начинает дрожать нижняя челюсть, сначала он краснеет от злости, потом синеет. В этот миг вы тоже перестаете дышать, потому что с ужасом ждете, что же произойдет дальше. Когда оба вы оказываетесь в таком предобморочном состоянии, малыш делает глубокий вздох (и вы тоже) - и все обошлось. Хотя у большинства детей, когда истерика приближается к концу, нормальное дыхание восстанавливается самостоятельно, некоторые начинают хрюкать, как бы задыхаясь, другие слабеют. Самым опасным моментом во всей этой истории с задержкой дыхания являются судороги. Однако обычно сразу же после того, как дыхание ребенка ослабевает, начинает восстанавливаться обычный его ритм. Самим детям приступы плача с остановкой дыхания практически не наносят никакого вреда, в то время как родители после этих фокусов чувствуют себя совершенно разбитыми. Лучше вмешаться в ситуацию в самом начале и какими-то ласковыми словами, жестами переключить энергию малыша с наращивания истерики на что-нибудь другое. Обычно такие эпизоды прекращаются между 2 и 2, 5 годами, когда ребенок становится способен выразить свои чувства словами.

УКУСЫ И ПИНКИ

Детские щипки и шлепанье пятерней, как бы неприятно это ни выглядело (а к тому же и больно), - это нормальное поведение малышей во время игры, не означающее ни злости, ни агрессивности. Ведь именно руки и рот ребенка - основные его " инструменты" для познания мира в этом возрасте и, естественно, основные его средства общения. Малыши практически все пробуют " на зуб" и шлепают руками по разным поверхностям. Они проверяют, какие это вызовет ощущения и какая реакция на это последует. Во время истерик дети частенько кусают или бьют любимых родителей или других членов семьи и, к счастью, реже проделывают это с чужими людьми. Не принимайте это за личное оскорбление. Ведь так же малыши могут кусать руки, которые кормят их.

С другой стороны, те же кусание и шлепанье являются формами нежелательного, агрессивного поведения, когда ребенок может кого-то поранить, искусает или оцарапает. Сопротивляйтесь первому порыву достать где-нибудь намордник и наручники для маленького агрессора. Существуют гораздо более легкие пути его приручения.

Иная форма выражения чувств. Ваша задача как воспитателя заключается в том, чтобы научить малыша таким способам выражения своих чувств, чтобы он мог производить хорошее впечатление на людей, а не оставлять следы своих зубов. Объясняя, как не надо поступать (" Не кусайся... Когда ты кусаешься, ты ранишь маму! "), подскажите ему, какими жестами он должен пользоваться (" Обними папу... дай мне ладошку").

В чем причина? Последите за тем, что провоцирует агрессивное поведение малыша. Например, слишком много детей, собравшихся на небольшой территории, перегруженность впечатлениями к концу дня, усталость. Постарайтесь как бы встать за спиной своего малыша, чтобы его глазами взглянуть на причину, заставляющую его кусаться и драться. Может, он устал, заскучал, голоден или это просто вспышка эмоций?

Приручение с помощью игры. Если вы установили, что ваш ребенок склонен к агрессивности, постарайтесь приучить его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Ключом в развивающейся агрессивности может стать то, что ребенок постоянно бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол. Хотя все это можно считать нормальной игрой, старайтесь сбалансировать его агрессивные и ласковые действия. Кроме того, объясните ребенку разницу между " объятиями медвежонка" (которые выдержат папы и мамы) и " объятиями крольчонка" (которые больше подходят для сверстников малыша).

Постоянно наблюдайте за ребенком. Не спускайте глаз во время игры с тех детей, которые склонны кусаться и драться. Предупредите других мам, чтобы они тоже были настороже. Если малыш укусил или оцарапал другого ребенка, немедленно разъедините этих детей и на некоторое время изолируйте агрессора. Вынужденную изоляцию нужно усилить соответствующими увещеваниями: " Кусаться больно; это очень плохо, когда ты делаешь кому-нибудь больно. Вот теперь мы должны посидеть на стуле и подумать, почему же нельзя кусаться". Если ребенок уже умеет говорить, научите его произносить: " Извини меня". Ваш ребенок должен научиться увязывать то, что он кого-то укусил, с немедленным выдворением из игры. Возможно, это будет первым уроком, показывающим, что нежелательное поведение приводит к нежелательным последствиям.

Не все способы хороши. Кусающиеся (или дерущиеся) дети зачастую становятся центром внимания. " Посмотрите на него, он кусается! " Бывает, что ребенок кусается специально, чтобы привлечь к себе внимание. В этом случае нужно подумать о каком-то другом, более приемлемом способе. Одновременно старайтесь всячески показать малышу, насколько приятно для окружающих хорошее поведение, сводя на нет важность кусания.

Как аукнется... Малыш, который живет бок о бок с агрессией, сам становится агрессивным. Однажды я был свидетелем того, как 2-летний ребенок укусил свою мать и она моментально шлепнула его: " Не кусайся! " Мне стало совершенно ясно, откуда взялась привычка малыша кусаться. Никогда не отвечайте ребенку со злостью. Если одно неправильное поведение накладывается на другое, это приводит только к разрастанию проблемы. Очень важно внушить ребенку, что кусание наносит вред, и заставить его понять это.

Показать и рассказать. Если слова не очень помогают, можно другим способом показать ребенку, в чем состоит проблема. Прижмите локоть малыша к его же зубам (будто он сам себя кусает). Усильте впечатление, которое произведут на ребенка отметины на руке: " Посмотри, как ты поранил себя кусанием! " Проделайте этот урок с кусанием самого себя сразу же после того, как ваш малыш укусит кого-нибудь другого, чтобы установить связь между кусанием и ранением (но не в наказание).

Испорченные отношения взрослых. Родители малыша, который кусается, оказываются в затруднительном положении - они испытывают чувство вины. В свою очередь, родители обиженного ребенка сердятся за причиненную ему боль. В конечном счете вы начинаете дуться друг на друга и ваши добрые отношения заканчиваются. Если ваш ребенок кусается или дерется, заранее предупредите об этом родителей его товарищей по играм и попросите помочь вам в обуздании поведения вашего ребенка. Возможно, их дети тоже прошли через стадию агрессивности, и они с пониманием отнесутся к вашей искренности и что-нибудь смогут посоветовать. Кроме того, поступая таким образом, вы даете понять другим родителям, что стараетесь уберечь детей от неприятностей.

Теперь совет родителям пострадавшего. Вместо того чтобы набрасываться на родителей кусающегося малыша со словами: " У вас злой ребенок" (они и так чувствуют себя виноватыми), постарайтесь понять их и предложите свою помощь. Это не только позволит вам сохранить хорошие отношения, но и освободит других родителей от гнетущего чувства (" я плохая мама").

Как только основным средством общения вашего растущего малыша станет речь, он заменит ею прежние аргументы (зубы и руки), и таким образом доставлявшее вам столько неприятностей поведение исчезнет само по себе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал