![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Федеральное агентство по образованиюСтр 1 из 17Следующая ⇒
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Омский государственный технический университет»
М.Г. Федотова
Основы теории коммуникации
Омск 2005
УДК ББК Ф
Рецензенты: Плосконосова В.П., д. филос. н., профессор, проректор по учебной работе …. Кибардина Л.Н., канд. филос. н., доцент кафедры политологии СибАДА
Федотова М.Г. Основы теории коммуникации: - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 48 с.
В учебном пособии дается представление о теории коммуникации как науке, показана связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией и т.д. Рассмотрены основные модели коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и особенностей основных типов и видов коммуникации: межличностной, групповой, и массовой; вербальной и невербальной; устной и письменной. Дается представление о личностных чертах коммуникатора, характеристике аудитории и эффективности коммуникативного взаимодействия. Предназначено для студентов специальности 030602 – «связи с общественностью» дистанционной формы обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета. УДК ББК М.Г. Федотова, 2005 Омский государственный технический университет ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие «Основы теории коммуникации» содержит конспект лекций по данной дисциплине, вопросы и задания и контрольные тесты. Курс лекций дает систематизированное представление о теории коммуникации как науке. Показана связь теории коммуникации с семиотикой и лингвистикой, теорией информации и герменевтикой, философией, психологией и т.д. Рассмотрены основные модели коммуникации, дано описание структуры коммуникативного акта и особенностей основных типов и видов коммуникации: межличностной, групповой, и массовой; вербальной и невербальной; устной и письменной. Дается представление о личностных чертах коммуникатора, характеристике аудитории и эффективности коммуникативного взаимодействия. После каждой лекции автором представлены вопросы для самопроверки обучающихся, которые нацеливают студентов на углубленное лекционных тем. Практические задания выполняются студентом после изучения соответствующей темы и высылаются преподавателю для текущего контроля знаний. Тесты выполняются после изучения дисциплины и являются аттестационной работой по итогам курса. На что же нужно обратить особое внимание при изучении отдельных разделов и тем курса? В разделе «Коммуникация как объект теоретического анализа» особо значимым является понимание специфики коммуникации в философии, филологии, теории информации, социологии, ряде других наук. Теория коммуникации является теоретико-методологической базой, объединившей достижения этих наук в исследовании процесса и условий протекания коммуникации и изучающей наиболее общие характеристики типов и видов коммуникации. Необходимо уяснить принципиальную разницу в понимании коммуникации как процесса кодирования, передачи и приема информационных сообщений субъектами (механистический подход) и как совместной деятельности коммуникантов (деятельностный подход). Также необходимо обратить внимание на толкование понятий, взаимосвязанных с базовым понятием коммуникации, таких как общение, информация, передача сообщений, социальная коммуникация, биокоммуникация и др. Изучение исторических этапов возникновения и развития средств коммуникации в аспекте коммуникативных революций М. Маклюэна поможет яснее понять, что коммуникация является динамичным процессом, а средства социальной коммуникации совершенствуются с течением времени. Классификации способов, средств и каналов коммуникации разнообразны. Однако общепризнанным в теории коммуникации является выделение трех ее основных типов: межличностной, групповой и массовой коммуникации. Основным критерием для их выделения является количество общающихся индивидов. Стоит обратить внимание на то, что изменение количественных характеристик в данном случае приводит к изменению качества коммуникации, появлению у нее новых свойств. Так, для групповой коммуникации, в отличие от межличностной, существенными становятся феномены «лидерства» и «большинства», для массовой – наличие технических средств, опосредующих коммуникацию, проблемы манипуляции сознанием массовой аудитории. Глубже понять суть процесса коммуникации помогают модели коммуникативного процесса. При изучении тем раздела «коммуникационный процесс и его составляющие» необходимо обратить особое внимание на то, что моделирование процесса коммуникации является способом обнаружения новых сторон коммуникативного процесса, объяснения его и повышения эффективности. С этой точки зрения рекомендуются к изучению модели коммуникации, наиболее широко применяемые для объяснения этого процесса и ставшие классическими в теории коммуникации: Аристотеля, Г. Лассуэлла, Шеннона — Уивера, М. де Флера, П. Лазарсфельда и других авторов. Основными составляющими процесса коммуникации, как известно, являются коммуникатор, сообщение и аудитория. При изучении тем данного раздела нужно обратить особое внимание на специфику их функционирования в межличностной, групповой и массовой коммуникации. Ведь из особенностей коммуникаторов и специфики сообщения вытекают и критерии эффективности коммуникационного процесса, которые должен учитывать в своей работе специалист по связям с общественностью. С точки зрения средств, используемых в коммуникационном процессе, коммуникация разделяется на вербальную и невербальную. А вербальная в свою очередь – на устную и письменную. При изучении тем соответствующего раздела важно понять влияние средств коммуникации на коммуникативный акт и сопоставить разные системы кодирования языка (при помощи вербальных и невербальных средств, например). Немаловажную роль в понимании процессов кодирования коммуникации играет знаковая теория. Семиотика наиболее хорошо изученной естественной знаковой системы – языка – состоит из трех разделов: семантики, синтактики и прагматики. При изучении этих разделов семиотики нужно обратить внимание на объяснение с точки зрения знаковой теории значений слов, их связи с действительностью, сочетания слов в рамках связного высказывания, а также способов их использования индивидами, на соотношение «язык» - «речь».
|