Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Тойнби. Постижение истории






 

...вселенская церковь является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло.

…Попытаемся вывести единую классификацию. Получается следующая последовательность:

· египетское + андское;

· китайское + минойское + шумерское + майянское;

· индское + хеттское + эллинское;

· западное;

· православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее, Японии);

· сирийское;

· православное христианское (основное) + дальневосточное (основное);

· иранское;

· арабское + индуистское;

· мексиканское;

· юкатанское;

· вавилонское.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 —1975)
… эти общества ничто не объединяет, кроме лишь того, что они предстают как интеллигибельные поля исторического исследования, образуя род, вбирающий в себя 21 общество одного вида. Общества этого вида принято называть «цивилизациями», чтобы отличить их от «примитивных обществ». Известных примитивных обществ значительно больше, приблизительно 650 таких обществ.

Тезис о «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди западных историков. Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора.

Подобный взгляд на современный мир следует ограничить только экономическими и политическими аспектами социальной жизни, но никак не распространять его на культуру, которая не только глубже двух первых слоев, но и фундаментальнее …

Они попросту игнорируют этапы или главы истории других цивилизаций, если те не вписываются в их общую концепцию, опуская их как «полуварварские», или «разлагавшиеся», или относя их к Востоку, который фактически исключался из цивилизации …

Православное христианство, по этой версии, зародившись, служило оплотом западного общества в борьбе с Востоком. Исчерпав свои функции, нарост этот атрофировался и исчез, подобно тому как у головастика отваливаются жабры и хвост на стадии превращения его в лягушку. Что же касается трех других незападных цивилизаций – исламской, индуистской, дальневосточной – они вообще отвергаются как «туземные» по отношению к колеснице западного общества.

…Общество в своем жизненном процессе сталкивается с рядом проблем и каждая из них есть вызов. Функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить внутренний творческий импульс в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций.

... Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и географические условия, безусловно, способствуют общественному развитию, оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста. Цивилизация существует благодаря постоянным усилиям человека.

Стимулы роста цивилизации можно разделить на два основных вида: стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения. Среди стимулов природной среды можно выделить стимул «бесплодной земли», стимул «новой земли»…

По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все больше и больше появляется вызовов, рожденных внутри действующей системы или личности. Рост означает, что растущая личность или цивилизация стремится создать свое собственное окружение, породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать свое собственное поле действия…

Растущие цивилизации отличаются от примитивных обществ поступательным движением за счет творческого меньшинства. Характерным типом индивида, действие которого превращают примитивное общество в цивилизацию является сильная личность. «Гений», «медиум», «сверхчеловек», но в растущем обществе представители этого типа всегда находится в меньшинстве. Они лишь дрожжи в общем котле человечества… Подтягивание нетворческого большинства растущего общества до уровня творческих пионеров на практике решается благодаря свободному мимесису… Если в примитивном обществе мимесис сориентирован на старшее поколение и образцы предков, то в обществах растущих образом для подражания, эталоном становится творческая личность, лидер, прокладывающий новый путь…

 

Источник: Тойнби А. Постижение истории/ пер. с англ. М., 1991. С. 79–82, 108, 113–114, 120, 250, 259–260.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал