![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Тойнби. Постижение истории
...вселенская церковь является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло.
· египетское + андское; · китайское + минойское + шумерское + майянское; · индское + хеттское + эллинское; · западное; · православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее, Японии); · сирийское; · православное христианское (основное) + дальневосточное (основное); · иранское; · арабское + индуистское; · мексиканское; · юкатанское; · вавилонское.
Тезис о «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди западных историков. Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора. Подобный взгляд на современный мир следует ограничить только экономическими и политическими аспектами социальной жизни, но никак не распространять его на культуру, которая не только глубже двух первых слоев, но и фундаментальнее … Они попросту игнорируют этапы или главы истории других цивилизаций, если те не вписываются в их общую концепцию, опуская их как «полуварварские», или «разлагавшиеся», или относя их к Востоку, который фактически исключался из цивилизации … Православное христианство, по этой версии, зародившись, служило оплотом западного общества в борьбе с Востоком. Исчерпав свои функции, нарост этот атрофировался и исчез, подобно тому как у головастика отваливаются жабры и хвост на стадии превращения его в лягушку. Что же касается трех других незападных цивилизаций – исламской, индуистской, дальневосточной – они вообще отвергаются как «туземные» по отношению к колеснице западного общества. …Общество в своем жизненном процессе сталкивается с рядом проблем и каждая из них есть вызов. Функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить внутренний творческий импульс в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. ... Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и географические условия, безусловно, способствуют общественному развитию, оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста. Цивилизация существует благодаря постоянным усилиям человека. Стимулы роста цивилизации можно разделить на два основных вида: стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения. Среди стимулов природной среды можно выделить стимул «бесплодной земли», стимул «новой земли»… По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все больше и больше появляется вызовов, рожденных внутри действующей системы или личности. Рост означает, что растущая личность или цивилизация стремится создать свое собственное окружение, породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать свое собственное поле действия… Растущие цивилизации отличаются от примитивных обществ поступательным движением за счет творческого меньшинства. Характерным типом индивида, действие которого превращают примитивное общество в цивилизацию является сильная личность. «Гений», «медиум», «сверхчеловек», но в растущем обществе представители этого типа всегда находится в меньшинстве. Они лишь дрожжи в общем котле человечества… Подтягивание нетворческого большинства растущего общества до уровня творческих пионеров на практике решается благодаря свободному мимесису… Если в примитивном обществе мимесис сориентирован на старшее поколение и образцы предков, то в обществах растущих образом для подражания, эталоном становится творческая личность, лидер, прокладывающий новый путь…
Источник: Тойнби А. Постижение истории/ пер. с англ. М., 1991. С. 79–82, 108, 113–114, 120, 250, 259–260.
|