Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон тождества.






Вопросы.

Законы логики и принципы правильного мышления.

Закон тождества.

Закон противоречия (непротиворечия).

4. Закон исключённого третьего.

Закон достаточного основания.

Законы логики и принципы правильного мышления.

Достаточно очевидно, что правильность мышления необходимо связана с соблюдением законов логики. Философия рассматривает закон как внутреннюю, необходимую и существенную связь предметов и явлений объективной действительности. Логический закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь мыслей в рассуждении. Логические законы являются основой объективного познания и взаимопонимания людей. Используя понятие «логический закон», мы обращаем внимание на объективную реальность устойчивости внутренней структуры правильного мысли­тельного процесса. Соблюдение требований логических законов является непременным условием определённости, последовательности и истинности наших мыслей.

Как элемент познания и отношения к действительности принцип более общ и субъективен, чем логический закон. В философии он трактуется как основное, исходное поло­жение какой-либо теории, учения и т.д., как руководящая идея, основное пра­вило деятельности или поведения. Используя понятие «логический принцип», мы обращаем вни­мание на необходимость учёта реальной устойчивости внутренней структуры правильного мыслительного процесса. Тем самым та же самая часть знания, которая накоплена человечеством в области логики, в зависимости от акцентирования внимания на её объективной или субъективной состав­ляющей, рассматривается и в качестве законов, и в качестве принципов правильного мышления.

В традиционной логике среди множества законов, как необходимых, существенных и устойчивых связей мыслей в рассуждении, принято выделять так называемые основные законы логики (иногда они же и принципы правильного мышления). К ним относят: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон ис­ключённого третьего и закон достаточного основания.

 

Закон тождества.

Если мы хотим быть правильно понятыми, то наша мысль должна быть точно сформулирована, иметь определённое устойчивое содер­жание. Обязательность этого условия для правильного мышления была определена ещё Аристотелем в его «Метафизике»: «Если же это было бы не так, а сказали бы, что слово имеет бесчисленное множество значений, то совершенно очевидно, что речь была бы невозможна; в самом деле, не означать что-то одно - значит, ничего не означать; если же слова ничего [определённого] не обозначают, то конец всякому рассуждению за и про­тив, а в действительности - и в свою защиту, ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслить что-то одно; а если мыслить что-то одно возмож­но, то для него можно будет подобрать одно имя». Позднее это обязательное условие или принцип правильного мыш­ления и стали называть законом тождества.

Сущность закона тождества заключается в том, что каждая объективно истинная и ло­гически правильная мысль о предмете должна быть определённой и сохра­нять свою однозначность на протяжении всего рассуждения. Наиболее общая формула закона тождества записывается так: а есть а или а = а, где под а разумеется всякая мысль вообще. Тем самым действие закона то­ждества распространяется на все без исключения формы мышления, то есть и на понятия, и на суждения, и на умозаключения.

Поскольку в реальном мире все вещи и явления подвержены измене­ниям, то никакого абсолютного тождества быть не может. Однако при известных ус­ловиях, в определённых пределах мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать своё внимание только на том, что есть общего у рассматриваемых предметов. Иначе говоря, тождествен­ность вещей в мыслительном процессе выступает как некая идеализация, как результат отвлечения от несущественных для конкретной ситуации изменений этой вещи, благодаря чему обеспечивается определённость, ус­тойчивость содержания мысли.

Соблюдение закона тождества не означает, что, рассуждая о чём-то, мы должны лишь повторять это что-то в неизменном виде. Скажем, говоря о потерпевшем, повторять: потерпевший, потерпевший, потерпевший... Для равнозначных понятий можно и нужно использовать слова-синонимы. Они обогащают речь. Следует лишь помнить, что синонимия носит отно­сительный характер, и не во всех случаях слова-синонимы могут заменить друг друга. Например, попытаемся ответить на вопрос: тождественны ли понятия «покой­ник» и «труп». Объёмы данных понятий совпадают - это очевидно. Содер­жание же, видимо, не совпадает. Во всяком случае, вопрос следователя к свидетелю происшествия: «Что сказал покойник?» звучит вполне осмыс­ленно, и перестаёт быть таковым, если произвести замену понятия «покой­ник» на понятие «труп». А вот пример некорректного использования синонимов из милицей­ского протокола: «...на кровати лежал труп, брат трупа в соседней комнате был без сознания, рядом сидела трупова жена и плакала...».

Тождество противоположно различию и через это отношение связа­но с ним. Поэтому основное требование закона тождества о том, что мысль о предметедолжна быть определённой и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения, в качестве нормативного правила (принципа) может быть выражено и таким образом: нельзя отождеств­лять различные мысли, а различные мысли принимать за тождественные.

Нарушение требований определённости мышления (закона тождества) может быть непреднамеренным и преднамеренным (умышленным). Первый случай, когда имеет место непроизвольное нарушение зако­на тождества, называется паралогизмом. Паралогизм и в принципе - неумышленная логическая ошибка. Случаи же преднамеренного нарушения законов логики называ­ются софизмами.

В зависимости от того, каким именно образом нарушается закон то­ждества, различают следующие виды логических ошибок: эквивокацию, омонимию, амфиболию, логомахию. Эквивокацией называется логическая ошибка, заключающаяся в том, что одно и то же слово или выражение употребляется в разных значениях в ходе одного и того же рассуждения, но подаётся это так, будто в слово или выражение вкладывается один и тот же смысл. Омонимией называется логическая ошибка, которая происходит вследствие того, что одно и то же по звуку слово в одном и том же рас­суждении употребляется для обозначения разных понятий. Амфиболией называется логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение (совокупность нескольких слов) допускает его двоякое толкование. Причем амфиболию не следует смешивать с омо­нимией, когда ошибка вызывается двусмысленностью отдельных слов, употребляемых в одном и том же рассуждении.

Такие определения перечисленных логических ошибок позволяют заключить, что, по сути, эквивокация включает в себя и омонимию и амфиболию и может рассмат­риваться как род, а последние как виды данного рода. Рассмотрим это на примерах, иллюстрирующих эквивокацию, при­чём первые из них относятся к омонимии, а вторые к амфиболии.

Для омонимии, как мы уже определились, характерно использование одного слова для разных по­нятий. На этом приёме основан софизм, известный ещё с античных времён:

Лекарство, принимаемое больным, есть добро.

Чем больше делать добра, тем лучше.

Значит, лекарства нужно принимать как можно больше.

В данном софизме используется многозначность слова «добро». В первой посылке слово «добро» обозначает действие лекарства на боль­ного, а во второй под «добром» понимаются поступки людей, имеющие целью приносить другим людям полезное и приятное. В теории умозаключений подобные софизмы называются логической ошибкой учетверения терминов.

Более современный пример омонимии, как разновидности эквивокации, можно привести, основываясь на следующих рассуждениях некоторых «морали­стов»: «Каждый человек - кузнец сво­его счастья. Есть люди несчастливые. Вывод: это их собственная вина». При этом игнорируется принципиальный аспект человеческой жизнедея­тельности, связанный с возможностями общества, страны и социально-экономическими процессами, в которые включается конкретная личность. Вторая часть приведённого высказывания - «Есть лю­ди несчастливые» - подразумевает мысль, что у таких людей неудачно скла­дываются объективные, не зависящие от их воли обстоятельства. Выходит, что в первом случае счастье всецело зависит от самого человека. Во втором случае счастье не зависит от человека и представляет собой везение, удачу (благоприятное стечение обстоятельств). И не ясно, как совмещать эти противоположные выводы.

Для амфиболии в качестве иллюстрации может быть использовано известное выражение: «Казнить нельзя помиловать», которое в зависимо­сти от логического ударения может быть истолковано и как «Казнить, нельзя помиловать», и как «Казнить нельзя, помиловать».

Примером амфиболии является и высказывание: «Ученики прослу­шали объяснение учителя». Оно непонятно, потому что в нём нарушен за­кон тождества. Ведь слово «прослушали», а значит, и всё высказывание можно понимать двояко: то ли ученики внимательно слушали учителя, то ли всё пропустили мимо ушей (причем первое значение противополож­но второму). Таким образом, рассматриваемое высказывание не равно са­мому себе. Говоря иначе, в нём смешиваются или отождествляются раз­личные, не тождественные друг другу ситуации: 1. «Ученики всё слыша­ли»; 2. «Ученики ничего не слышали». Это отождествление нетождествен­ного и приводит к неясности высказывания.

Логомахией называется логическая ошибка, когда спорящие, не оп­ределив вначале с точностью предмета спора, опровергают друг друга или не соглашаются друг с другом единственно потому, что употребляют не­точные слова для выражения своих мыслей. Например, можно было бы бесконечно спорить по вопросу: «Счастлив ли человек, живущий в согласии с природой?» Все дело в том, что словосочетание «жить в согласии с природой», а также слово «счастье» являются многозначными, и необхо­дима серьезная работа ума, чтобы все эти значения различать.

Нередко с целью изменить суть оценки поступка конкретного человека в ходе судебного разбирательства, хотя и не в виде открытого спора, предпри­нимаются попытки со стороны защиты определять в качестве подарка или спонсорской помощи то, что сторона обвинения квалифицирует как взятку. Подобные приёмы широко используются и в рекламе различных това­ров, включая фильмы, книги, статьи в периодической печати, когда их броские названия не соответствуют заявленным темам.

Итак, мы видим, что во всех приведённых примерах смешиваются различные значения понятий, выражений, отражающих какие-то ситуации, обсуждаемые темы, одна из кото­рых не равна другой, т.е. нарушается закон тождества. Знание закона тождества даёт возможность осознано отделять пра­вильные рассуждения от неправильных, позволяет находить логические ошибки в рассуждениях других людей и не допускать их в собственных вы­сказываниях.

Неоценимо значение требований закона тождества в законотворче­ской деятельности юриста. Подготовка законодательных актов требует обя­зательной логической экспертизы, поскольку в них недопустимы неясности или двусмысленности, ведущие к неоднозначному применению закона.

Закон тождества лежит в основе таких важных следственных дейст­вий, как опознание и идентификация. Суть первого действия сводится к тому, что опознающему (потерпевшему, свидетелю и др.) предъявляют в определённом законом порядке человека или какой-нибудь предмет, что­бы установить их тождество (или различие) с тем, что наблюдалось ранее и о чём уже даны показания. Результаты опознания имеют важное доказа­тельственное значение. Задача идентификации состоит в установлении тождества тех или иных вещей, людей, документов и т.д., которые до этого мыслились как различные. Например, идентификация подозреваемого в разных преступлениях, идентификация ножа, которым был ранен человек, и ножа, найденного у подозреваемого.

Сущность закона тождества применительно к квалификации престу­пления заключается в том, что, доказывая наличие в деянии того или иного состава преступления, необходимо точно знать все признаки этого состава, однозначно их понимать и постоянно иметь в виду именно эти признаки, а не какие-либо иные. В процессе квалификации преступления следует строго соблюдать требования закона тождества: не менять предмет доказывания, не смешивать содержание различных юридических терминов, без необходимости не использовать различные определения одного и того же понятия и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал