Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон тождества.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Вопросы. Законы логики и принципы правильного мышления. Закон тождества. Закон противоречия (непротиворечия). 4. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания. Законы логики и принципы правильного мышления. Достаточно очевидно, что правильность мышления необходимо связана с соблюдением законов логики. Философия рассматривает закон как внутреннюю, необходимую и существенную связь предметов и явлений объективной действительности. Логический закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь мыслей в рассуждении. Логические законы являются основой объективного познания и взаимопонимания людей. Используя понятие «логический закон», мы обращаем внимание на объективную реальность устойчивости внутренней структуры правильного мыслительного процесса. Соблюдение требований логических законов является непременным условием определённости, последовательности и истинности наших мыслей. Как элемент познания и отношения к действительности принцип более общ и субъективен, чем логический закон. В философии он трактуется как основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д., как руководящая идея, основное правило деятельности или поведения. Используя понятие «логический принцип», мы обращаем внимание на необходимость учёта реальной устойчивости внутренней структуры правильного мыслительного процесса. Тем самым та же самая часть знания, которая накоплена человечеством в области логики, в зависимости от акцентирования внимания на её объективной или субъективной составляющей, рассматривается и в качестве законов, и в качестве принципов правильного мышления. В традиционной логике среди множества законов, как необходимых, существенных и устойчивых связей мыслей в рассуждении, принято выделять так называемые основные законы логики (иногда они же и принципы правильного мышления). К ним относят: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон исключённого третьего и закон достаточного основания.
Закон тождества. Если мы хотим быть правильно понятыми, то наша мысль должна быть точно сформулирована, иметь определённое устойчивое содержание. Обязательность этого условия для правильного мышления была определена ещё Аристотелем в его «Метафизике»: «Если же это было бы не так, а сказали бы, что слово имеет бесчисленное множество значений, то совершенно очевидно, что речь была бы невозможна; в самом деле, не означать что-то одно - значит, ничего не означать; если же слова ничего [определённого] не обозначают, то конец всякому рассуждению за и против, а в действительности - и в свою защиту, ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслить что-то одно; а если мыслить что-то одно возможно, то для него можно будет подобрать одно имя». Позднее это обязательное условие или принцип правильного мышления и стали называть законом тождества. Сущность закона тождества заключается в том, что каждая объективно истинная и логически правильная мысль о предмете должна быть определённой и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения. Наиболее общая формула закона тождества записывается так: а есть а или а = а, где под а разумеется всякая мысль вообще. Тем самым действие закона тождества распространяется на все без исключения формы мышления, то есть и на понятия, и на суждения, и на умозаключения. Поскольку в реальном мире все вещи и явления подвержены изменениям, то никакого абсолютного тождества быть не может. Однако при известных условиях, в определённых пределах мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать своё внимание только на том, что есть общего у рассматриваемых предметов. Иначе говоря, тождественность вещей в мыслительном процессе выступает как некая идеализация, как результат отвлечения от несущественных для конкретной ситуации изменений этой вещи, благодаря чему обеспечивается определённость, устойчивость содержания мысли. Соблюдение закона тождества не означает, что, рассуждая о чём-то, мы должны лишь повторять это что-то в неизменном виде. Скажем, говоря о потерпевшем, повторять: потерпевший, потерпевший, потерпевший... Для равнозначных понятий можно и нужно использовать слова-синонимы. Они обогащают речь. Следует лишь помнить, что синонимия носит относительный характер, и не во всех случаях слова-синонимы могут заменить друг друга. Например, попытаемся ответить на вопрос: тождественны ли понятия «покойник» и «труп». Объёмы данных понятий совпадают - это очевидно. Содержание же, видимо, не совпадает. Во всяком случае, вопрос следователя к свидетелю происшествия: «Что сказал покойник?» звучит вполне осмысленно, и перестаёт быть таковым, если произвести замену понятия «покойник» на понятие «труп». А вот пример некорректного использования синонимов из милицейского протокола: «...на кровати лежал труп, брат трупа в соседней комнате был без сознания, рядом сидела трупова жена и плакала...». Тождество противоположно различию и через это отношение связано с ним. Поэтому основное требование закона тождества о том, что мысль о предметедолжна быть определённой и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения, в качестве нормативного правила (принципа) может быть выражено и таким образом: нельзя отождествлять различные мысли, а различные мысли принимать за тождественные. Нарушение требований определённости мышления (закона тождества) может быть непреднамеренным и преднамеренным (умышленным). Первый случай, когда имеет место непроизвольное нарушение закона тождества, называется паралогизмом. Паралогизм и в принципе - неумышленная логическая ошибка. Случаи же преднамеренного нарушения законов логики называются софизмами. В зависимости от того, каким именно образом нарушается закон тождества, различают следующие виды логических ошибок: эквивокацию, омонимию, амфиболию, логомахию. Эквивокацией называется логическая ошибка, заключающаяся в том, что одно и то же слово или выражение употребляется в разных значениях в ходе одного и того же рассуждения, но подаётся это так, будто в слово или выражение вкладывается один и тот же смысл. Омонимией называется логическая ошибка, которая происходит вследствие того, что одно и то же по звуку слово в одном и том же рассуждении употребляется для обозначения разных понятий. Амфиболией называется логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение (совокупность нескольких слов) допускает его двоякое толкование. Причем амфиболию не следует смешивать с омонимией, когда ошибка вызывается двусмысленностью отдельных слов, употребляемых в одном и том же рассуждении. Такие определения перечисленных логических ошибок позволяют заключить, что, по сути, эквивокация включает в себя и омонимию и амфиболию и может рассматриваться как род, а последние как виды данного рода. Рассмотрим это на примерах, иллюстрирующих эквивокацию, причём первые из них относятся к омонимии, а вторые к амфиболии. Для омонимии, как мы уже определились, характерно использование одного слова для разных понятий. На этом приёме основан софизм, известный ещё с античных времён: Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно принимать как можно больше. В данном софизме используется многозначность слова «добро». В первой посылке слово «добро» обозначает действие лекарства на больного, а во второй под «добром» понимаются поступки людей, имеющие целью приносить другим людям полезное и приятное. В теории умозаключений подобные софизмы называются логической ошибкой учетверения терминов. Более современный пример омонимии, как разновидности эквивокации, можно привести, основываясь на следующих рассуждениях некоторых «моралистов»: «Каждый человек - кузнец своего счастья. Есть люди несчастливые. Вывод: это их собственная вина». При этом игнорируется принципиальный аспект человеческой жизнедеятельности, связанный с возможностями общества, страны и социально-экономическими процессами, в которые включается конкретная личность. Вторая часть приведённого высказывания - «Есть люди несчастливые» - подразумевает мысль, что у таких людей неудачно складываются объективные, не зависящие от их воли обстоятельства. Выходит, что в первом случае счастье всецело зависит от самого человека. Во втором случае счастье не зависит от человека и представляет собой везение, удачу (благоприятное стечение обстоятельств). И не ясно, как совмещать эти противоположные выводы. Для амфиболии в качестве иллюстрации может быть использовано известное выражение: «Казнить нельзя помиловать», которое в зависимости от логического ударения может быть истолковано и как «Казнить, нельзя помиловать», и как «Казнить нельзя, помиловать». Примером амфиболии является и высказывание: «Ученики прослушали объяснение учителя». Оно непонятно, потому что в нём нарушен закон тождества. Ведь слово «прослушали», а значит, и всё высказывание можно понимать двояко: то ли ученики внимательно слушали учителя, то ли всё пропустили мимо ушей (причем первое значение противоположно второму). Таким образом, рассматриваемое высказывание не равно самому себе. Говоря иначе, в нём смешиваются или отождествляются различные, не тождественные друг другу ситуации: 1. «Ученики всё слышали»; 2. «Ученики ничего не слышали». Это отождествление нетождественного и приводит к неясности высказывания. Логомахией называется логическая ошибка, когда спорящие, не определив вначале с точностью предмета спора, опровергают друг друга или не соглашаются друг с другом единственно потому, что употребляют неточные слова для выражения своих мыслей. Например, можно было бы бесконечно спорить по вопросу: «Счастлив ли человек, живущий в согласии с природой?» Все дело в том, что словосочетание «жить в согласии с природой», а также слово «счастье» являются многозначными, и необходима серьезная работа ума, чтобы все эти значения различать. Нередко с целью изменить суть оценки поступка конкретного человека в ходе судебного разбирательства, хотя и не в виде открытого спора, предпринимаются попытки со стороны защиты определять в качестве подарка или спонсорской помощи то, что сторона обвинения квалифицирует как взятку. Подобные приёмы широко используются и в рекламе различных товаров, включая фильмы, книги, статьи в периодической печати, когда их броские названия не соответствуют заявленным темам. Итак, мы видим, что во всех приведённых примерах смешиваются различные значения понятий, выражений, отражающих какие-то ситуации, обсуждаемые темы, одна из которых не равна другой, т.е. нарушается закон тождества. Знание закона тождества даёт возможность осознано отделять правильные рассуждения от неправильных, позволяет находить логические ошибки в рассуждениях других людей и не допускать их в собственных высказываниях. Неоценимо значение требований закона тождества в законотворческой деятельности юриста. Подготовка законодательных актов требует обязательной логической экспертизы, поскольку в них недопустимы неясности или двусмысленности, ведущие к неоднозначному применению закона. Закон тождества лежит в основе таких важных следственных действий, как опознание и идентификация. Суть первого действия сводится к тому, что опознающему (потерпевшему, свидетелю и др.) предъявляют в определённом законом порядке человека или какой-нибудь предмет, чтобы установить их тождество (или различие) с тем, что наблюдалось ранее и о чём уже даны показания. Результаты опознания имеют важное доказательственное значение. Задача идентификации состоит в установлении тождества тех или иных вещей, людей, документов и т.д., которые до этого мыслились как различные. Например, идентификация подозреваемого в разных преступлениях, идентификация ножа, которым был ранен человек, и ножа, найденного у подозреваемого. Сущность закона тождества применительно к квалификации преступления заключается в том, что, доказывая наличие в деянии того или иного состава преступления, необходимо точно знать все признаки этого состава, однозначно их понимать и постоянно иметь в виду именно эти признаки, а не какие-либо иные. В процессе квалификации преступления следует строго соблюдать требования закона тождества: не менять предмет доказывания, не смешивать содержание различных юридических терминов, без необходимости не использовать различные определения одного и того же понятия и т.д.
|