Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. В России в соответствии с рекомендациями Экономического и социального совета ООН уделяется определенное внимание развитию и совершенствованию институтов ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В России в соответствии с рекомендациями Экономического и социального совета ООН уделяется определенное внимание развитию и совершенствованию институтов несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнить судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению этой проблемы. Национальная система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Прокуратура Российской Федерации, Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, иные Комиссии при Президенте Российской Федерации, Администрация Президента и Правительства Российской Федерации, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел и иные министерства и ведомства Российской Федерации, неправительственные правозащитные организации. 1. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Но ресурсы, которыми обладает этот институт, пока минимальны. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Такие должности учреждены пока не во всех субъектах Федерации. В ряде субъектов Федерации продолжается подготовка проектов законов об Уполномоченном по правам человека. Наличие в субъектах Российской Федерации комиссий и комитетов по правам человека при главе исполнительной власти или при законодательном (представительном) органе власти субъекта Российской Федерации не является юридическим препятствием для учреждения в них института Уполномоченного. К тому же объем и острота нерешенных проблем в области прав человека в субъектах Федерации и в стране в целом столь велики, что с ними можно справиться лишь совместными и взаимодополняющими усилиями правозащитных правительственных и неправительственных институтов и организаций. В этой связи одним из важнейших направлений работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является взаимодействие с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, Комиссиями по правам человека, образованными в субъектах Федерации. Целесообразно создание и специализированных институтов Уполномоченных, например, по правам ребенка, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, и т. д. О плодотворности таких институтов свидетельствует опыт зарубежных государств, в особенности Швеции и Федеративной Республики Германии. Институт Уполномоченного должен быть построен на принципах открытости и доступности, политической нейтральности, укрепления доверия между государством и гражданином, обеспечения высоких стандартов компетентности, справедливости и эффективности при применении законов. 2. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Комиссии по правам человека при главах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия и новый состав Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации были определены Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам, проводит специальные исследования. Комиссия составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина и направляет их Президенту Российской Федерации; вносит Президенту Российской Федерации предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Она осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Комиссия анализирует законодательство Российской Федерации и ее субъектов, затрагивающее вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, участвует в подготовке законопроектов, регулирующих данные вопросы, для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Она рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также проверяет по поручению Президента Российской Федерации либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую международную опасность. При осуществлении своих полномочий Комиссия взаимодействует с органами государственной власти и с правоохранительными органами, с общественными объединениями и средствами массовой информации. По обсуждаемым вопросам Комиссия принимает заключения и рекомендации, которые направляются в соответствующие законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, в чью компетенцию входит решение этих вопросов. В необходимых случаях информация о рассмотренных вопросах и принятых решениях доводится до сведения Президента Российской Федерации. Так, Президент России поддержал инициативу Комиссии и предложения ряда правительственных и неправительственных организаций, государственных и общественных деятелей и 13 июня 1996 г. издал Указ «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации», в котором рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации «образовать в соответствующих субъектах Российской Федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации». Но отмечу: Комиссия при Президенте не получает никаких средств от Администрации Президента, проводит мероприятия за счет средств грантов. Кроме того, она чрезвычай но малочисленна. В настоящее время комиссии по правам человека созданы более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Проведенное Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации эмпирическое исследование (при содействии Института сравнительных социальных исследований) и конференция с участием руководителей комиссий по правам человека субъектов Федерации показали большой разброс в количественном и качественном составе этих комиссий, формах и интенсивности их деятельности. Так, несмотря на рекомендации Федеральной комиссии по правам человека, почти в 40 процентах комиссий по правам человека в субъектах Федерации в состав этих комиссий включены лишь по одному или ни одного лидера правозащитного движения. По мнению 56 процентов членов этих комиссий, материально-технические и организационные возможности этих комиссий неудовлетворительны. Достаточно сказать, что более 30 процентов комиссий не имеют своего отдельного помещения и постоянного штата сотрудников. Тревожит и тот факт, что, по оценкам членов этих комиссий, права человека на территории их субъектов Федерации в целом не соблюдаются, а по мнению 28 процентов, ситуация с правами человека в их субъектах Федерации за последние годы даже ухудшилась. Все это требует усиления координации деятельности комиссий по правам человека, создания механизмов и законодательной базы для создания системы общественного контроля с участием комиссий по правам человека и правозащитных организаций. Целесообразно также, чтобы все региональные комиссии ежегодно готовили и публиковали доклады о соблюдении прав человека в соответствующем субъекте Российской Федерации и направляли их для обобщения и ознакомления другим комиссиям и общественности страны. 3. Прокуратура Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешают жалобы и заявления граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Ежегодно прокурорами выявляется несколько десятков тысяч нарушений прав и законных интересов граждан в системе органов местного самоуправления, руководителями предприятий разных форм собственности и руководителями местных администраций. В целях восстановления нарушенных прав и свобод граждан прокурорами приносятся протесты, вносятся представления, предъявляются в суды иски. Вообще институт прокуратуры, его целесообразность постоянно ставится под сомнение. С точки зрения защиты прав и свобод человека, она очень мало, в действительности, делает. Но между законом, который от них требует, чтобы они прежде всего заботились о правах и свободах человека, и реальной действительностью, их деятельностью - гигантский разрыв. 4. Администрация Президента и Правительства, Министерство юстиции и иные министерства и ведомства Российской Федерации. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная задача всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из ветвей власти, исходя из собственных компетенции и полномочий, должна обеспечивать приоритет прав и свобод человека и гражданина. Для решения важных специфических вопросов обеспечения прав и свобод человека при Президенте РФ созданы Комиссия по вопросам помилования, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести. Правительством РФ образованы межведомственные комиссии: по вопросам профессиональной ориентации, психологической поддержки населения; по вопросам социального обслуживания населения; по вопросам улучшения положения женщин; по охране здоровья граждан; по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с отказом им в выдаче загранично го паспорта и временными ограничениями на выезд за рубеж; по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, по делам несовершеннолетних; по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов и др. На Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ возложены рассмотрение и анализ обращений граждан. В положениях некоторых органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ) также указано на обязанность руководства этих органов обеспечивать рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан. В Администрации Президента РФ в качестве самостоятельного подразделения функционирует Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан. Положение об этом Управлении, утвержденное Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 г., в качестве основной функции Управления предусматривает обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан, адресованных Президенту РФ и Правительству РФ. Однако до сих пор в России нет федерального закона, который бы с учетом норм Конституции РФ установил правила рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан во всех органах исполнительной власти и иных государственных организациях, в органах местного самоуправления. В настоящее время по этим вопросам действует Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции Указа от 4 марта 1980 г. В федеральных министерствах и ведомствах, в органах исполнительной власти субъектов РФ нормы этого акта не соблюдаются. Во многих случаях действуют «местные» правила, подчиненные интересам администрации, а не граждан. Не ведется и разработка проекта Федерального закона «О петициях», хотя необходимость его принятия обусловлена нормой Конституции о коллективных обращениях граждан. Министерство юстиции Российской Федерации Юстиция в переводе с латинского означает справедливость, законность. Министерство юстиции, таким образом, является министерством справедливости и законности, основное назначение которого — обеспечение принятия правовых актов. Все направления деятельности министерства юстиции направлены на обеспечение законности нормотворческой деятельности всех органов государственной власти, защиту прав и интересов граждан. В целях обеспечения единства правового пространства России, равенства прав человека и гражданина на всей территории Российской Федерации Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и направляет информацию об имеющихся в актах нарушениях федерального законодательства в субъекты Федерации. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, такого полномочия Минюста явно недостаточно для обеспечения соответствия актов субъектов Конституции России и федеральному законодательству, единства правового статуса граждан России. Заключения Минюста о несоответствии или нарушении актами субъектов Федерации Конституции России и федерального законодательства зачастую не принимаются во внимание принявшими эти акты органами и направляются Минюстом в Генеральную прокуратуру для принятия соответствующих мер. Отсюда актуальность путей совершенствования механизмов приведения актов субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством. В первую очередь, необходимо предоставить Минюсту право обращения в суд с заявлениями о признании незаконными нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в связи с их несоответствием федеральному законодательству. Кроме того, возможно было бы создание государственного регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, который велся бы органами юстиции и позволял бы оперативно реагировать на возможные нарушения. Такие полномочия органов юстиции позволят министерству стать действительно правоохранительным органом. Обеспечивая право граждан на объединение, гарантированное ст. 30 Конституции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации проводит государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений и осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям, принимая необходимые меры по предупреждению и пресечению различных нарушений законодательства общественными объединениями. Главное в этой сфере — обеспечить требования Конституции Российской Федерации о запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В этой области необходимо совершенствование российского законодательства, разработка и принятие ряда федеральных законов, направленных на регулирование деятельности таких институтов гражданского общества, как политические партии, общественные и религиозные объединения. Отсутствие достаточной правовой базы в этой сфере привело к усилению экстремистских политических сил, проявлениям фашизма и нацизма в России. Таким образом, одним из перспективных направлений деятельности Минюста стала разработка законодательной базы, позволяющей бороться с политическим и религиозным экстремизмом, создание системы его прогнозирования и предупреждения. Четкое государственное регулирование и контроль за деятельностью нотариусов, адвокатов и их объединений - это одна из гарантий обеспечения конституционных прав граждан, обязательное условие создания демократического правового государства. На Министерство юстиции Российской Федерации возложена реализация государственной политики в этой области. Одной из ближайших задач в этой сфере является совершенствование законодательства о нотариате и адвокатуре с тем, чтобы обеспечить максимальную защиту прав и свобод граждан, привести его в соответствие с новыми условиями российской действительности. На Министерство юстиции Российской Федерации возложена реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Это направление деятельности является новым не только для Минюста, но и в целом для государства, в связи с чем перед Минюстом стоит задача определения принципов и подходов к этой проблеме. Исполнение судебных решений - одна из основных составляющих частей реализации конституционного права граждан на судебную защиту. Новым направлением работы Министерства юстиции стало создание системы судебных приставов, деятельность которых направлена на обеспечение деятельности судов, исполнения судебных решений, эффективную реализацию судебной защиты прав и свобод граждан. Передачу в ведение Министерства юстиции пенитенциарной системы можно рассматривать как дополнительную гарантию соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний, так как Министерство никак не связано с обвинительным уклоном, присущим другим правоохранительным ведомствам. В связи с передачей пенитенциарной системы в ведение Минюста России наиболее актуальной является разработка нового уголовно-исполнительного законодательства с учетом положений международного уголовного права, касающихся прав и свобод граждан, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основной целью совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства станет реформирование назначения наказаний с учетом возможности назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, а также либерализации условий отбывания наказания в виде лишения свободы, в первую очередь лицам, осужденным за неосторожные преступления. Все эти направления деятельности Министерства юстиции обеспечивают его особое место в системе органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Иные федеральные министерства и ведомства В целях обеспечения гарантий трудовых прав граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 г. № 850 создана Российская трудовая инспекция. Она осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на основании положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 г. № 1504. Органы Рострудинспекции в соответствии с их полномочиями осуществляют проверки, рассматривают жалобы и заявления граждан о нарушении их трудовых, социально-экономических прав, принимают меры по их устранению. Новой в нашей практике является деятельность негосударственных образований - органов местного самоуправления, призванных обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, охраны окружающей среды. Учитывая, что права и свободы человека и гражданина еще недостаточно обеспечиваются надлежащим механизмом их защиты, о чем свидетельствуют многочисленные факты грубого нарушения этих прав и свобод как государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами, так и руководителями предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности, необходимо: - рекомендовать Генеральному прокурору и подчиненным ему прокурорам усилить действенность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, имея в виду, в частности, соблюдение избирательных прав, прав на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания, права частной собственности, трудовых прав, жилищных прав и льгот; прав ветеранов труда и инвалидов, права граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь и других социальных прав. Органы прокуратуры обязаны привлекать к установленной законодательством ответственности должностных лиц, государственных служащих и всех иных лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов граждан, и обеспечивать гласность в этой работе; - Комиссии по правам человека при Президенте РФ активизировать работу по анализу и обобщению фактического состояния дел в стране с соблюдением прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и результаты своей работы доводить до сведения общественности через средства массовой информации. Необходимо, чтобы Комиссия обобщила опыт работы комиссий и иных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, созданных при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, и подготовила рекомендации по повышению эффективности деятельности соответствующих комиссий и аналогичных им органов; - целесообразно в общероссийском масштабе обобщить и предать широкой гласности работы многочисленных специализированных комиссий, образованных органами исполнительной власти для решения конкретных вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина в отдельных сферах жизни общества и государственной деятельности. Указанную работу следует поручить Комиссии по правам человека при Президенте РФ с привлечением на общественных началах специалистов, ученых, представителей негосударственных правозащитных организаций. Особого внимания требует создание надлежащей правовой базы для работы с обращениями граждан. Следует в кратчайший срок принять Федеральный закон «Об обращениях граждан», определяющий порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах и органах исполнительной власти, гарантии прав граждан в этой сфере, ответственность руководителей соответствующих органов за нарушение прав и законных интересов граждан; - разработать проект Федерального закона «О петициях», учитывая особый порядок рассмотрения высшими органами государственной власти РФ (Федеральным Собранием, Президентом РФ, Правительством РФ) и субъектами Российской Федерации коллективных обращений граждан; - обеспечить разработку проекта Административно-процессуального кодекса РФ, в котором были бы урегулированы все необходимые процедуры обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, гарантии защиты прав и законных интересов граждан, обязанности должностных лиц; - постепенное введение института административной юстиции как одного из важных способов защиты прав граждан в квазисудебном порядке. Это потребует создания специальных учреждений административной юстиции в виде компетентных, составленных из представителей заинтересованных ведомств присутствий (комиссий) по разрешению трудовых споров, споров по налогам, по пенсионным вопросам, по вопросам оказания медицинской помощи и по другим вопросам, при решении которых особое значение имеет принятие оперативных мер по соблюдению и защите прав и законных интересов граждан. При этом необходимо предусмотреть возможность обжалования решений, принятых учреждениями административной юстиции, в суды общей юрисдикции; - в целях защиты прав граждан на региональном и местном уровнях создать при главах исполнительных органов тех субъектов Федерации, где они еще не созданы, Комиссии по правам человека, которые были бы наделены полномочиями обобщать наиболее массовые случаи нарушений прав человека, входить с рекомендациями в органы государственной власти субъектов Федерации по вопросам защиты прав граждан, координировать свою деятельность с правоохранительными органами, систематически освещать состояние дел с правами человека в средствах массовой информации. 5. Неправительственные правозащитные организации. Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации (НПО). В настоящее время зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих практически во всех субъектах Федерации. В 30 из них они объединены в правозащитные центры, ассоциации и иные союзы. Действующие нормативные акты по вопросам статуса и деятельности общественных объединений, прежде всего Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», не выделяют НПО из ряда других общественных объединений. Между тем, 28 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», где речь идет об информационном обеспечении и подготовке кадров для этих объединений, о предоставлении им налоговых льгот, о их привлечении к выполнению государственного заказа, о государственной поддержке их проектов, о выделении субсидий и прочих благах. Правозащитные организации, напрямую выполняющие функции защиты прав граждан, укрепления конституционного строя и правопорядка, не имеют таких привилегий. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» следует расценивать как осознание государственными органами необходимости такой поддержки. Однако требуется осуществление более конкретных мер для решения задач, намеченных в Указе. Следует отметить, что в настоящее время НПО, по сути, не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочного законодательного статуса, ни экономической базы. Есть и другие проблемы в деятельности НПО. Таким образом, завершая второй вопрос, следует указать тот факт, что в последние годы в результате изменения характера нарушений прав человека происходит активизация деятельности правозащитных организаций в тех областях, в которых наблюдаются массовые нарушения прав человека: нарушения прав человека по национальному (этническому) признаку; нарушения норм международного гуманитарного права в отношении гражданского населения в зонах военных действий; нарушения прав беженцев и переселенцев; прав военнослужащих; социальных прав граждан в условиях рыночной экономики; неблагополучие в пенитенциарной системе. В последнее время к этому списку прибавилась проблема защиты «религиозных меньшинств», не подпадающих в силу нового закона о свободе совести под категорию «традиционных религий». Усложнение спектра проблем, связанных с нарушением прав человека, вызвало как появление «специализированных» правозащитных групп типа комитетов солдатских матерей или организаций по защите прав инвалидов, жертв «финансовых пирамид» и т. п., так и большой географический разброс правозащитных организаций. Предпринимаются попытки преодоления идейного раскола внутри правозащитного движения, на что указывают разного рода встречи, организуемые Московской Хельсинкской группой (МХГ). Создание издательства «Права человека», журнала «Правозащитник» является в какой-то мере объединяющим фактором. В самом правозащитном движении существует стойкое неприятие идеи создания какого-либо координирующего центра, или тем более, государственной комиссии. В этой ситуации государству целесообразнее занять позицию невмешательства во внутренние дела правозащитного движения, что не освобождает его от оказания содействия его сохранению и развитию. В этой связи необходима система мер государственной поддержки НПО (правовой и материальной): - целесообразно внести некоторые поправки и дополнения к существующему Закону «О некоммерческих организациях» с учетом пожеланий НПО; - заменить действующую систему регистрации НПО системой обязательного общественного уведомления; - создать механизм взаимодействия между НПО и органами государственной власти. В этих целях предусмотреть учреждение в государственных органах (прежде всего в МИД, Минобороны, ФСК, МВД, Прокуратуре, Минтруда и др.) специальных контактных групп по связям с НПО; - предоставить государственную материальную поддержку (помещения, оргтехнику, залы для проведения собраний); - оказать содействие в создании информационной сети для неправительственных организаций при непосредственном участии их представителей. Указанное содействие может выразиться в создании необходимых условий для систематической публикации материалов об организации и деятельности НПО (как российских, так и зарубежных), помощи в обеспечении их средствами связи, введении для них льготных почтовых тарифов, снижении тарифов за оплату междугородных телефонных разговоров и пр.; - содействовать привлечению финансовых и материально-технических средств из российских и зарубежных источников. В этих целях целесообразно разработать систему финансовых льгот, стимулирующих предоставление средств на нужды НПО со стороны российского и зарубежного бизнеса; - обеспечить НПО льготные условия аренды помещения, средств транспорта и связи, типографских и полиграфических мощностей. Заключение Подводя итог лекционного занятия, следует отметить, что среди субъектов обеспечения прав человека выделяются: государственные и негосударственные, тесно взаимодействующие друг с другом. Одним из основных способов защиты нарушенных или ограниченных прав и свобод в конституционном механизме защиты прав граждан является самозащита таких форм как уголовно-правовая, гражданско-правовая, самозащита трудовых прав. На сегодняшний день механизм обеспечения прав человека необходимо совершенствовать путем принятия новых нормативно-правовых актов, закрепляющих процесс восстановления и защиты прав человека и гражданина, как государственными, так и негосударственными органами. Кроме того, в соответствии с установленным административно-территориальным делением в субъектах Федерации созданы или создаются органы местного самоуправления(уже создано примерно 24 тыс. таких муниципальных органов). В составе этих органов формируются представительные и исполнительные органы муниципальной власти. Эти органы могут быть наделены государственно-властными полномочиями по обеспечению прав и свобод граждан. Например, в исполнительных органах местного самоуправления создаются административные комиссии, осуществляющие с целью защиты прав граждан нормы административного законодательства. Таким образом, множественность государственно-правовых средств позволяет реально гарантировать права и свободы человека и гражданина, обеспечить их охрану и защиту от неправомерных действий. Укрепление и развитие существующих способов, а также формирование новых механизмов отражают усиливающуюся тенденцию Российского государства к созданию целого комплекса правовых гарантий охраны и защиты прав человека и гражданина.
|