![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Репертуарный тест ролевого конструкта⇐ ПредыдущаяСтр 130 из 130
Келли разработал «Репертуарный тест ролевого конструкта» (сокращенно Pen-тест) для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни2. Первоначально Pen-тест мыслился как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента и то, как он использует ее для оценки своего социального и материального окружения. К сожалению, характер Pen-теста не вписывается в традиционную систему психометрической оценки; нет данных о его надежности, валидности или стандартизации, которые позволяют потенциальному пользователю применять тест практически. Но в том, что делал Келли, вообще очень мало традиционного. Итак, хотя Pen-тест был разработан в рамках теории Келли, исследования, касающиеся его клинического и экспериментального применения не обязательно показывают ва-лидность самой теории. Помня об этом предостережении, давайте рассмотрим, как используется этот оценочный инструмент для измерения конструктной системы человека. Существует много форм Pen-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех. Испытуемому предлагается список названий ролей — от 20 до 30 различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого
2 См.: Kelly G. The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton, 1955. Vol. 1, 2. Хьелл Л, Зиглер Д. Эмпирическая валидизация концепций..,
Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить «самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей». Например, испытуемого могут попросить определить сходство и различие людей, которых он обозначил как сестру, брата и мать. Рассматривая эту триаду, испытуемый говорит, например, что брат и сестра похожи в том, что они «спокойные», в отличие от матери, которая «гиперактивна». В терминологии Келли, кон- Перечень определений названия ролей для решетки Реп-теста Таблица 1
Источник: адаптировано из Kelly, 1955, р. 227. Тема 13. Строение личности
Келли также разработал технику репертуарной решетки (рис. 1). Метод применения этой версии Реп-теста состоит в том, что испытуемому
Рис. 1. Репертуарная решетка Реп-теста (Источник: адаптировано из Kelly, 1955, р. 270) Хьелл Л., Зиглер Д. Эмпирическая валидизация концепций,.. 525
Как интерпретировать результаты Pen-теста. Конечным результатом Pen-теста является модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной действительности. Данные формы перечня обычно подвергаются клиническому анализу, в котором исследователь рассматривает: 1) количество и разнообразие выявленных конструктов; 2) содержание и характер конструктов; 3) связь различных фигур с конструктами и между собой; 4) дополнительные характеристики конструктов испытуемого, такие как их проницаемость, открытость или закрытость и коммуникабельность. Это субъективная интерпретация результатов Pen-теста. Келли1 разработал математическую схему анализа формы решетки, для того чтобы уменьшить вероятность интерпретационных ошибок или отклонений. При этой форме статистического ана-
Тема 13. Строение личности
Таблица 2
лиза решетка сокращается до нескольких основных конструктов, которые наиболее точно отражают систему взглядов испытуемого. Другой способ анализа результатов Pen-теста был предложен Байе-ри1. Он предположил, что изучая пометки в различных рядах формы решетки, можно определить относительную когнитивную сложность—простоту конструктной системы индивида. Одинаковые пометки обозначают малое количество конструктов и, следовательно, недифференцированное мнение о других (когнитивная простота). С другой стороны, неодинаковые пометки означают большое количество конструктов и, следовательно, высоко дифференцированную конструктную систему (когнитивную сложность). По Байери, люди, характеризующиеся когнитивной простотой, вероятно, будут игнорировать информацию, которая противоречит их сложившемуся впечатлению о других. Они чрезмерно просты и не разнообразны в межличностном общении. Далее им трудно увидеть разницу между собой и другими (они стремятся предположить, что другие похожи на них). И напротив, люди с когнитивной сложностью, вероятно, будут кодировать все нюансы и тонкости личности другого человека, включая неизбежные противоречия. Они также смогут прогнозировать поведение других лучше, чем те, кто отличается когнитивной простотой. В табл. 2 обобщаются ключевые характеристики людей, обладающих когнитивной простотой и когнитивной сложностью. Допущения, лежащие в основе Pen-теста. Келли сознавал, что и исследователи, и психотерапевты должны делать некоторые допущения, используя Pen-тест для измерения личностных конструктов2. Одним из таких допущений является то, что конструкты, выявленные с помощью теста, не ограничиваются людьми, перечисленными в перечне названий ролей, они будут использовать новых людей в новых ситуациях. Если бы
2 См.: Kelly G. The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton, 1955. Vol. 1, 2. Хьелл Л., Зиглер Д. Эмпирическая валидизация концепций... 527
Наиболее слабым местом в теории Келли является предположение, что люди могут точно описать (определить) конструкты, которые они используют, чтобы объяснить, в чем другие люди похожи друг на друга, а в чем различны. Однако ограничения, свойственные нашему языку, предполагают, что конструкты не могут всегда быть адекватно вербализованы. Келли признавал, что точные слова не всегда приходят на ум, когда людей просят описать их конструктные системы. Фактически он полагал, что иногда люди формулируют «превербальные конструкты» еще до того, как они научатся говорить. Тем не менее, даже когда испытуемые находят слова, наиболее точно выражающие то, что они подразумевают, исследователи по-разному могут интерпретировать их. Слова, которые испытуемые выбирают для описания конструктов, могут быть интерпретированы исследователем так, что у него может сложиться неправильное впечатление о мировоззрении испытуемого. Учитывая тот факт, что Pen-тест имеет существенные ограничения1, вероятно, лучше всего рассматривать его только в качестве одного из нескольких источников информации о том, как люди интерпретируют свой мир (как и большинство методов самооценки). А именно, если исследователи и психотерапевты осведомлены о некоторых допущениях, лежащих в основе этого метода, то Pen-тест может быть полезным инструментом в изучении конструктной системы испытуемых.
|