![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВаресЭ.Я., 1961; Акодис 3. М., 1973;Ширака З.П., КресланяВ. Я., 1968; СнагинаН. Г., 1978;Саблина Г. И., 1988, и др.].
Первый этап— регистрация пациентов. Врач должен знать возраст, пол и состояние здоровья больных. Второй этап— специализированный осмотр каждого ребенка и санация полости рта. Полученная информация является основой для формироания диспансерных групп и последующего наблюдения. Третий этап— группировка пациентов с целью ортодонтической диспансеризации и составление плана работы врача на участке. Четвертый этап— наблюдение за пациентами, санация полости рта, проведение уроков гигиены и других массовых профилактических мероприятий. Пятый этап— изучение эффективности ортодонтической диспансеризации, определение форм и средств совершенствования этой работы. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий, намеченный при осмотре ребенка, регистрируют в карте диспансеризации, после чего распределяют детей по диспансерным группам. К I группе диспансерного наблюдения причисляют детей с правильным смыканием губ, нормальными функциями зу-бочелюстной системы и правильным прикусом. Незначительные отклонения в зубочелюстной области рассматривают как варианты нормы. Такие дети нуждаются в воспитании у них гигиенических навыков ухода за зубами и полостью рта. Стоматолог осматривает их один раз в год. Ко II группе относят детей без выраженных морфологических отклонений от нормы в зубочелюстной системе, но с нарушениями дыхания, глотания, речи, жевания, мимики, вредными привычками, предрасполагающими к развитию зубочелюстных аномалий. У таких детей необходимо устранять причины возникновения отклонений в зубочелюстной системе и создавать благоприятные условия для нормального роста челюстей и формирования прикуса. По показаниям санируют полость рта, рекомендуют способы борьбы с вредными при-ычками, лечебную гимнастику, направляют на консультацию оториноларингологу, ортопеду и другим специалистам. За такими детьми должны наблюдать родители, воспитатели, медицинский персонал детского сада, а также педиатр- Активное наблюдение продолжают в течение б мес. Если причина развития зубочелюстных аномалий устранена, то следующий осмотр осуществляют через год. К III группе относят детей с нерезко выраженными аномалиями положения отдельных зубов или их групп, изменениями формы зубных дуг, отклонениями в прикусе, функциональными нарушениями и другими причинами, вызывающими эти отклонения. Для оказания помощи таким детям проводят мероприятия, направленные на устранение причин развития нарушений, в том числе путем применения ортодон-тических аппаратов несложных конструкций. После нормализации прикуса наблюдение осуществляют один раз в год. В IV группу входят дети с выраженными изменениями в зубочелюстной системе, нарушениями формы лица, функций дыхания, глотания, речи, откусывания и пережевывания пищи. Такие дети нуждаются в специализированном ортодонтическом лечении и комплексных лечебных мероприятиях, включающих устранение причин, вызвавших нарушения, применение орто-донтических аппаратов, нормализацию функций зубочелюстной системы и воздействие на организм ребенка в целом. Сроки лечения в периоде ретенции достигнутых результатов определяет ортодонт. При диспансеризации детей перечисленных групп используют контрольную карту с учетом специфики ортодонтическо-го профиля. Регистрация информации на перфокартах К-6 с двухрядной краевой перфорацией и закодированной на ней ортодонтичес-кой программой позволяет сохранять большой объем сведений об ортодонтическом больном. Перфокарты отражают динамику лечебного процесса. Вылеченного ребенка переводят в I группу, т. е. считают практически здоровым. Возможность увеличения численности I группы за счет успешного лечения детей II, III и IV групп позволяет в периоде ретенции достигнутых результатов орто-донтического лечения наблюдать за ними, создав подгруппу детей, пользующихся ретенционными аппаратами. Это дает возможность увеличить приток детей во II—IV группы. Частоту наблюдений за детьми диспансерных групп регулирует ортодонт в зависимости от особенностей зубочелюстных аномалий и степени трудности их лечения. При анализе эффективности ортодонтической диспансеризации целесообразно раздельно оценивать результаты начального и последующих периодов. К показателям начального периода диспансеризации относят: 1) выполнение плана стоматологических осмотров; 2) полноту охвата диспансерным учетом; 3) вьмвление детей с зубочелюстными аномалиями; 4) четкость ведения документации на каждого ребенка (история болезни, специальные формы учета и др.). Показателями конечного периода диспансеризации являются: 1) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдений); 2) активность патронажной работы ортодонта на участке; 3) полнота проведения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий;
|