Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности занятий с детьми школьного возрастаСтр 1 из 2Следующая ⇒
(I-VII кл) Логопедические занятия со школьниками имеют значительные особенности. Они заключаются в следующем: 1) вся работа ведется логопедом; 2) занятия происходят по строгому расписанию в специальном кабинете (на логопедическом пункте, в поликлинике); 3) игровая форма занятий по мере повышения класса вытесняется специальными упражнениями и практикой в речи; 4) речевой материал и виды занятий сближаются со школьной практикой (коллективные занятий в форме урока — 45 мин.); 5) подражание по-прежнему остается в большинстве случаев основным методом, но значительный удельный вес с повышением возраста приобретают упражнения, установка на сознательную борьбу со своим дефектом; 6) психотерапия применяется чаще и в более развернутом виде, в плане воздействия преимущественно на интеллектуальную, а не эмоциональную сферу. Общая схема построения групповых занятий со школьниками. I. Зарядка — 5 минут. 1) Два-три дыхательных упражнения. 2) Два-три голосовых упражнения. 3) Произнесение названий чисел (в первую неделю от 1 до 10, в дальнейшем от 1 до 20), дней недели, месяцев. 4) Произнесение 2—3 коротких фраз или наизусть небольшого стишка (4 стиха). 5) Правила речи (хором). II. Беседа о выполнении логопедических домашних заданий (поручение, речь на уроках, вне школы и т. п.). Анализ с элементами психотерапии неудач — 5—10 мин. III. Чтение — 5 мин. IV. Рассказывание (по картинке, пересказы содержания урока; материалом являются упражнения в склонении, спряжении и т. п.) — 10 мин. V. Диалогическая речь (беседа двоих или одного со всей группой на данную тему или по картинке, басни в лицах, инсценировки, речь в играх, связанная с движением) — 6—10 мин. VI. Заключительная часть: анализ речи и поведения во время данного занятия, задание на дом, правила речи (индивидуально или хором) — 5 мин. Занятия ведутся по 45 минут, вначале ежедневно, а затем через день и реже, в зависимости от потребности. Ритмическое замедленное чтение 1. (В особо трудных случаях). Совместное, отраженное и, наконец, самостоятельное медленное чтение по одному слову на один выдох. После каждого слова — пауза в 3/4 такта. Пауза производится в том же ритме, как и чтение. 2. То же по несколько слов (синтагм) на один выдох. 3. Чтение вначале сопряженное, а затем самостоятельное, со спорадическим включением логопеда в случае затруднений. а) Вся группа заикающихся читает в унисон. Прочитанное хором повторяет один, остальные же в случае затруднения товарища присоединяется к его произношению и по знаку руководителя прекращают чтение. Так все произносят по очереди. б) Так же читает только руководитель по очереди с одним из заикающихся, а остальные лишь слушают. 4. Чтение с замедленным началом на одном выдохе на фразу. 5. Чтение через слово и затем через неопределенные отрезки текста, поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; одно слово или часть текста читается заикающимся, другое — руководителем или другим лицом (другим заикающимся). Второй прием особенно полезен, так как заикающегося прерывают врасплох и, неожиданно остановившись, опять-таки врасплох заставляют его продолжить чтение. 6. Чтение диалога (по ролям). Это хорошая подготовка к разговорной речи. 7. Чтение с остановками условной длительности на знаках препинания, например; запятая— 1/4 такта, двоеточие — 3/4, знаки вопроса и восклицания — 3/4; точка — 5/4; многоточие — 6/4. Отсчет пауз — хорошее успокаивающее и отвлекающее средство. 8^ Обыкновенное самостоятельное плавное выразительное чтение. 9. Широкое (умелое) использование в разных вариантах магнитофона. Самостоятельная речь. Самостоятельная речь может быть подготовленной (пересказ стихотворения, изложение школьных уроков, пересказы прочитанного, рассказы виденных кинокартин, пьес и т.п.) и неподготовленной (ответы на неожиданные вопросы, рассказ на предложенную тему или по новой картинке и т. п.). Вот наиболее существенные упражнения в самостоятельной речи: 1. Ответы на заданные вопросы, причем заикающийся вначале дает полный ответ. 2. Свободная ассоциация. Заикающийся заканчивает начатую руководителем или товарищем фразу. 3. Заикающийся задает вопросы. 4. Заикающийся начинает фразы, а руководитель или товарищи их заканчивают. 5. Составление по данному руководителем слову фразы, беззвучное артикулирование ее заикающимися с последующим произношением вслух. 6. Заканчивание слова по данному начальному слогу. После некоторой тренировки словесную работу следует ограничить определенной темой. 7. Перефразировка; фраза с изменением логического ударения или интонации. В особенности надо следить за точностью формулировок мысли при наличии эмболофразии. 8. Пересказ повествовательного, затем драматического произведения в форме первого, второго или третьего лица. 9. Передача слышанного по радио, подготовленного школьного урока и т.п. 10. Рассказ по картинке. 11. Рассказ виденного в театре, кино. 12. Рассказ о лично наблюдаемом происшествии, событии из жизни... на даче, в школе. 13. Рассказ о проделанной перед заикающимся его товарищем инсценировке. 14. Импровизация на заданную тему. 15. Диалог с руководителем, а затем и с товарищем. Темой служит картинка, а для большей легкости речи — какое-нибудь событие. 16. Участие в инсценировке. 17. Разговор по телефону. 18. Доклады на заранее заданные темы. 19. Выполнение разных поручений: спросить что-либо у постороннего лица, купить что-нибудь в магазине, войдя в словесное общение с кассиром, продавцом и т.д., с последующим отчетом о проделанном (перед руководителем или коллективом); руководство занятиями (выполнение роли логопеда), помощь отстающим ученикам младших классов в подготовке уроков. Прогноз при заикании. Чем свежее случай, чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше речевых аппаратов захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше всякого рода психических наслоений, — тем благоприятнее виды на успех. Для заикания, развивающегося преимущественно на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Плохим признаком считается заикание на всех видах речи (речь громкая, шепотная, стихотворная, подражательная), а также предшествующие бесплодные занятия у кого-либо. Срок прекращения заикания зависит не только от характера заикания и степени судороги (иногда ребенок с легкой формой заикания имеет больше внутренних затруднений, и наоборот), но и от личности ребенка — интереса, степени решительности избавиться от заикания, выдержки, самодисциплины и волевого усилия при выполнении заданий, от его возраста и в большой мере от личности и мастерства логопеда. Наиболее благоприятным в этом отношении является возраст в 2—4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания), затем 16—22 года, иногда до 40 лет (играет роль сознательность). Наименее благоприятным оказывается возраст 10—16 лет (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и т.п.). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется в течение 3—6 и 9 лет и приобретает характер залеченного туберкулеза, готового проявиться при возникновении неблагоприятных условий. Но и перечисленные показания далеко не всегда оправдывают себя. Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 213—ЗП.
|