Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности занятий с детьми школьного возраста






(I-VII кл)

Логопедические занятия со школьниками имеют значитель­ные особенности. Они заключаются в следующем:

1) вся работа ведется логопедом;

2) занятия происходят по строгому расписанию в специаль­ном кабинете (на логопедическом пункте, в поликлинике);

3) игровая форма занятий по мере повышения класса вытес­няется специальными упражнениями и практикой в речи;

4) речевой материал и виды занятий сближаются со школьной практикой (коллективные занятий в форме урока — 45 мин.);

5) подражание по-прежнему остается в большинстве случаев основным методом, но значительный удельный вес с повышени­ем возраста приобретают упражнения, установка на сознатель­ную борьбу со своим дефектом;

6) психотерапия применяется чаще и в более развернутом виде, в плане воздействия преимущественно на интеллектуальную, а не эмоциональную сферу.

Общая схема построения групповых занятий со школьниками.

I. Зарядка — 5 минут. 1) Два-три дыхательных упражнения. 2) Два-три голосовых упражнения. 3) Произнесение названий чисел (в первую неделю от 1 до 10, в дальнейшем от 1 до 20), дней недели, месяцев. 4) Произнесение 2—3 коротких фраз или наизусть небольшого стишка (4 стиха). 5) Правила речи (хором).

II. Беседа о выполнении логопедических домашних заданий (поручение, речь на уроках, вне школы и т. п.).

Анализ с элементами психотерапии неудач — 5—10 мин.

III. Чтение — 5 мин.

IV. Рассказывание (по картинке, пересказы содержания уро­ка; материалом являются упражнения в склонении, спряжении и т. п.) — 10 мин.

V. Диалогическая речь (беседа двоих или одного со всей груп­пой на данную тему или по картинке, басни в лицах, инсцени­ровки, речь в играх, связанная с движением) — 6—10 мин.

VI. Заключительная часть: анализ речи и поведения во время данного занятия, задание на дом, правила речи (индивидуально или хором) — 5 мин.

Занятия ведутся по 45 минут, вначале ежедневно, а затем че­рез день и реже, в зависимости от потребности.

Ритмическое замедленное чтение

1. (В особо трудных случаях). Совместное, отраженное и, на­конец, самостоятельное медленное чтение по одному слову на один выдох. После каждого слова — пауза в 3/4 такта. Пауза производится в том же ритме, как и чтение.

2. То же по несколько слов (синтагм) на один выдох.

3. Чтение вначале сопряженное, а затем самостоятельное, со спорадическим включением логопеда в случае затруднений.

а) Вся группа заикающихся читает в унисон. Прочитанное хором повторяет один, остальные же в случае затруднения това­рища присоединяется к его произношению и по знаку руководи­теля прекращают чтение. Так все произносят по очереди.

б) Так же читает только руководитель по очереди с одним из заикающихся, а остальные лишь слушают.

4. Чтение с замедленным началом на одном выдохе на фразу.

5. Чтение через слово и затем через неопределенные отрезки текста, поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; одно слово или часть текста читается заикающимся, другое — руково­дителем или другим лицом (другим заикающимся). Второй при­ем особенно полезен, так как заикающегося прерывают врасп­лох и, неожиданно остановившись, опять-таки врасплох застав­ляют его продолжить чтение.

6. Чтение диалога (по ролям). Это хорошая подготовка к раз­говорной речи.

7. Чтение с остановками условной длительности на знаках пре­пинания, например; запятая— 1/4 такта, двоеточие — 3/4, знаки вопроса и восклицания — 3/4; точка — 5/4; многоточие — 6/4. Отсчет пауз — хорошее успокаивающее и отвлекающее средство.

8^ Обыкновенное самостоятельное плавное выразительное чтение.

9. Широкое (умелое) использование в разных вариантах маг­нитофона.

Самостоятельная речь.

Самостоятельная речь может быть подготовленной (пересказ стихотворения, изложение школьных уроков, пересказы прочи­танного, рассказы виденных кинокартин, пьес и т.п.) и неподго­товленной (ответы на неожиданные вопросы, рассказ на пред­ложенную тему или по новой картинке и т. п.). Вот наиболее существенные упражнения в самостоятельной речи:

1. Ответы на заданные вопросы, причем заикающийся внача­ле дает полный ответ.

2. Свободная ассоциация. Заикающийся заканчивает начатую руководителем или товарищем фразу.

3. Заикающийся задает вопросы.

4. Заикающийся начинает фразы, а руководитель или товари­щи их заканчивают.

5. Составление по данному руководителем слову фразы, без­звучное артикулирование ее заикающимися с последующим про­изношением вслух.

6. Заканчивание слова по данному начальному слогу. После некоторой тренировки словесную работу следует ограничить оп­ределенной темой.

7. Перефразировка; фраза с изменением логического ударе­ния или интонации. В особенности надо следить за точностью формулировок мысли при наличии эмболофразии.

8. Пересказ повествовательного, затем драматического произ­ведения в форме первого, второго или третьего лица.

9. Передача слышанного по радио, подготовленного школь­ного урока и т.п.

10. Рассказ по картинке.

11. Рассказ виденного в театре, кино.

12. Рассказ о лично наблюдаемом происшествии, событии из жизни... на даче, в школе.

13. Рассказ о проделанной перед заикающимся его товари­щем инсценировке.

14. Импровизация на заданную тему.

15. Диалог с руководителем, а затем и с товарищем. Темой служит картинка, а для большей легкости речи — какое-нибудь событие.

16. Участие в инсценировке.

17. Разговор по телефону.

18. Доклады на заранее заданные темы.

19. Выполнение разных поручений: спросить что-либо у по­стороннего лица, купить что-нибудь в магазине, войдя в словес­ное общение с кассиром, продавцом и т.д., с последующим отче­том о проделанном (перед руководителем или коллективом); руководство занятиями (выполнение роли логопеда), помощь отстающим ученикам младших классов в подготовке уроков.

Прогноз при заикании.

Чем свежее случай, чем моложе возраст, чем активнее и жиз­нерадостнее общее поведение, чем меньше речевых аппаратов

захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше всякого рода психических наслоений, — тем благоприятнее виды на успех. Для заикания, развивающегося преимущественно на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, пред­сказание менее благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Плохим признаком считается заикание на всех видах речи (речь громкая, шепотная, стихотворная, подражательная), а также предшеству­ющие бесплодные занятия у кого-либо. Срок прекращения заи­кания зависит не только от характера заикания и степени судо­роги (иногда ребенок с легкой формой заикания имеет больше внутренних затруднений, и наоборот), но и от личности ребенка — интереса, степени решительности избавиться от заикания, выдержки, самодисциплины и волевого усилия при выполнении заданий, от его возраста и в большой мере от личности и мастер­ства логопеда.

Наиболее благоприятным в этом отношении является возраст в 2—4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания), затем 16—22 года, иногда до 40 лет (играет роль сознательность). Наименее благоприятным оказывается возраст 10—16 лет (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и т.п.). Нередко ис­чезнувшее заикание потенциально сохраняется в течение 3—6 и 9 лет и приобретает характер залеченного туберкулеза, готового проявиться при возникновении неблагоприятных условий. Но и перечисленные показания далеко не всегда оправдывают себя.

Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959.С. 213—ЗП.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал