![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темп речи и заиканиеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Закрепление активного поведения и свободного общения детей. Задачи: содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств у детей, активного, творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление, умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983. Ю. И. Кузьмин Темп речи и заикание Сведения, накопленные в последние годы, позволяют четко определить основные типы исследований, необходимых для разработки теории заикания, действительно полезной для решения практических задач. Совершенно очевидно, что основное внимание должно быть сосредоточено на исследовании особенностей самого процесса речи при заикании и на исследовании всех тех факторов, которые вызывают изменения этого процесса. Более конкретно надобности теории и практики требуют разработки следующих вопросов. Во-первых, необходимы более подробные данные о характере самих проявлений заикания — о типах судорожных запинок, об их распределении в потоке речи, о сочетаемости различных нарушений плавности речи у конкретных больных. Такие сведения необходимы, с одной стороны, для выяснения причин наблюдающихся дискоординаций и, следовательно, для разработки более рациональных методов их устранения. С другой стороны; такие данные позволили бы решить вопрос о целесообразности выделения различных форм заикания, которые, возможно, требуют различных реабилитационных мероприятий. Во-вторых, необходимы данные об особенностях речи заикающихся, когда они не делают запинок. Сюда относятся особенности темпа речи, мелодические е изменения и т.п. Анализ динамики таких показателей позволяет судить как о причине имеющихся нарушений, так и о тех факторах, которые способствуют компенсации дефекта. В-третьих, необходимы сведения о том, какие фонетические и синтаксические особенности речевого материала способствуют ухудшению речи больных (повышают вероятность возникновения запинок). Эти данные полезны прежде всего для выяснения механизмов заикания. Вместе с тем они необходимы для отбора и составления текстов, предназначенных для логопедических занятий и для диагностического тестирования больных. В-четвертых, ' необходим более подробный анализ всех тех условий, которые способствуют нормализации речи больных, — влияния маскировки, задержанной обратной связи, ритмической стимуляции и т. п. В пределах этой более широкой программы особого внимания заслуживают эффекты, связанные с особенностями темпа речи заикающихся. Известно, что изменения темпа сопутствуют процессу коррекционной работы. Определенное замедление темпа наблюдается также у больных при пении, при применении задержанной обратной связи и при ряде других условий, при которых речь больных становится более плавной. Возникает вопрос, не является ли некоторое замедление темпа необходимым условием нормализации речи этих больных и основной причиной улучшения их речи как в перечисленных особых условиях, так и в результате коррекционной работы. Некоторые авторы придерживаются, видимо, такой точки зрения, поскольку применяют отработку темпа в качестве основного элемента коррекционной работы. Однако вопрос о темпе речи при заикании остается недостаточно исследованным, в силу чего какие-либо рекомендации в этом плане остаются весьма проблематичными. Исходя из этого, ставилась задача получить количественные данные о темпе речи заикающихся как в начале, так и в конце проведенного курса лечения. Второй целью являлось получение данных об изменении темпа речи у заикающихся при применении задержанной акустической обратной связи («отставленной речи»), а также выяснение вопроса, при каких значениях задержки и при каких темпах речи наблюдается максимальное улучшение плавности речи больных. Исследование показывает, что темп многих больных оказывается замедленным уже при поступлении в клинику) После проведенного лечения темп речи тех больных, у которых он был не слишком медленным, дополнительно замедляется. При этом обнаруживается довольно четкая тенденция приближаться к среднему темпу (с учетом длительности пауз примерно в 2 раза) более медленному, чем у здоровых лиц. Существенно, что больные, для которых соответствующий темп был характерен уже при поступлении, сохраняют среднюю скорость чтения текста, несмотря на устранение значительного количества запинок. Заслуживает внимания также то обстоятельство, что замедление среднего темпа (средней скорости чтения текста) связано с увеличением длительности как самих фраз, так и пауз между ними. Как было показано, у большинства больных удлинение пауз оказывается даже более выраженным. Эти данные показывают, что замедление скорости речи является скорее всего необходимым условием правильного и плавного произношения. Однако возникает вопрос о механизмах влияния этого фактора. С одной стороны, существует мнение, что нормализация речи больных при замедлении темпа связана с замедлением процесса артикуляции, и прежде всего с относительным удлинением вокализованных участков речи. Можно усмотреть две причины, в силу которых удлинение вокализованных участков может приводить к устранению некоторых нарушений плавной речи. Во-первых, при заикании, судя по всему, нарушаются ко-ратикуляции, обеспечивающие плавный переход от согласных к последующим гласным (Ю. И. Кузьмин, И. И. Пружан, 1976). Видимо, согласовать перемещение различных артикуляторов значительно проще, когда темп речи замедлен и эти переходные участки растянуты. Во-вторых, многие авторы связывают заикание с дискоординацией между активностью голосового аппарата и движениями периферических артикуляторов. Подобные идеи, как известно, высказывались еще в прошлом веке (А. Куссмауль, 1879). Видно, при достаточно медленном темпе речи рассогласование такого рода может корригироваться на основании сведений, поступающих по слуховому и проприо-цептивному каналам связи. Однако все эти предположения представляются правдоподобными лишь в том случае, если основной причиной заикания является нарушение процесса артикуляции как такового. Действительно, только в этом случае скорость осуществления моторных движений может иметь значение сама к себе. Однако, для заикающихся имеет значение не только скорость артикуляции, но и частота и длительность пауз. Можно предположить, что заполненная паузами и более быстрая речь может быть такой же плавной, как и более медленная. Если это так, возникновение запинок может быть связано не с дискоординацией в пределах самого исполнительного речеобразующего аппарата, а с рассогласованием взаимодействия процессов артикуляции с работой системы, осуществляющих синтез высказываний. К сожалению, в настоящее время о характере взаимодействия между этими системами ничего не известно. Правда, некоторые исследователи предполагают, что паузы в речи необходимы для осуществления планирования высказываний, но этот процесс считается как будто бы независимым от периферического артикуляторного процесса. Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений. — Л., 1983. — С. 104—116.
|