Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Л. Хьелл, Д. Зиглер
НАСИЛИЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ: МОДЕЛИ АГРЕССИИ В КАЖДОЙ ГОСТИНОЙ1 Очевидно, что не все научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться нежелательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем. Давно предполагалось, что насилие, демонстрируемое в средствах массовой информации, особенно по телевидению, негативно влияет на зрителей. Начиная с лабораторных исследований, предпринятых Бандурой и его коллегами в 1960-х годах2, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды, к которым исследователи неоднократно обращались3, показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к: 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий. Давайте более подробно остановимся на этих влияниях. 1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 397-401. 2 См.: Bandura A. Influence of model's reinforcement contingencies on the acquisition 3 См.: Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // M. Von Cranach, K. Foppa, Хьелл Л,, Зиглер Д. Насилие по телевидению: модели агрессии 251 Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое в кино, способствует агрессивному поведению, получено из лабораторных исследований. Обычно испытуемые смотрели фрагмент программы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа насилия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Хотя были случайные исключения1, исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел программу без демонстрации насилия2. Хотя такое исследование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени и действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку, далеки от реальной жизни (например, нажатие кнопки для электрического разряда). Следовательно, уместно спросить, насколько существенна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, для повседневной жизни. Чтобы ответить на этот вопрос, несколько ученых провели полевые исследования по измерению влияния демонстрации насилия в различные периоды времени вне лабораторных условий3. Среди этих лонгитюдных статистических исследований наиболее достойна внимания работа Ирона и его коллег4. В 1960 г. они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном городке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об 1 См.: Freedman J.L. Television violence and aggression: A rejoinder // Psychological 2 См.: Friedrich-Cofer L., Huston A.C. Television violence and aggression: The debate 3 См.: Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a 4 См.: Eron L.D. Prescription for reduction of aggression // American Psychologist. 252 Тема 14. Развитие личности их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого начального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте 8 лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, т.е. наблюдалась стабильность в агрессивном поведение на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети, считающиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрессивен1. Фактически, единственным наилучшим предсказателем мужской агрессии в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по другим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, которые они предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте2. Не так давно Ирон и его коллеги3 сообщили о втором исследовании свыше 400 индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего обследования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в серьезном преступлении в возрасте 30 лет (рис. 1). Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его исследования, построенного на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то определенных причинно-следственных отношениях4. 1 См.: Lefkowitz M.M., Eron L.D., Walder L.O., Huesmann L.R. Growing up to be violent. 2 См.: Eron L.D. Prescription for reduction of aggression // American Psychologist. 3 См.: Eron L.D., Huesmann L.R., Debow E., Romanoff R., Yarmel P. Aggression and its 4 См.: Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a Хьелл А., Зиглер Д. Насилие по телевидению: модели агрессии
35 30 25 | 20 15 Женщины X Низкая Средняя Высокая Низкая Средняя Высокая Частота просмотра телепередач Рис. 1. Тяжесть уголовных действий в возрасте 30 лет как функция от частоты просмотра телевизионных передач в возрасте 8 лет (Адаптировано из Eron, Huesmann, 1985) Тем не менее исследования показывают, что экспозиция насилия может снизить собственный контроль человека над агрессивными поступками. Например, Берковиц1 обнаружил, что мальчики-подростки, видевшие, как в фильме кого-то сильно били, потом меньше сдерживали желание ударить человека, похожего на жертву из фильма. Чтобы объяснить эти данные, Берковиц2 предположил, что наблюдение насилия стимулирует у наблюдателя агрессивное поведение, активизируя мысли, связанные с насилием, чувства и воспоминания. Подтверждением этого мнения служит и тот факт, что видеоигры, агрессивно направленные, усиливают чувство враждебности и тревоги в группе студентов коллежда3. Экспериментальное подтверждение того, что неоднократный просмотр насилия делает наблюдателей безразличными к насилию в будущем, можно найти в нескольких работах4. В исследовании, проведенном Тома- 1 См.: Berkowitz L. The effects of observing violence // Scientific American. February. 2 См.: Berkowitz L. Some effects of thoughts on anti- and prosocial influences of media 3 См.: Anderson С A., Ford CM. Affect of the game player: short-term effects of highly 4 См.: Cline V.B., Croft R.G., Courrier S. Desensitization of children to television violence 254 Тема 14. Развитие личности сом и соавторами1, у испытуемых регистрировали изменение эмоционального состояния (по кожно-гальванической реакции) во время просмотра видезаписи либо телевизионной программы с элементами насилия, либо захватывающего чемпионата по волейболу. Было обнаружено, что обе записи в равной степени вызывают эмоциональный подъем. Затем, во время второго этапа исследования, испытуемые сталкивались с ситуацией, которая для них выглядела как реальная конфронтация, заканчивающаяся физическим насилием и порчей имущества. Как и предполагали исследователи, те, кто смотрел телевизионные программы с насилием, реагировали на агрессию менее эмоционально, чем остальные. Очевидно, просмотр телевизионных программ насилия сделал этих испытуемых менее восприимчивыми к случаям насилия в «реальной жизни». Влияет ли также просмотр телевизионных художественных передач на наше восприятие реальности? Гербнер и его сотрудники2 утверждают, что потенциально любые передачи могут оказывать такое действие. Обследование подростков и взрослых показало, что люди, смотрящие телевизор как минимум 4 часа в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора 2 часа или меньше. В то же время является несомненным фактом, что сообщения о насилии оказывают большое влияние на возникновение у людей страхов. Например, Хит3 классифицировал газетные отчеты о разбойных нападениях по категориям случайности (отсутствие очевидной мотивации), сенсационности (странные и жуткие подробности), местоположения (около дома или далеко). Затем читателей газет опросили, какие чувства у них возникают по поводу тех или иных сообщений. Когда люди читают о местных преступлениях, они бывают напуганы больше, если преступление классифицируется как случайное (немотивированное) и в сообщении приводятся сенсационные подробности, чем в случае, когда ни один из этих факторов не выделен в газетном отчете. И напротив, когда люди читают о преступлениях в других районах, они меньше боятся, если мотивы были случайными и сообщаются сенсационные подробности. Таким образом, оказывается, что люди могут защитить себя по крайней мере против некоторых атак насилия в средствах массовой информации. Географическая отдаленность создает чувство психологической безопасности, и они могут отрицать свою собственную уязвимость и возможность стать жертвой. 1 См.: Thomas M.H., Horton R.W., Lippincott Е.С., Drabman R.S. Desensitization to 2 См.: Gerbner G., Gross L. The scary world of TV's heavy viewer // Psychology Today. 3 См.: Heath L. Impact of newspaper crime reports on fear of crime: Multi-methodological Хьелл Л., Зиглер Д Насилие по телевидению: модели агрессии 255 Потенциальные долговременные последствия насилия, исходящего из средств массовой информации, трудно представить себе. Рассмотрим только несколько фактов, касающихся просмотра телевизионных передач. Недавние исследования показали, что средний десятилетний ребенок в США проводит больше времени перед телевизором, чем в классе1, и это положение не меняется уже больше 20 лет2. Фактически средний американский ребенок проводит у телевизора около 30 часов в неделю. Какое же социальное поведение моделируется у них в результате такого немыслимого поглощения телевизионных программ? В Соединенных Штатах, начиная с 1967 года Гербнер и соавторы3 проводили оценку развлекательных программ для детей, демонстрирующихся в самое удобное время суток в будние дни и утром в субботу. Они обнаружили, что зрители сыты по горло постоянным насилием. А именно, в программах, идущих в самое удобное время, в среднем демонстрируется 5 актов насилия в час; в утренних субботних программах для детей — около 20 в час. Отчет Национального института психического здоровья (National Institute of Mental Health, 1982) содержит данные, что к 16-летнему возрасту средний телевизионный зритель вероятно видел около 13 000 убийств и множество других актов насилия. Судя по этой статистике, мы можем смело сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению действительно содействует, по крайней мере косвенно, агрессии, что прямо ведет к межличностным проблемам. Более того, статистические и экспериментальные исследования (приведенные выше) позволяют сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению снижает чувствительность зрителей к агрессии, ослабляет сдерживающие агрессию силы и изменяет их восприятие действительности. Если мы допустим, что насилие в средствах массовой информации может увеличить вероятность агрессивных поступков, особенно среди молодых зрителей, какие шаги мы можем предпринять против агрессивного поведения? Бандура дал много рекомендаций4. Он предложил, например, чтобы на личном уровне родители моделировали неагрессивные формы поведения для своих детей, поощряли неагрессивное поведение. К этой идее стоит прислушаться, так как Бандура полагает, что в повседневной жизни 1 См.: Tangney J.P., Feshbach S. Children's television viewing frequency: Individual 2 См.: Liebert R.M., Sprafkin J. The early window. Elmsford. N.Y.: Pergamon Press, 3 См.: Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. The «mainstreaming» of American 4 См.: Bandura A. Aggression: A social-learning analysis. Englewood Cliffs. N.J.: 256 Тема 14. Развитие личности агрессивные модели чаще всего встречаются в семье1. К тому же он настаивает на том, чтобы родители пытались оградить своих детей от насилия по телевидению, заранее оценивая содержание таких программ. Бандура далее рекомендует родителям смотреть телевизионные программы вместе с детьми и комментировать их с тем, чтобы они были восприимчивы, а не равнодушны к злу и страданиям, вызываемым актами насилия. В то же время Бандура не предполагает наивно, что его рекомендации сами собой устранят проблему: «Как и для многих других проблем, стоящих перед людьми, нет простого способа понижения уровня разрушительных сил в обществе. Это требует и индивидуальных корректирующих усилий, и усилий группового действия, направленных на изменение функционирования социальной системы»2. 1 См.: Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // M. Von Cranach, К. Foppa, 2 Bandura A. Aggression: A social-learning analysis. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice- Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг НАСИЛИЕ И СЕКС: ВЛИЯЕТ ЛИ НА НАС ТЕЛЕВИДЕНИЕ? 1 Американцы смотрят телевизор в среднем 4 часа в день, и то, что они видят, полно насилия. Программы, демонстрируемые в самое популярное время, содержат около пяти актов насилия в час: персонажи бьют или пинают друг друга, стреляют и иногда совершают убийства. Программы, которые смотрят наши дети в субботу, содержат еще больше насилия — около двадцати пяти актов насилия в час, — ив среднем, по подсчетам исследователей, каждый ребенок наблюдает по телевизору свыше 10 000 актов насилия в год2. Какое влияние это оказывает на психику? Усиливается ли склонность к насилию у зрителей, когда они наблюдают акты насилия по телевизору (в кино, в компьютерных играх)? Результаты исследований свидетельствуют о том, что это именно так. Для того чтобы определить, как изменился уровень насилия в обществе после распространения телевидения, был проведен ряд исследований. Кроме того, ряд работ был посвящен изучению уровня насилия до и после демонстрации какого-то определенного события, отличавшегося жестокостью и насилием. Все эти исследования убедительно доказали, что количество нападений и домашнего насилия после просмотра таких программ возрастает3, возрастает и агрессивность детей на детских площадках4. 1 Глейтман Г., ФридлундА., Райсберг Д. Основы психологии. М.: Речь, 2001. С. 566-568. 2 См.: Tangney J.P., Feshbach S. Children's television viewing frequency: Individual differen 3 См.: Berkowitz L., Macauley J. The contagion of criminal violence // Sociometry. 1971. 4 См.: Williams T.M. (Ed.). The impact of television: A natural experiment in three 17 Зак. 1664 258 Тема 14. Развитие личности Исследования показали также, что после просмотра телевизионных программ, содержащих акты насилия, возрастает агрессивность и у тех детей, которым прежде это было не свойственно1. В одном эксперименте мальчикам — учащимся второго и третьего класса — показали фильм о том, как специальная команда полицейских задерживает группу снайперов. В фильме было немало актов насилия, и в конце концов полицейские убивают одного из снайперов. Позднее было проведено наблюдение за этими детьми, которые играли в хоккей на траве. Дети, смотревшие фильм, гораздо чаще толкали и пинали друг друга, чем те, кто фильм не смотрел. Эффект становился еще более выраженным, если непосредственно перед игрой в хоккей дети играли с рацией, похожей на те, что были у полицейских в фильме. Эта игрушка, по всей видимости, напоминала детям о ранее увиденном фильме2. Данные проведенных исследований свидетельствуют, что телевизионное насилие оказывает особенно большое влияние на тех мужчин, которые в своей жизни уже прибегали к насилию. Что касается зрителей в целом, то соответствующий эффект сильнее выражен в том случае, когда акт насилия совершается привлекательным героем и воспринимается как чем-то оправданный (например, если это месть за какие-то прежние проступки); именно на этом построено множество телевизионных фильмов3. Каждое из этих исследований само по себе ставит ряд вопро- 1 См.: Belson WA. Television violence and the adolescent boy. Westmead, Eng.: Saxon 2 См.: Josephson W.J. Television violence and children's aggression: Testing the priming, 3 См.: Geen R.G. Aggression and television violence // Geen R.G. Donnerstein E.I. Глейтман Г, идр, Насилие и секс: влияет ли на нас телевидение? 259 сов1. Но если рассматривать эти исследования в комплексе, то они представляют нам убедительное и тревожащее доказательство того, что насилие, демонстрируемое по телевидению, повышает уровень насилия в реальной жизни. Аналогичные данные получены и в отношении порнографической продукции. Так, некоторыми авторами было высказано предположение о том, что потребление такой продукции увеличивает количество актов насилия по отношению к женщинам, и полученные данные подтвердили это предположение. Однако здесь важно осознавать различие между продукцией (фильмами, видеофильмами, книгами), которые описывают сексуальное насилие над женщинами, и теми материалами, где сексуальное взаимодействие носит ненасильственный характер. У нас нет достаточного количества доказательств того, что материалы ненасильственного характера увеличивают агрессию по отношению к женщинам; напротив, потребление продукции такого содержания может снизить агрессию2. Эффект же, вызываемой порнографией насильственного содержания, совсем иной. В одном из исследований группа испытуемых — мужчины — смотрела фильм, в котором рассказывалось о сексуальном насилии (об изнасиловании). Затем эти же мужчины и мужчины, не смотревшие фильм, принимали участие в другом эксперименте, где у них была возможность ударить током другого участника, мужчину или жен-шину. (Заявлялось, что исследуются особенности памяти, а электрошок должен быть наказанием за неправильный ответ; в действительности вторым участником был помощник экспериментатора и никакого удара током, он на самом деле не получал.) Мужчины, посмотревшие фильм об изнасиловании, выбирали более сильное напряжение тока, чем те, кто фильм не смотрел, но лишь в том случае, если электрошок предназначался женшине. Просмотр фильма не оказал влияния на интенсивность электрошока, которому испытуемый подвергал мужчин3. 1 См., например, Taylor S.E., Peplau LA., Sears D.O. Social psychology. Englewood Cliffs. 2 См.: Baron RA. The aggression-inhibiting influence of heightened sexual arousal // 3 См.: Donnerstein E. Aggressive erotica and violence against women // Journal of 260 Тема 14. Развитие личности Фильмы с эпизодами сексуального насилия изменяли установки мужчин по отношению к женщинам. Периодический просмотр таких фильмов приводил к убеждению в том, что эти фильмы вовсе не отличаются особым насилием, а жертва изнасилования не заслуживает симпатии. Можно сделать и более общий вывод о том, что просмотр фильмов такого рода делает мужчин противниками равенства полов1. Что можно сделать, чтобы редуцировать подобные эффекты? Результаты некоторых исследований говорят о том, что полезными могут оказаться образовательные программы, подчеркивающие (в ряду всего прочего) важность уважения к сексуальному партнеру2. Такого рода программы были рекомендованы и для школьного просмотра3. Еще рано судить о том, могут ли такие программы противостоять влиянию порнографии насильственного содержания. Однако, учитывая количество актов сексуального насилия в нашем обществе, недооценивать эту проблему нельзя. Можно ли сделать что-либо для преодоления эффектов других видов насилия, отражаемых в продукции массовой культуры? Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что дети могут получить своего рода прививку против влияния телевизионного насилия, если они будут смотреть телевизор вместе с родителями, которые объяснят им, что кино отличается от реальной жизни и что подражание героям телепередач может вызвать массу проблем4. Наконец, имеет смысл выяснить, может ли оказаться полезной демонстрация по телевидению хороших поступков. Данные на сей счет немногочисленны, однако принимая в расчет очевидные эффекты «плохого» телевидения, мы имеем все основания полагать, что «хорошее» телевидение может стать своего рода прививкой против насилия, столь повсеместно распространенного сейчас в мире. 1 См.: Linz D., Donnerstein E., Penrod S. The effects of multiple exposures to filmed 2 См.: IntonsPeterson M.J. RoskosEwoldsen В., Thomas L., Shirley M., Blut D. Will 3 См.: Donnerstein E., Linz D., Penrod S. The question of pornography. N. Y.: Free Press, 4 См.: Eron L.D. Interventions to mitigate the psychological effects of media violence on П. Фресс ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТНОШЕНИЕ 1 Психологический факт — это, в конечном счете, поведение и, как таковое, он предполагает какую-то схему отношений, которую и изучает психолог. В самом деле, поведение — это проявление личности в данной ситуации. Если мы обозначим поведение символом R (чтобы остаться верным англосаксонской традиции, согласно которой R — начальная буква слов [англ. Response. — Ред.] ответ или реакция), то оно зависит от природы личности Р [англ. Personality — Ред.], сопоставленной с данной ситуацией S [англ. Situation — Ред.]. Следовательно, можно написать R = f (P, S). Этот способ характеристики поведения представляет собой определенную позицию по отношению к историческим спорам. Сознание долгое время рассматривалось некоторыми авторами как творческая сила человеческих действий. Революция против этой уязвимой позиции состояла в том, что все действия стали рассматриваться как реакции на стимуляции. Концепция тропизмов Лёба2 была, по-видимому, крайним выражением позиции, на которой в более общем плане стоял Уотсон3 и с некоторыми оговорками Халл4. Для них, например, R = f (S). В 1929 г. Вудвортс5 показал, что следовало бы усложнить эту схему, учитывая роль организма, и предложил последовательность S—О [англ. Organism. - Ред.] — R. Однако понятие 1 Фресс П. Экспериментальный метод // Экспериментальная психология / Ред.-сост. 2 Лёб (Loeb) Жак (1859—1924) - физиолог, биолог, активно работавший в области 3 Уотсон (Watson) Джон Бродес (1878-1958) - американский психолог. 4 Халл (Hull) Кларк Ленард (1884-1952) - американский психолог. 5 Вудвортс (Woodivorth) Роберт Сешонз (1869-1962) — американский психолог. 262 Тема 14. Развитие личности организма создает представление о чисто биологической детерминации поведения. Понятно, что преимущество этой формулы состоит в использовании одних и тех же понятий применительно к психологии животных и психологии человека, однако она вводит неприемлемое ограничение. К тому же понятие организма недостаточно даже в психологии животных. Поэтому мы предпочитаем вместе с некоторыми другими авторами, к числу которых относится Левин1 и Р.Б.Каттелл2, говорить, что реакция на ситуацию опосредствована личностью. Чтобы избежать какой бы то ни было двусмысленности, следует сразу же добавить, что каждый член этого основного отношения должен рассматриваться в разных случаях на равных уровнях. Поведение — это акт субъекта. Этот акт, если он всегда является реакцией на ситуацию, в большей или меньшей степени подготовлен в различных инстанциях личности. Чем больше подготовка, тем больше роль личности и тем больше аспект личной деятельности берет верх над аспектом стереотипной реакции. Одно дело рефлекс и автоматизм, другое дело — идеомоторный акт3. Поведение (R). Одно и то же поведение можно рассматривать на разных уровнях. Оно имеет свои физиологические компоненты (эндокринные, невровегетативные, двигательные), но также и свою целостную структуру и в конечном счете свой результат. Например, вербальный [словесный] ответ, являющийся в нашем понимании актом, можно анализировать на уровне передачи фонем4 электрофизиологической техникой или на уровне природы фонем, грамматической структуры, значения или просто-напросто впечатления, производимого на собеседника. Ситуация (S). Ситуацию также можно анализировать на различных уровнях. Она создается прежде всего физическими стимуляциями, действующими на сенсорные рецепторы человека как таковые. Свет, шум, запахи оказывают свое особое влияние. Но она соответствует также восприятиям объекта и отношений между вещами или индивидами, и эти восприятия определяются как объективными данными, так и значением, которое придает им воспринимающий5. 1 Левин (Lewin) Курт (1890-1947) - немецкий психолог, представитель гештальтпси- 2 Каттелл (Кеттелл) (Cattell) Реймонд (1905 -?) - британский, позже американский 3 Идеомоторный акт - моторное действие, вызванное идеей. 4 Фонемы — минимальные единицы звукового строя языка, служащие для построения 5 Принимая во внимание эти уровни анализа ответа и ситуации, Э. Брунсвик устано Фресс П. Поведение как отношение 263 Это последнее положение привлекает наше внимание к тому факту, что ситуация в своих самых сложных аспектах относится всегда к индивиду, который находится «в ситуации». В эксперименте ситуация является придуманной, созданной самим экспериментатором, но этот последний не может ограничиваться описанием ее с помощью измерительных приборов или даже своим восприятием этой ситуации. Если это допустимо в простых случаях, когда ситуация однозначна, то совершенно недопустимо, как только ситуация становится более сложной. В этом случае экспериментатор должен интересоваться тем, как «видит» субъект ситуацию. Иногда это может стать целью эксперимента, как в некоторых исследованиях по восприятию. Изучение константности величин1 является не чем иным, как изучением отношения между физическим описанием объекта и феноменальным восприятием субъекта. Когда структура ситуации двусмысленна, как в экспериментах с чернильными пятнами Роршаха2, видение субъекта становится фактором, характеризующим его личность. Ответ зависит скорее от воспринимающего, нежели от стимуляции. Даже в экспериментах, предметом которых не является восприятие, «собственное видение» испытуемого остается важной переменной. Испытуемый всегда каким-то образом истолковывает ситуацию, и в частности намерения экспериментатора; поэтому важно, чтобы последний всегда стремился оценить ситуацию не со своей точки зрения, а с точки зрения испытуемого. Практически это означает, что протокол эксперимента всегда важно дополнять беседой с испытуемым или вопросником, ответы на который позволяют обнаружить возможные различия в интерпретации ситуации. В конечном счете для объяснения чьего-либо поведения важно иметь в виду взаимодействие, существующее между ситуацией и тем, как субъект ее воспринимает с точки зрения своей личности (своего организма, опыта, темперамента, потребностей и т.д.). Учитывая это, следует внести уточнения в нашу основную формулу и не ограничиваться R = f (S, Р), а понимать ее как R = f (S «-» Р), причем двойная стрелка указывает, что поведение зависит от взаимодействия между ситуацией и личностью испытуемого. 1 Константность величины или размера - относительная независимость воспринима 2 Тест чернильных пятен Роршаха — методика исследования личности, предложен 264 Тема 14. Развитие личности Конечно, после сделанных нами оговорок необходимо уточнить, что это взаимодействие не сводится к осознаваемому и вербально выражаемому испытуемым аспекту. Его поведение может зависеть от таких аспектов ситуации, которые он не осознает или которые могут оказывать на него влияние без того, чтобы он их осознавал. Экспериментатор, изучающий влияние какой-то ситуации, должен всегда учитывать уровни анализа, оценку испытуемым ситуации и ее значение, которые позволяют выявить реакции. Истолкование поведения может зависеть от того или иного аспекта, а иногда от всех сразу. Это обстоятельство нельзя не принимать во внимание. Остановимся также на следующем факте: ситуация создается физической средой, наличием естественных или сфабрикованных предметов, животных и, наконец, других лиц. Когда преобладает этот последний аспект, ситуация называется социальной, и психолог изучает межлюдские отношения или отношения какого-либо индивида с группой. Личность. Личность (Р), очевидно, характеризуется существованием различных уровней интеграции. Возьмем за исходный пункт нашего изложения определение Шелдона1: личность — это «динамическая организация познавательных, аффективных, волевых, физиологических и морфологических аспектов индивида». В зависимости от обстоятельств должен приниматься во внимание тот или иной уровень (или несколько сразу). Чтобы быть лучше понятым, приведем пример. Если ребенок с трудом учится читать, психолог может поставить перед собой вопрос, объясняется ли это нарушениями зрения или умственной дебильностью2, плохими навыками, являющимися результатом неадекватных методов обучения или отсутствием мотивации, характерологическими или семейными трудностями. Хороший клиницист думает о всех этих возможных причинах, хороший экспериментатор должен уметь выделить инстанции личности, затрагиваемые его исследованием, и учитывать их как при формулировании гипотезы, так и при обработке полученных результатов. Может показаться парадоксальным рассмотрение личности в качестве простой переменной в отношении. Если психологическое исследование направлено целиком на изучение личности или личностей, никогда не следует забывать, что личность может быть понята лишь в том случае, если она рассматривается как средоточие всех отношений между ситуациями и действиями. 1 Шелдон (Sheldon) Уильям (1898-1970) - американский психолог. (Примечание 2 Дебильность — относительно легкая степень врожденного умственного недоразви Фресс П. Поведение как отношение Типы отношений S — Р — R. Три вида подхода к этим отношениям являются классическими: А) Изучение психологических функций или того, как одна и та же личность реагирует на систематические изменения (качественные или количественные) ситуации. В таком случае мы имеем следующую схему (рис. 1): где S, S', S" — различные ситуации, которым соответствуют различные ответы R, R\ R".
Примеры: развитие адаптации к темноте1 (R) в зависимости от времени (S); степень научения (R) в зависимости от числа повторений (S); защитные реакции {R) на различные степени фрустрации2 (S). Б) Структурное изучение, при котором исследуются отношения между ответами, полученными исходя из различных ситуаций. Различным ситуациям Sx, S2, S3 соответствуют различные ответы R^, R2 Rs. В этом случае изучаются отношения между Rv R2 и R3 и т.д., которые выявляют структуру личности. Примеры: отношения между реакциями на различные эмоциональные ситуации, отношения между уровнями эффективности при различных
задачах и т.д. Лучшими инструментами для такого изучения является вычисление корреляций3 и факторный анализ4. В) Дифференциальное изучение, при котором анализируются реакции различных людей на одну и ту
Рз" Рис. 2 1 Адаптация к темноте (темповая адаптация) - процесс настройки аппарата зритель 2 Фрустрация — препятствие или затруднение на пути достижения цели. 3 Корреляция - отношение между двумя (и более) переменными, заключающееся в 4 Факторный анализ - совокупность статистических процедур, используемых с целью 266 Тема 14. Развитие личности Иногда изучаются различия между индивидами, иногда сравниваются реакции разных групп, отличающихся друг от друга одним или несколькими признаками (возраст, пол, этническая группа, культурный уровень и т.д.). В этом случае выявляют один какой-нибудь аспект личности, в различной степени присущий всем индивидам группы. Примеры: различия в эффективности (в какой бы то ни было области) различных индивидов, развитие восприятия в зависимости от возраста и пола, сходство и различия эмоциональной мимики различных народов. Эти три метода дополняют друг друга1, даже когда вследствие университетских традиций и потребностей практики подобные исследования ведутся различными специалистами. ' При подходе В специально изучаются различия между субъектами (или группами индивидов), однако и при подходах А и В также, как правило, пользуются многими испытуемыми. При подходе Л ко многим испытуемым прибегают, чтобы лучше выявить функциональную зависимость индивидуальных характеристик и установить их обобщенный характер. При подходе Б также, как правило, пользуются многими испытуемыми, ибо выявить структуры можно только посредством установления ковариаций Я,, Л2, Я3, аналогичных у всех испытуемых. Личностный рост. Общее представление о самоактуализации в гуманистической психологии А.Г. Маслоу
|