![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснение. Правая грамота — постановление (решение) суда.
Правая грамота — постановление (решение) суда. Пели — наказания (штрафы). Не по суду — за взятку, вопреки достоверным результатам следствия и суда. Взяти исцов иск — взыскать штраф в размере суммы иска (частного). Перечислены судебные расходы (езд, хоженое) и пошлины, взимаемые с виновного в тройном размере. От рублевого дела — от суммы иска в рубль. Ищет — истец. Неделыщик — выборный или назначенный человек, исполняющий поручения с суда по неделям. Бесчестие — плата за оскорбление. Кормпения — доходы за исполнение обязанностей по делам управления. По книгам — по доходам, записанным в книгах. Боярский человек добрый — холоп по своему положению или профессии, более ценимый господином. Тиун, довотчик, праведчик — холоп исполнявший в доме и хозяйств господина административные или судебные функции по ото поручению. Боярский человек молотчий — рядовой холоп, выполнявший " черную" работу. Городцкой человек молодчий — малоумущий посадский человек. Государьский убойца — убийца своего господина; градокий здавец — сдавший изменой врагу город (крепость); церковный тать — вор, обокравший церковь; головный тать— убийца; подметчик — человек, подбросивший с злым умыслом какую-либо вещь; захигалник — поджигалъщик, совершивший умышленный поджог. Розмет — определение размера податей внутри общины посадских людей между ее членами по имуществу и доходам Розметные книги — с записью " розмета". В приказе — в ведении. Выборные старосты и целовальники (целовавшие крест о добросовестном исполнении выборной должности, например, при таможнях, тюрьмах и т. д.) и участвовавшие в наместничьем суде. Хоромный лес — пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий. С ворот — со двора с воротами, а не с других построек. Повоз — поставка на подводах натуральных податей, взамен которых взимается по два алтына с двора за год. Борон — подать, штраф. Тарханные и несудимые грамоты — освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей и выполнения повинностей в пользу государства, от вмешательств царских управителей и судей (кроме душегубства, Разбоя и татьбы с поличным) в дела церковных вотчин. Пресловущии — знаменитые, известные. Рыщут (от ристать) — быстро бегать, скакать, ездить. жальниках — поминках. Долони — ладони. ---------------------------------------------------------------------------------------------
6.8. СТОГЛАВЫЙ СОБОР, 1551 г. <...> 0 монастырех, иже пусп»ы оп» небрежения. В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем»»а поминох вот- чинные села и прихупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поимали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем хорыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты у них же о торговлях без пошлино. А чернцы по селом живут дв в городе, тяжутся о землях. Достойно ли то? А села и имены в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? <...> Глава 6. Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русин самодержца, что по мноп»м церквам божиим звонят и поют не во время <...> и мноп»е церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <...> Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <...> росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. <...> Глава 2б. 0 училищах книжных по всем градам. <...> <...> В царствующем граде Москве и по всем градом <... > избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых <...> и грамоте бы и чести и пети и писати гораздо. И у тех священников и у дыхонов у дыков учинити в домех училища, чтобы священницы и дыконь» и все православные хрестыне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте хнккнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и лисати и пети и чести со всяким духовным наказанием. <...> Глава 28. 0 книжных писцех. Тах же которые писцы по»радом кни»и пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой пи сец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим зап щением. А кто <...> неисправленну хнигу купит <...>, потому же возбра- няли <...>, чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книп» имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. <...> Глава 32. 0 кресп»ящихсл не по чину. Многи нермумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дывола ни злаго супостата и от бога мзду приемлет за то, <...> аще ли re леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. <...> глава 41. <...> Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живо- писцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии' живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. <...> В мирсхих свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гу- сельники и бесовские песни поют, и ках к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми и»вами бесовскими рыщут., а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. <...> О том <...> запрещати великим запрещением. <...> Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами мноп»ми, по шестидеся- ти и до сем»десят человек, и по сто <...> и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. <...> Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и дев- ки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и уби ваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хресгияном каноны завечати. Они же заповедают кресты ном в среду и в пятницу ручного дела не делать, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати. <...> <...> Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, апманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовсхие <...> —, и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. <...> В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальнихах~ и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут ; „ати скоморохи во всякие бесовсхие и»ры, они же от плача преставше, нач- нут схахати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети на тех же жальниках, обманщики и мошенники. <...> <...> Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещена сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на схахание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. <...> Глава 72. О искуплении пленньах. Которых отхупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех всех плененых окупати из царевы хазны. А которых православных хрестьян ппененых приводят, окупив греки и туркчвне, армени или е б на осхве, восхотят их с собою опять повести, ино их не дввати, и за то rpen- xo стояти; да их охупвти из царевы же казны. <...> Глава 75. 0 вогпчинах и о инах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим дуигам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных. Да цчховным же цч пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с со. борными старцы <...> по всех по тех боголюбцех, хоторые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы' и на памяти их пети понахиды и обедни служити. <...> Имена их с их написати в синодик и поминати по церковному уста- з ву, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа и ижимых вещей, по свя- зных церховных и монастырских земель и прочих недвижимы щенным божественным правилом, ни отдати, ни продати но крепк, но крепко хранити и Глава 92. 0 игрищах еллинского бесовацил Еще же мнози от неразумия простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинсхое бесование, рвзпичные игры и плясания в нввечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и...в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы творят всякими HlpbI <...> и песньми сатанинскими <...> и многими виды скаредными. <...> Глава 98, <...> Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы <...> о слобо вх н д аших митрополичих и о врхяепископлих и еписхоплих и о монастырских, что слободам всем новым тянути грацкимн людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том <...> слобожвном нашим запустети. А преже того твои <...> твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, mcy-дарь, своим наместником и властелем впредь наших слобо жан не велел судити. ~е сл ды вышли посац- А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слобо кие люди после о писи, и тех бы людей из новых слобод опять вывест вывести в город в день помыв~а торый отдал церкви свои волось 'se д рукописная книга по которой во время церковных слухпровозгцаша- ечыг! я память ' внесенным в ыее умершим. В синодики Иван IV запысыиал во время опричнины. Без выкупа — без права выкупа чпеыамы " рода" (фамылыы). не приимати, разве краж Российское законодательство Х — ХХ веков М., 1985. Т. 2. С. 267 — 374
|