Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение ранних периодов детства для формирования детской личности 1
...Как мы пытались показать, маленький ребенок очень пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психо- логи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности введения в систе- му образовательной работы детского сада обучения на- чалам математики и грамоты, а также значительного повышения уровня нравственного и эстетического воспи- тания детей дошкольного возраста. Вместе с тем, полу- ченные исследовательские данные говорят о том, что по- вышение эффективности дошкольного воспитания тре- бует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка-дошкольника.
Во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функ- циональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена. При перестройке пе- дагогического процесса, при совершенствовании воспи- тательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возраста способен до- стигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физи- ческих и нервно-психических затрат будет ему это сто- ить. Ибо известно, какую опасность представляют пере- грузка, переутомление для состояния здоровья и даль- нейшего хода детского развития.
Во-вторых, психолого-педагогические исследования говорят, что максимальный эффект в реализации боль- ших возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологи- ческими особенностями дошкольного возраста, если, на- пример, обучение дошкольников тем или иным знаниям и умениям проводится не в форме традиционного школь- ного урока, а в процессе дидактических игр, непосред-
Принцип развития в психологии. М., 1978.
ственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности и т. Д.
В-третьих (и это, может быть, самое важное), ана- лиз результатов психолого-педагогических исследований, проведенных в нашем Институте дошкольного воспита- ния, позволяет сделать вывод о том, что подлинно раз- вивающийся характер дошкольное воспитание может приобрести лишь в том случае, если оно строится с уче- том того особого значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивно формирующиеся на данной воз- растной ступени психические новообразования для об- щего хода поэтапного формирования личности. Такие специфические для дошкольного возраста новообразо- вания, как синтетические формы восприятия простран- ства и времени, наглядно-образного мышления, творче- ского воображения и т. д. могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном формирова- нии наглядно-образного мышления оно неизбежно при- обретет те черты эгоцентризма, синкретизма, алогизма, которые с исчерпывающей полнотой и объективностью описаны Ж. Пиаже. Однако при систематической орга- низации ориентировки ребенка на существенные приз- наки той или иной сферы действительности, при соответ- ствующем обогащении содержания его игровой и прак- тической деятельности наглядно-образное мышление дошкольника приобретает качественно новые черты. В форме наглядных образов, складывающихся у ребен- ка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие каузальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними.
В результате начинают складываться в наиболее со- вершенной форме те виды чувственного познания дей- ствительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сы- fpaioT важную роль в деятельности взрослого человека.
Подобно этому при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботят- ся лишь об удовлетворении всех потребностей малень- кого ребенка, не приучая его с первых лет жизни к вы- полнению простейших обязанностей перед окружающи- ^ к соблюдению простейших нравственных норм, не- чзбежно возникает наивный детский эгоизм, неодно- ^атно описанный в литературе по детской психологии
и грозящий превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрос- лого. Но эгоизм ребенка не, является неизбежной осо- бенностью возраста, а представляет собой в значитель- ной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка.
Обогащение этого опыта путем организации коллек- тивной жизни и деятельности маленького ребенка, по- буждающей его сотрудничать с другими детьми и взрос- лыми, считаться не только со своими узколичными..ин- тересами, но и с потребностями и нуждами окружаю- щих, приводит к тому, что, как уже отмечалось ранее, эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою спе- цифически детскую наивность и непосредственность;
приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие дру- гим людям, в переживания чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимую аф- фективную подоплеку позднее формирующихся более сложных нравственных отношений.
Таковы некоторые факты и теоретические соображе- ния, побуждающие выступать против искусственной ак- селерации психического развития ребенка и разрабаты- вать психолого-педагогическуго концепцию амплифика- ции, обогащения этого развития- '
Согласно этой концепции, оптимальные педагогиче- ские условия для реализации потенциальных возможно- стей маленького ребенка, для его гармонического раз- вития создаются не путем форсированного, сверхранне- го обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольни- ка, дошкольника в школьника и т. д. Необходимо, на- оборот, широкое развертывание и максимальное обога- щение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми. На их основе должно осуществляться целенаправленное фор- мирование тех ценнейших душевных свойств и качеств, для возникновения которых создаются наиболее благо- приятные предпосылки в раннем детстве и которые, как мы пытались показать, войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.
Л. И. Божович
|