![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникающая последовательность
Стараясь понять процесс изменения и получить представление о нем, вначале я искал элементы, которые служили бы признаком изменения или характеризовали его. Я думал об изменении как о целостности и искал ее отличительные признаки. Однако по мере знакомства с живыми фактами изменений у меня возникло представление, что это — континуум особого рода, отличающийся от того, каким я его представлял себе ранее. Я начал понимать, что индивиды движутся не от комплекса устойчивых качеств, или гомеостазиса, через изменение к новым устойчивым качествам, хотя и такой процесс возможен. Однако более важную последовательность составляет переход от неподвижности к изменчивости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике. У меня сформировалась гипотеза, что, возможно, качества высказываний клиента в какой-либо один момент времени могут указывать на его положение в этом континууме, могут показывать, где он находится в этом процессе изменений. Постепенно у меня сформировалось представление о процессе, состоящем из семи стадий, хотя я буду подчеркивать, что это — континуум, и не важно, различаем ли мы три стадии или пятьдесят, все равно существовали бы все промежуточные точки. Я стал чувствовать, что данный клиент, взятый как целое, показывает типы поведения, которые группируются в относительно узком диапазоне на шкале континуума. Т.е. маловероятно, что этот клиент в одной сфере жизни покажет полную статичность, а в другой — полную изменчивость. В целом у него будет тенденция находиться на какой-либо стадии этого процесса. Хотя процесс, который мне хотелось бы описать, вероятно, относится к определенным областям личностных смыслов, если клиент находится в одной из них, на одной из стадий, у него не будут проявляться качества, относящиеся к разным стадиям. .11 За к. 1664 482 Тема 14. Развитие личности
Разрешите мне в дальнейшем попытаться описать, как я представляю себе последовательные стадии процесса, с помощью которого индивид переходит от статичности к текучести; от точки, расположенной ближе к неизменяемому концу континуума, к точке «в движении», близкой к концу континуума. Если мои наблюдения верны, то, возможно, путем сбора данных о качествах его переживаний и их выражении мы можем определить, где находится данный индивид в континууме личностных изменений, когда он чувствует себя в атмосфере полного принятия. Первая стадия Маловероятно, что индивид, находящийся на этой стадии статичности и отдаленности от своих переживаний, добровольно придет на прием к тераписту. Однако я могу несколько пояснить характеристики этой стадии. Наблюдается нежелание сообщать что-либо о самом себе. Сообщается только о внешних предметах. Пример: «Ну, я вам скажу, мне всегда кажется несколько бессмысленным говорить о самом себе, кроме как в случае крайней необходимости»1. Чувства и личностные смыслы не осознаются и не относятся к самому себе. Личностные конструкты2 (я заимствовал этот полезный термин у Келли3) исключительно статичны. Близкие отношения в общении кажутся опасными. На этой стадии не воспринимается и не признается существование проблем. Нет желания изменяться. Пример: «Думаю, что я практически здоров». Общение с самим собой блокируется. Возможно, эти короткие утверждения и примеры раскроют что-то о психологической статичности этого конца континуума. Индивид очень мало или почти не осознает отливы и приливы своих чувств. Способы, с
2 Конструкт Дж. Келли — это генерализация качеств личности в форме дихотомии 3 См.: Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton, 1955. Vol. 1. Роджерс К. [Изменения личности...] 483
Вторая стадия Когда человек, находящийся на первой стадии, может почувствовать, что он полностью принят, наступает вторая стадия. Мы очень мало знаем, как сделать так, чтобы у человека, находящегося на первой стадии, появилось чувство того, что его принимают. Но иногда оно достигается в игре или в групповой психотерапии, где человек может быть окружен атмосферой принятия без проявления собственной инициативы и в течение достаточно долгого времени чувствует себя принятым. В любом случае тогда, когда он действительно это испытывает, происходит небольшое раскрепощение и появляется движение в символическом выражении своего опыта, который обычно характеризуется следующим. Выражение чувств перестает быть статичным в высказываниях, не относящихся к себе. Пример: «Мне кажется, я подозревал, что мой отец часто чувствовал себя неуверенно в деловых отношениях». Проблемы воспринимаются как внешние по отношению к себе. Пример: «В моей жизни продолжает возникать беспорядок». Отсутствует чувство личной ответственности за проблемы. Пример приведен в предыдущем отрывке. Чувства описываются так, как будто они ему не принадлежат, или иногда как объекты в прошлом. Пример: «Консультант: " Если вы хотите рассказать мне что-нибудь о том, что вас привело сюда..." Клиент: " У меня был симптом... он был... только состояние глубокой депрессии"».
484 Тема 14. Развитие личности
Чувства могут быть высказаны, но не осознаны как таковые, как принадлежащие этому человеку. Чувствование ограничено структурой прошлого опыта. Пример: «Я полагаю, я всегда это компенсирую, ну, чем пытаться общаться с людьми или иметь с ними хорошие отношения, я всегда компенсирую это тем, что, ну, скажем, нахожусь на каком-то интеллектуальном уровне». Здесь клиент начинает осознавать, каким образом его переживание ограничивается прошлым опытом. Его высказывание также передает отдаленность переживания на этом уровне. Это походит на то, как если бы он держал свое переживание на расстоянии вытянутой руки. Личностные конструкты статичны и не осознаются как конструкты, о них думают как о фактах. Пример: «Я ничего не могу никогда как следует сделать — даже никак не могу это закончить». Дифференциация личностных смыслов и чувств очень ограниченна и глобальна. См. предшествующий пример, это хорошая иллюстрация. «Я не могу никогда» — пример черно-белой дифференциации, а также использование слов «как следует» в абсолютном смысле. Противоречия могут быть выражены, но они почти не осознаются как таковые. Пример: «Я хочу много знать, но смотрю по часу на каждую страницу». В качестве замечания ко второй стадии процесса изменений личности может быть сказано, что многие клиенты, добровольно пришедшие к тераписту за помощью, находятся на этой стадии, но мы (как и, вероятно, тераписты вообще) добиваемся весьма скромных успехов, работая с ними. По крайней мере это, кажется, является разумным выводом из исследования Киртнера1, хотя его концептуальная модель отличалась от нашей. Нам известно очень мало о том, каким образом на этой стадии человек может начать чувствовать, что его «принимают».
|