Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критериальная оценка как основа обучения
Последовательная ориентация на диагностичные цели определила своеобразие оценки в технологическое обучении. Поскольку цель описана диагностично, то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки как наэталон. В ходе обучения текущая оценка играет роль обратной связи и подчинена именно достижению цели-эталона (или ее составных частей). Если цель не достигнута, то результаты текущего контроля свидетельствуют лишь о необходимости внести коррективы в ход обучения. Поэтомутекущая оценка является здесь формирующей и, как правило, не сопровождается отметками. Текущие оценочные суждения, которые получает ученик, носят содержательный характер и должны помочь ему скорректировать свою работу. Итоговая оценка (она получила название «суммативной») выражается в баллах. Как текущая, так и итоговая оценка проводится на основе эталонных (критериальных) признаков диагностично поставленной цели и поэтому носит критериальный характер. Соответствующую ориентацию имеет и весь учебный процесс. В целях формирующей текущей оценки ученикам предлагаются проверочные работы (тесты) по каждому разделу курса. < …> Цель этих работ — оперативная помощь в возникающих у учеников затруднениях. Один из вариантов таких тестов — ряд вопросов, охватывающих весь материал раздела. Рядом с каждым вопросом дается четыре-пять вариантов ответа для выбора (все варианты могут быть правдоподобны для поверхностного взгляда, но правильным должен быть только один); обычно они обозначаются буквами А, В, С, D, Е. Ответы заносятся в бланк самопроверки. После его заполнения ученик сверяется с ключом к данному тесту и сам отмечает, на какие вопросы он ответил правильно. Вопросы, на которые ему не удались ответить, он прорабатывает самостоятельно (при необходимости — с консультативной помощью учителя), ориентируясь на предоставленные ему возможности выбрать альтернативные учебные материалы (учебные пособия, видеоматериалы, руководства к лабораторным работам). Образец такого теста приведен в табл. 4. Здесь дается безмашинный вариант теста. Понятно, что тестирование, подача инструкций ученику, а также предъявление материалов для коррекции могут производиться автоматизированным способом — при помощи компьютера. Затраты усилий на анализ и упорядочение учебные целей оправдываются тем, что охватывают важнейшие моменты работы учителя, пронизывающие весь учебный процесс, — планирование, контроль и оценку. По характеру формулировок конкретизированных целей, в частности, видно, что их можно непосредственно использовать как основу для подготовки контрольных (тестовых)-заданий. Технологически построенный учебный процесс унаследовал от программированного обучения сквозное использование тестов. Наиболее распространенными формами тестовых заданий являются вопросы, предполагающие либо выборочный ответ (выбор одного из 4-5 вариантов), либо конструируемый ответ (формулируется самим учащимся). Приведем несколько примеров перехода от формулировки конкретных целей к постановке тестового задания (табл. 5). Одно из существенных достижений педагогической технологии — разработка тестовых фондов — наборов проверочных заданий, охватывающих весь ход обучения. Тесты могут создаваться как вне школы (специальными службами, куда входят группы экспертов), так и внутри нее (группами учителей). Стандартизованный характер тестов, которые могут готовиться заблаговременно, значительно облегчает работу учителя. Таблица 5 Проверочная работа (бланк ответа)
Этот тест составлен для того, чтобы помочь вам сориентироваться в возникающих у вас затруднениях в учебе. Результаты теста не будут учитываться при выведении итоговой оценки. Здесь приводится перечень учебных материалов разъясняющих те вопросы, которые вам надо проработать. Для каждого проверочного вопроса, на который вам не удалось дать правильный ответ, найдите указание на пособия, к которым вы можете обратиться для проработку нужного материала
Схема 3. Групповая разработка идентифицируемых целей Таблица 6
|