![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критериальная оценка как основа обучения
Последовательная ориентация на диагностичные цели определила своеобразие оценки в технологическое обучении. Поскольку цель описана диагностично, то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки как наэталон. В ходе обучения текущая оценка играет роль обратной связи и подчинена именно достижению цели-эталона (или ее составных частей). Если цель не достигнута, то результаты текущего контроля свидетельствуют лишь о необходимости внести коррективы в ход обучения. Поэтомутекущая оценка является здесь формирующей и, как правило, не сопровождается отметками. Текущие оценочные суждения, которые получает ученик, носят содержательный характер и должны помочь ему скорректировать свою работу. Итоговая оценка (она получила название «суммативной») выражается в баллах. Как текущая, так и итоговая оценка проводится на основе эталонных (критериальных) признаков диагностично поставленной цели и поэтому носит критериальный характер. Соответствующую ориентацию имеет и весь учебный процесс. В целях формирующей текущей оценки ученикам предлагаются проверочные работы (тесты) по каждому разделу курса. < …> Цель этих работ — оперативная помощь в возникающих у учеников затруднениях. Один из вариантов таких тестов — ряд вопросов, охватывающих весь материал раздела. Рядом с каждым вопросом дается четыре-пять вариантов ответа для выбора (все варианты могут быть правдоподобны для поверхностного взгляда, но правильным должен быть только один); обычно они обозначаются буквами А, В, С, D, Е. Ответы заносятся в бланк самопроверки. После его заполнения ученик сверяется с ключом к данному тесту и сам отмечает, на какие вопросы он ответил правильно. Вопросы, на которые ему не удались ответить, он прорабатывает самостоятельно (при необходимости — с консультативной помощью учителя), ориентируясь на предоставленные ему возможности выбрать альтернативные учебные материалы (учебные пособия, видеоматериалы, руководства к лабораторным работам). Образец такого теста приведен в табл. 4. Здесь дается безмашинный вариант теста. Понятно, что тестирование, подача инструкций ученику, а также предъявление материалов для коррекции могут производиться автоматизированным способом — при помощи компьютера. Затраты усилий на анализ и упорядочение учебные целей оправдываются тем, что охватывают важнейшие моменты работы учителя, пронизывающие весь учебный процесс, — планирование, контроль и оценку. По характеру формулировок конкретизированных целей, в частности, видно, что их можно непосредственно использовать как основу для подготовки контрольных (тестовых)-заданий. Технологически построенный учебный процесс унаследовал от программированного обучения сквозное использование тестов. Наиболее распространенными формами тестовых заданий являются вопросы, предполагающие либо выборочный ответ (выбор одного из 4-5 вариантов), либо конструируемый ответ (формулируется самим учащимся). Приведем несколько примеров перехода от формулировки конкретных целей к постановке тестового задания (табл. 5). Одно из существенных достижений педагогической технологии — разработка тестовых фондов — наборов проверочных заданий, охватывающих весь ход обучения. Тесты могут создаваться как вне школы (специальными службами, куда входят группы экспертов), так и внутри нее (группами учителей). Стандартизованный характер тестов, которые могут готовиться заблаговременно, значительно облегчает работу учителя. Таблица 5 Проверочная работа (бланк ответа)
Схема 3. Групповая разработка идентифицируемых целей Таблица 6
|