![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сознание
Сознание является центральным измерением трансперсональной модели, создающим основу всех психических процессов и контекст, в котором они протекают. Традиционные направления западной психологии придерживаются различных позиций по отношению к сознанию. Эти взгляды варьируют от бихевиоризма, предпочитающего игнорировать со-
506 Тема 14. Развитие личности
Согласно трансперсональной модели, наше сознание обычно находится в защитно-суженном состоянии. В этом обычном для него состоянии сознание в значительной степени (хотя мы и не замечаем этого) наполнено непрерывным потоком практически неконтролируемых мыслей и фантазий, соответствующих нашим потребностям и защитам. Как сказал Рам Дасс: Все мы узники своего ума. Осознание этого — есть первый шаг на пути к свободе1. Оптимальное сознание рассматривается как гораздо более широкое, и, при условии ослабления этого защитного сужения, как потенциально доступное в любое время. Поэтому основное направление развития заключается в том, чтобы, успокоив свой ум и уменьшив перцептивные искажения, устранить защитное сужение сознания, а также те препятствия, которые мешают раскрытию его потенциальных возможностей2. Основная задача, дающая ключ к пониманию многих вещей, — это достижение безмолвия ума.... На самом деле, все открытия совершаются, когда останавливается мыслительная машина, и первое из этих открытий заключается в том, что, если способность думать — это выдающийся талант, то способность не думать — это талант еще более выдающийся3. Согласно трансперсональной точке зрения, существует широкий спектр измененных состояний сознания. Некоторые из них являются потенциально полезными и функционально специфическими (т.е. приобретающими какие-то одни функции, не свойственные обычному состоянию, и утрачивающими другие), а некоторые — воистину «высшими» состояниями. Понятие «высшие состояния сознания» используется здесь, согласно Тарту4, в том смысле, что они обладают всеми свойствами и возможностями более низких состояний плюс какими-то дополнительными. Литература, имеющаяся в самых разных культурах и духовных традициях, свидетельствует
2 См.: Ouspensky P.D. In search of the miraculous. N. Y.: Harcourt. Brace and World, 3 Satprem. Sri Aurobindo or the adventure of consciousness. N. Y.: Harper & Row, 1968. 4 См.: Tart С (Ed.). Transpersonal psychologies. N. Y.: Harper & Row, 1975; Tart С Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 507
Если мы рассмотрим наше обычное состояние сознания в более широком контексте, то можем получить некоторые неожиданные результаты. Традиционная модель определяет психоз как искаженное восприятие реальности, при котором это искажение не осознается. С точки зрения данной многоуровневой модели, наше обычное состояние сознания также подходит под это определение, так как является субоптимальным, дает искаженное восприятие реальности и не позволяет заметить это искажение. На самом деле, любое состояние сознания с необходимостью ограничено и дает лишь относительно неискаженную картину действительности. Следовательно, в более широком смысле психоз можно определить как пребывание в плену у одного из состояний сознания2. Так как каждое состояние сознания дает свою картину реальности, то она рассматривается нами лишь как относительно реальная. Тогда психоз — это привязанность к какой-то одной реальности. Вот что пишет по этому поводу Рам Дасс: Мы живем в одном плане существования, который называем реальным. Мы полностью отождествляем эту реальность с абсолютной, не принимая в расчет опыт, не согласующийся с ней.... То, что Эйнштейн открыл в физике, также справедливо и для всех остальных аспектов космоса: любая реальность относительна. Всякая реальность истинна только в определенных пределах. Она является лишь одной из возможных версий о существующем положении вещей. Таких версий всегда много. Выйти за пределы одной-единственной реальности — означает признать ее относительность3. Таким образом, реальность, которую мы воспринимаем, отражает наше собственное состояние сознания, и мы никогда не сможем исследовать ее, не исследуя одновременно самих себя, поскольку мы сами являемся одновременно и реальностью, которую исследуем, и ее творцами.
2 См.: Ram Dass. A mediator's guidebook. N. Y.; Doubleday, 1978; Ram Dass. Grist for 3 flam Dass. A mediator's guidebook. N. Y.: Doubleday, 1978. 508 Тема 14. Развитие личности
Трансперсональный подход утверждает, что люди гораздо сильнее, чем это им кажется, запутались в ловушке собственной обусловленности, однако они могут освободиться из нее1. Основная цель трансперсональной психотерапии состоит в том, чтобы освободить сознание от этой тирании обусловленного ума. Более подробно это описано в разделе, посвященном идентификации. Одна из форм обусловленности, подробно изученная на Востоке, — это привязанность. Привязанность, которая тесно связана с желанием, означает, что результатом ее неудовлетворения будет страдание. Поэтому наличие привязанности является основной причиной страданий, а освобождение от привязанности — важнейшим условием избавления от них2. Когда бы ни появилась привязанность, Общение с ней Принесет бесконечное страдание3. Если мы всё еще привязаны, то мы - одержимы; А если человек одержим, это означает существование чего-то, более сильного, чем он сам4. Привязанность не ограничивается только внешними объектами или людьми. Кроме привычных форм привязанности — к материальному имуществу, определенным взаимоотношениям или своему status quo, — могут быть и другие, столь же сильные, привязанности: к определенному образу себя, способу поведения или психологическому процессу. Самые сильные из привязанностей, упоминаемые в практиках, имеющих дело с сознанием, — это привязанности, связанные со страданием и обесцениванием. Поскольку мы убеждены, что источник нашей идентичности — это наши роли, наши проблемы, наши взаимоотношения или содержания нашего сознания, привязанность поддерживается страхом потерять собственную личность. «Если я оставлю свои привязанности, кем и чем я буду тогда?»
2 См.: Buddhagosa P.M. Tin (Trans.) The path of purity. Sri Lanka: Pali Text Society, 3 Ram Dass. A mediator's guidebook. N. Y.; Doubleday, 1978. 4 Jung C.G. The secret of the golden flower. (Rev. ed.). N. Y.: Harcourt, Brace and World, Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 509
Понятие «личность» является центральным для большинства существующих в настоящее время направлений в психологии. Во многих психологических теориях, действительно, утверждается, что человек — это его личность. Очень интересно, что наиболее распространенным названием книг о психологическом здоровье и благополучии было название Здоровая личность1. Путь к здоровью обычно рассматривался в первую очередь как преобразование личности. Однако с трансперсональной точки зрения личность играет в этом не столь важную роль. Скорее она рассматривается лишь как один из аспектов существования человека, с которым он может (но не обязательно должен) себя отождествлять. В связи с этим путь к здоровью — это скорее уход от отождествления себя исключительно со своей личностью, чем ее изменение. Так же с другой точки зрения рассматривается личная драма или история, которую может поведать о себе каждый человек. Согласно Фэ-диману2, личные драмы — это излишняя роскошь, которая мешает полноценному функционированию человека. Они являются частью нашего эмоционального багажа, и нередко бывает полезно уменьшить привязанность к своей жизненной драме или перестать отождествлять себя с ней (что справедливо и по отношению к жизненным драмам других людей).
|