Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крымская конференция руководителей трех союзных держав — Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании






4-12 февраля 1945 г.

Разгром Германии

Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага. Военные штабы трех союзных наций в продолжение всей конференции еже­дневно встречались на совещаниях. Эти совещания были в высшей степени удовлетворительны со всех точек зрения и привели к более тесной координации военных усилий трех союзников, чем это было когда-либо раньше. Был произведен взаимный обмен самой полной информацией. Были полностью согласованы и детально спланиро­ваны сроки, размеры и координации новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армия­ми и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга...

Оккупация Германии и контроль над ней. Мы договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции, которые мы совместно предпишем нацистской Германии после того, как гер­манское вооруженное сопротивление будет окончательно сокруше­но. Эти условия не будут опубликованы, пока не будет достигнут полный разгром Германии. В соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны. Планом предусмотрены координированная администрация и контроль, осуществляемые через Центральную Контрольную ко­миссию, состоящую из главнокомандующих трех держав, с местом пребывания в Берлине. Было решено, что Франция будет приглаше­на тремя державами, если она этого пожелает, взять на себя зону оккупации и участвовать в качестве четвертого члена в Контроль­ной Комиссии. Размеры французской зоны будут согласованы меж­ду четырьмя заинтересованными правительствами через их пред­ставителей в Европейской Консультативной Комиссии.

Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира. Мы полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский гене­ральный штаб, который неоднократно содействовал возрождению германского милитаризма, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию и взыскать в натуре возме­щение убытков за разрушения, причиненные немцами; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждении, из культурной и экономической жиз­ни германского народа и принять совместно такие другие меры к Германии, которые могут оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всего мира. В наши цели не входит уничтоже­ние германского народа. Только тогда, когда нацизм и милитаризм будут искоренены, будет надежда на достойное существование для германского народа и место для него в сообществе наций.

Репарации с Германии

Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Гер­манией союзным странам, и признали справедливым обязать Герма­нию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере.

Будет создана комиссия по возмещению убытков, которой по­ручается также рассмотреть вопрос о размерах и способах возмеще­ния ущерба, причиненного Германией союзным странам. Комиссия будет работать в Москве.

Конференция Объединенных Наций

Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщую международную организацию для поддержа­ния мира и безопасности. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, эко­номических и социальных причин войны путем тесного и постоян­ного сотрудничества всех миролюбивых народов.

Основы были заложены в Думбартон-Оксе. Однако по важному вопросу о процедуре голосования там не было достигнуто соглаше­ния. На настоящей конференции удалось разрешить это затрудне­ние. Мы согласились на том, что 25 апреля 1945 года в Сан-Фран­циско в Соединенных Штатах будет созвана конференция Объеди­ненных Наций для того, чтобы подготовить устав такой организа­ции соответственно положениям, выработанным во время неофици­альных переговоров в Думбартон-Оксе.

С правительством Китая и Временным правительством Франции будут немедленно проведены консультации, и к ним будет направле­но обращение принять участие совместно с правительствами Соединенных Штатов, Великобритании и Союза Советских Социалис­тических Республик в приглашении других стран на конференцию. Как только консультации с Китаем и Францией будут законче­ны, текст предложений о процедуре голосования будет опубликован.

Декларация об освобожденной Европе

...Премьер Союза Советских Социалистических Республик, премьер-министр Соединенного Королевства и президент Соеди­ненных Штатов Америки консультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народов освобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в ос­вобожденной Европе политику своих трех правительств в деле по­мощи народам, освобожденным от господства нацистской Герма­нии, и народам бывших государств — сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных поли­тических и экономических проблем.

Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, кото­рый позволит освобожденным народам уничтожить последние сле­ды нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору. В соответствии с принципом Атлантиче­ской хартии о праве всех народов избирать форму правительства, при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстанов­ление суверенных прав и самоуправления для тех народов, кото­рые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия.

Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли бы осуществлять эти права, три правительства будут совме­стно помогать народам в любом освобожденном европейском госу­дарстве или в бывшем государстве-сателлите оси в Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют: а) создавать условия внутреннего мира, Ь) проводить неотложные мероприятия по ока­занию помощи нуждающимся народам, с) создавать временные пра­вительственные власти, широко представляющие все демократиче­ские элементы населения и обязанные возможно скорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воле наро­да, и d) способствовать, где это окажется необходимым, проведе­нию таких выборов...

Этой декларацией мы снова подтверждаем нашу веру в прин­ципы Атлантической хартии, нашу верность декларации Объеди­ненных Наций и нашу решимость создать в сотрудничестве с дру­гими миролюбивыми нациями построенный на принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности, свобо­де и всеобщему благосостоянию человечества.

Издавая настоящую декларацию, три державы выражают на­дежду, что Временное правительство Французской республики может присоединиться к ним в предложенной процедуре…

Единство в организации мира, как и в ведении войны

Наше совещание в Крыму вновь подтвердило нашу общую решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций. Мы верим, что это является священным обязательством наших прави­тельств перед своими народами, а также перед народами мира.

Только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми силами может быть осуществлено высшее стремле­ние человечества — прочный и длительный мир, который должен, как говорится в Атлантической хартии, «обеспечить такое положе­ние, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды».

Победа в этой войне и образование предполагаемой междуна­родной организации предоставят самую большую возможность во всей истории человечества для создания в ближайшие годы важ­нейших условий такого мира. (20.С. 264-271)

 

23. Заявление советского правительства о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией

5 апреля 1945 г.

Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией был заключен 13 апреля 1941 г., т.е. до нападения Германии на СССР и до возникновения войны между Японией, с одной сторо­ны, и Англией и Соединенными Штатами Америки, с другой.

С того времени обстановка изменилась в корне. Германия на­пала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза.

При таком положении Пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл, и продление этого Пакта стало невозможным.

В силу сказанного выше и в соответствии со статьей 3-й упо­мянутого Пакта, предусматривающей право денонсации за один год до истечения пятилетнего срока действия Пакта, Советское Пра­вительство настоящим заявляет Правительству Японии о своем же­лании денонсировать Пакт от 13апреля 1941 г. (26. С. 225-226)

24. Акт о безоговорочной капитуляции Германии Берлин.8 мая 1945 г.

Акт о военной капитуляции

1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капи­туляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким
командованием, — Верховному Главнокомандованию Красной Ар­мии и одновременно Верховному Командованию Союзных экспе­диционных сил.

2. Германское Верховное Командование немедленно издаст при­казы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воз­душными силами и всем силам, находящимся под германским ко­мандованием, прекратить военные действия в 23-01 часа по цент­ральному европейскому времени 8-го мая 1945 г., остаться на своих местах, где они находятся в это время, и полностью разору­житься, передав все их оружие и военное имущество местным со­юзным командующим или офицерам, выделенным представителями Союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппа­ратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения войны…

5. В случае, если немецкое Верховное Командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не бу­дут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции, Вер­ховное Командование Красной Армии, а также Верховное Коман­дование Союзных экспедиционных сил предпримут такие каратель­ные меры или другие действия, которые они сочтут необходимыми.

6. Этот акт составлен на русском, английском и немецком язы­ках. Только русский и английский тексты являются аутентичными. (26. С. 219-220)

25. Берлинская (Потсдамская) конференция трех держав 17 июля — 2 августа 1945 г.

III. О Германии

Политические и экономические принципы, которыми необходимо

руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период

А. Политические принципы

1.В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться глав­нокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалис­тических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской Республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в це­лом, действующими в качестве членов Контрольного совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть оди­наковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководст­воваться Контрольный совет, являются:

I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвида­ция всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, шта­бами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский кор­пус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания воен­ных традиций в Германии, будутполностью и окончательно уп­разднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорга­низацию германского милитаризма и нацизма;

в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализи­рованные средства для их производства должны находиться в рас­поряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержа­ние и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено...

III) уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреж­дения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду...

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитле­ровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены.
Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления,
должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацист­ских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для
оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем но­минальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враж­дебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важ­ных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократиче­ских учреждений в Германии...

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

II) во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения...

IV) пока что не будет учреждено никакого центрального гер­манского правительства. Однако, несмотря на это, будут учрежде­ны некоторые существенно важные центральные германские адми­нистративные департаменты, возглавляемые государственными сек­ретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, комму­никаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета...

В. Экономические принципы

11.В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов долж­но быть запрещено и предотвращено...

12.В практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной осо­бенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений.

13.При дефашизации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.

14.В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое...

15.Должен быть установлен союзный контроль над герман­ской экономикой...

16. Для введения и поддержания экономического контроля, установленного Контрольным Советом, должен быть создан гер­манский административный аппарат и германским властям должно быть предложено в полном, практически возможном объеме зая­вить и принять на себя управление этим аппаратом...

IV. Репарации с Германии

... 1. Репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующий германских вложений за границей.

2. СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

3. Репарационные претензии Соединенных Штатов, Соединен­ного Королевства и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон и из соответствующих гер­манских вложений за границей.

4. В дополнение к репарациям, получаемым Советским Союзом из своей зоны оккупации, СССР получит дополнительно из за­падных зон:

а) 15 % такого пригодного к использованию и комплектного промышленного капитального оборудования, в первую очередь, ме­таллургической, химической и машиностроительной отраслей про­мышленности, которое не является необходимым для германского мирного хозяйства и должно быть изъято из западных зон Герма­нии, в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, поташе, цинке, лесных материалах, глиняных изделиях, нефтяных продуктах и других видах материалов, о которых будет обуслов­лено договоренностью.

в) 10% такого промышленного капитального оборудования, ко­торое не является необходимым для германской мирной экономики и которое должно быть изъято из западных зон для передачи Со­ветскому правительству в счет репараций без оплаты или возме­щения любым образом...

5. Количество оборудования, подлежащего изъятию из запад­ных зон в счет репараций, должно быть определено самое позднее в течение шести месяцев, начинающихся с настоящего времени.

6. Изъятия промышленного капитального оборудования начнут­ся так скоро, как это возможно, и будут закончены в течение двух лет после решения, указанного в параграфе 5-м, поставки продуктов,
обусловленных параграфом 4 (а), начнутся так скоро, как это воз­можно, и будут произведены Советским Союзом партиями, обуслов­ленными по договоренности, в течение 5 лет от упомянутой даты...

8. Советское правительство отказывается от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находя­щихся в западных зонах оккупации Германии, а также на герман­ские заграничные активы во всех странах, за исключением тех,
которые указаны в п. 9.

9. Правительства США и Соединенного Королевства отказы­ваются от всех претензий в отношении репараций на акции гер­манских предприятий, находящихся в восточной зоне оккупации
Германии, а также на германские заграничные активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии.

10. Советское правительство не имеет претензий на золото, захваченное союзными войсками в Германии...

VI. Город Кенигсберг и прилегающий к нему район

...Конференция согласилась в принципе с предложением Со­ветского правительства о передаче Советскому Союзу города Ке­нигсберга и прилегающего к нему района... Однако точная граница подлежит исследованию экспертов...

VII. О военных преступниках

Три правительства отметили обсуждение, которое происходило за последние недели в Лондоне между британскими, американскими, советскими и французскими представителями, с целью достижения соглашения о методах суда над теми главными военными преступ­никами, чьи преступления по Московской декларации от октября 1943 года не относятся к определенному географическому месту. Три правительства подтверждают свои намерения предать этих преступников скорому и справедливому суду...

IX. О Польше

Главы трех правительств согласились, что до окончательного определения западной границы Польши бывшие германские тер­ритории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соот­ветствии с решением Берлинской конференции не поставлена под управление Союза Советских Социалистических Республик, и включая территорию бывшего свободного города Данциг, — долж­ны находиться под управлением Польского государства, и в этом отношении они не должны рассматриваться как часть советской зоны оккупации в Германии.

Х. О заключении мирных договоров и о допущении в Организацию Объединенных Наций

...Со своей стороны три правительства включили подготовку мирного договора для Италии, как первоочередную задачу, в чис­ло срочных и важных задач, которые должны быть рассмотрены Советом министров иностранных дел...

Три правительства возлагают также на Совет министров ино­странных дел задачу подготовки мирных договоров для Болга­рии, Финляндии, Венгрии и Румынии. Заключение мирных до­говоров с признанными демократическими правительствами в этих государствах позволит также трем правительствам поддержать из просьбу о принятии в члены Организации Объединенных На­ций...

Три правительства считают себя, однако, обязанными разъяс­нить, что они со своей стороны не будут поддерживать их прось­бу о принятии в члены, заявленную теперешним испанским прави­тельством, которое, будучи создано при поддержке держав оси, не обладает, ввиду своего происхождения, своего характера, своей дея­тельности и своей тесной связи с государствами-агрессорами, ка­чествами, необходимыми для такого членства. (6. С. 430-445)

26. Акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 г.

1.Мы, действуя по приказу и от имени императора, японского правительства и японского императорского генерального штаба, настоящим принимаем условия декларации, опубликованной 26 ию­ля в Потсдаме главами правительств Соединенных Штатов, Ки­тая и Великобритании, к которым впоследствии присоединился и СССР, каковые четыре державы будут впоследствии именоваться союзными державами.

2. Настоящим мы заявляем о безоговорочной капитуляции со­юзным державам японского императорского генерального штаба, всех японских вооруженных сил и всех вооруженных сил под япон­ским контролем вне зависимости от того, где они находятся.

3. Настоящим мы приказываем всем японским войскам, где бы они не находились, и японскому народу немедленно прекратить во­енные действия, сохранять и не допускать повреждения всех судов, самолетов и военного и гражданского имущества, а также выпол­нять все требования, которые могут быть предъявлены верховным командующим союзных держав или органами японского правитель­ства по его указаниям...

7. Власть императора и японского правительства управлять госу­дарством будет подчинена верховному командующему союзных держав, который будет предпринимать такие шаги, которые он со­чтет необходимым для осуществления этих условий капитуляции. (26. С. 231)

XVIII. Страны Запада во второй половине 1940-х -1980-е гг.

1. Выступление президента Гарри Трумэна на совместном заседании палат конгресса США. («Доктрина Трумэна»)

12 марта 1947 г.

…Один из аспектов нынешней ситуации, который я намерен представить сегодня на ваше рассмотрение и решение, касается Греции и Турции.

Соединенные Штаты получили от греческого правительства настоятельную просьбу о финансовой и экономической поддержке...

Сегодня существованию греческого государства угрожают тер­рористические действия нескольких тысяч вооруженных людей под предводительством коммунистов, которые ставят под вопрос власть правительства в нескольких районах страны, особенно вдоль север­ных границ...

Тем временем греческое правительство не в состоянии справить­ся с ситуацией... Греции нужно оказать поддержку, для того чтобы она стала де­мократическим государством, которое опирается на собственные силы и может позаботиться о себе…

Греческое правительство работало в атмосфере хаоса и экстре­мизма. Оно совершало ошибки. Расширение помощи нашей страной не означает, что Соединенные Штаты одобряют все, что сделало или сделает греческое правительство...

Соседнее с Грецией государство, Турция, также заслуживает на­шего внимания. Будущее Турции как независимого и экономически устойчивого государства, естественно, представляется для свободо­любивых народов мира не менее важным, чем будущее Греции...

Как и в случае с Грецией, Соединенные Штаты должны помочь, для того чтобы Турция получила поддержку, которая ей нужна...

Одной из главных целей внешней политики Соединенных Штатов является создание условий, при которых мы и другие государства мира сможем выработать образ жизни, свободный от принуждения. В ходе войны с Германией и Японией этот вопрос был основополагающим. Мы одержали победу над странами, которые хотели навязать другим народам свою волю и свой образ жизни.

Для того чтобы гарантировать мирное, свободное от принуждения развитие государств, Соединенные Штаты взяли на себя руководящую роды в создании Объединенных Наций. Эта организация образована с целью обеспечения всем своим членам свободы и независимости на долгие времена. Однако мы не добьемся нашей цели, если не изъявим готовности помочь свободолюбивым народам обезопасить свои свободные институты и свою территориальную целостность от агрессоров, стремящихся навя­зать им свои тоталитарные режимы. Это является не чем иным, как откровенным признанием, что тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов.

Народам ряда стран мира в недавнем прошлом были навязаны тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов часто выражало протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинских соглашения, имевших место в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также сказать, что аналогичные события развивались и в ряде других стран.

На этом этапе мировой истории почти все страны должны сами вы­брать для себя образ жизни. Но слишком уж часто этот выбор оказывается несвободным.

Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свобод­ными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями личной свободы, свободой слова и религии и свободой от политического гнета.

Второй образ жизни основывается на воле меньшинства, силой навя­занной большинству. Он опирается на террор и угнетение, контролируе­мую прессу и радио, подтасованные выборы и подавление личных свобод.

Я убежден, что политикой Соединенных Штатов должна быть поддержка свободных народов, оказывающих сопротивление внешнему давлению или попыткам вооруженного меньшинства подчинить их себе.

Я убежден, что мы должны помочь свободным народам самим определить свое будущее.

Я убежден, что наша помощь должна оказываться в первую очередь экономическими и финансовыми средствами, которые существенно важны для экономической стабильности и для обеспечения нормального хода политических процессов.

Мир не статичен и статус-кво не священен. Но мы не должны позволить изменения статус-кво в нарушение Устава Организации Объединенных Наций с помощью таких методов, как принуждение, или таких уловок, как политическая инфильтрация. Оказывая помощь свободным и независимым государствам в сохранении их свободы, Соединенные Штаты утвердят принципы Устава Организации Объединенных Наций.

Достаточно взглянуть на карту, чтобы осознать, что выживание и целостность греческого государства имеют огромную важность в мировом масштабе. Если Греция подпадет под контроль вооруженного меньшинства, результаты этого для Турции, ее соседки, проявятся немедленно и окажутся весьма серьезными. Смятение и беспорядок могут распространиться по всему Среднему Востоку.

Более того, исчезновение Греции как свободного государства окажет глубокое влияние на те страны Европы, народы которых преодолевают огромные сложности, чтобы защитить свою свободу и независимость, пытаясь одновременно восстановить ущерб, нанесенный войной.

Будет неизмеримой трагедией, если эти страны, ведущие с незначительными шансами на успех столь долгую борьбу, упустят победу, ради достижения которой они понесли такие большие жертвы. Крушение свободных институтов и утрата независимости оказались бы гибельными не только для них, но и для всего мира. Разочарование и, возможно, полная катастрофа быстро бы стали уделом соседних народов, стремящихся сохранить свою свободу и независимость.

Если нам не удастся помочь Греции и Турции в этот судьбоносный час, последствия этого окажутся весьма тяжелыми не только для Запада, но и для Востока.

Мы должны предпринять немедленные и решительные действия.

Поэтому я прошу конгресс утвердить ассигнования на помощь Греции и Турции в размере 400 миллионов долларов на период, заканчивающийся

3 июня 1948 года…

В дополнение к средствам я прошу конгресс санкционировать направление гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран. Это необходимо для оказания помощи в решении задач реконструкции и с целью контроля за использованием той финансовое и материальной помощи, которая может быть предоставлена. Я рекомендую, чтобы были выделены средства, необходимые для организации инструктажа и обучения специально отобранного греческого и турецкого персона.

И наконец, я прошу, чтобы конгресс утвердил законы, которые позволят безотлагательно и наиболее эффективно использовать выделяемые средства для приобретения необходимых товаров, продовольствия и оборудования.

Мы выбираем очень ответственное решение в определении пути. Я не рекомендовал бы этот путь, если бы альтернатива не носила бы еще более серьезный характер. Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Этот вклад является и нашим вкладом в свободу и мир во всем мире…

Тоталитарные режимы подпитываются нищетой и лишениями. Их семена произрастают и распространяются на бесплодной почве бедности и беспорядков. Они достигают полной зрелости, когда надежда людей на лучшую жизнь умирает. Мы должны сохранить эту надежду живой…

Если мы потерпим неудачу в осуществлении нашего руководства, мы поставим под угрозу мир во всем мире. Вместе с тем мы поставим под уг­розу благополучие нашего собственного государства. (12. С.267-272)

2. Речь государственного секретаря США Джорджа Маршалла в Гарвардском университете. («План Маршалла») 5 июня 1947 г.

…Народ нашей страны территориально далек от бедствующих регионов мира, и ему трудно понять незавидное положение многострадальных народов и их отношение к такому положению, так же как американцам трудно осознать и то влияние, которое эти народы оказывают на свои правительства в связи с нашими усилиями содействовать установлению мира во всем мире.

При рассмотрении того, что требуется для восстановления Eвропы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем наруше­ние всей структуры европейской экономики…

…Разделение труда является основой современной цивилизации. В настоящее время ему угрожает развал. Городские производственные предприятия выпускают недостаточно товаров для обмена на производимые фермером продукты питания…

В то же время людям в городах не хватает продуктов питания и горючего. В результате правительства оказываются вынужденными использовать иностранные деньги и кредиты для приобретения продуктов за рубежом. Этот процесс истощает финансовые фонды, крайне необходимые для восстановления экономики. Таким образом, быстро развивается весьма серьезная ситуация, не предвещающая ничего хорошего для мира. Современной системе разделения труда, основывающейся на обмене произведенной продукцией, грозит развал.

Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных — прежде всего американских — продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.

Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру
европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в
целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.

Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов. Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.

Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов…

…Было бы неправильно, неэффективно, если бы наше правительство взялось единолично составить программу того, как поставить экономику Европы на ноги. Это дело самих европейцев. Инициатива, по-моему, должна исходить от Европы. Роль нашей страны должна состоять в оказании дружеской помощи в разработке европейской программы в той мере, в какой это практически возможно для нас. Программа должна быть совместной, оговоренной между собой, если не всеми, то значительным числом европейских государств… (12. С.274-277)

 

3. Вашингтонский договор. (Образование НАТО) 4 апреля 1949 г.

Договаривающиеся стороны, подтверждая свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми наро­дами и всеми правительствами, преисполненные решимости оградить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и господства права, стремясь способствовать стабильности и благосостоянию в Североатлантическом районе, исполненные решимости объединить свои усилия для коллектив­ной обороны и для сохранения мира и безопасности, заключили настоящий Североатлантический договор.

Статья 1. Договаривающиеся стороны обязуются, как это обусловлено Ус­тавом Организации Объединенных Наций, разрешать все междуна­родные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными сред­ствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Объединенных Наций.

Статья 2. Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений пу­тем укрепления своих свободных учреждений, путем достижения лучшего понимания принципов, на которых основаны эти учрежде­ния, и путем развития условий, обеспечивающих стабильность и благосостояние. Они будут стремиться устранять конфликты в сво­ей экономической международной политике и будут поощрять эко­номическое сотрудничество между всеми ими или любыми из них.

Статья 3. Чтобы обеспечить наиболее эффективное осуществление целей настоящего договора, договаривающиеся стороны, порознь и совме­стно, путем постоянного и эффективного развития собственных средств и оказания взаимной помощи, будут поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность сопротив­ляться вооруженному нападению…

Статья 5. Договаривающиеся стороны соглашаются, что вооруженное на­падение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех до­говаривающихся сторон, и вследствие этого они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признанного статьей 51 Устава Организации Объеди­ненных Наций, окажет стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, помощь путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими договаривающимися сторонами, такого действия, какое она сочтет необходимым, включая применение воору­женной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность Се­вероатлантического района.

О всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых вследствие него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания междуна­родного мира и безопасности…

Статья 8. Каждая договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из международных соглашений, имеющих в настоящее время силу, меж­ду нею и любой другой договаривающейся стороной или любым другим государством не находится в противоречии с положениями настоящего договора, и обязуется не принимать никакого междуна­родного обязательства, противоречащего настоящему договору…

Статья 10

Договаривающиеся стороны могут, по единодушному соглаше­нию, пригласить присоединиться к договору любое другое европейское государство, которое в состоянии способствовать развитию принципов договора и содействовать безопасности Североатлантического района...

(27. С. 81-83)

4. Устав Совета Европы Лондон. 5 мая 1949 г.

Правительства Королевства Бельгии, Королевства Дании, Фран­цузской Республики, Ирландской Республики, Итальянской Рес­публики, Великого Герцогства Люксембургского, Королевства Ни­дерландов, Королевства Норвегии, Королевства Швеции, Соеди­ненного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, убежденные, что укрепление мира, основанного на справедливо­сти и международном сотрудничестве, представляет жизненный ин­терес для сохранения человеческого общества и цивилизации, непоколебимо преданные духовным и моральным ценностям, ко­торые являются общим наследием их народов и которые служат первоосновой принципов личной свободы, политической свободы и превосходства Права, на которых основывается всякая действи­тельная демократия, убежденные, что для обеспечения прогрессивного триумфа этих идеалов и содействия социальному и экономическому прогрессу на­стоятельно необходим более тесный союз между европейскими странами, воодушевляемыми такими же чувствами, считая, что важ­но уже теперь, идя навстречу этой необходимости и ясным устрем­лениям их народов, создать организацию, объединяющую европей­ские государства в более тесный союз, решили соответственно учредить Совет Европы, включающий Комитет представителей правительств и консультативную Ассамб­лею, и с этой целью приняли настоящий Устав.

Глава I. Цель Совета Европы

Статья 1. Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путем рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, за­ключением соглашений, проведением совместных действий в эконо­мической, социальной, культурной, научной, юридической и адми­нистративной областях, равно как и путем защиты и развития прав человека и основных свобод.

Участие членов в работе Совета Европы не должно оказывать отрицательного влияния на их вклад в дело Организации Объеди­ненных Наций и других организаций или международных союзов, в которых они участвуют.

Вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в ком­петенцию Совета Европы…

Статья 3. Любой член Совета Европы признает принцип преимущества Права и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами. Он обязуется искренне и активно сотрудничать в дос­тижении цели, определенной в главе первой.

Статья 4. Любое европейское государство, рассматриваемое в качестве способного сообразоваться с положениями статьи 3 и имеющее же­лание сделать это, может быть приглашено Комитетом министров стать членом Совета Европы. Любое приглашенное таким образом государство будет членом с момента передачи Генеральному секре­тарю от его имени грамоты о присоединении к настоящему Уставу…

Статья 8. Любой член Совета Европы, серьезно нарушающий положения статьи 3, может быть временно лишен права представительства, и ему может быть предложено Комитетом министров выйти из Совета…

(27. С. 89-92)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал