Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическое профессиоведение.⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50
НЕКОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОВЕДЕНИЯ
Основные понятия: области существования продуктов труда, вещественные продукты, функциональные (процессуальные) продукты, невещественные продукты, внутренние (внутрисубъектные) средства и условия деятельности, внешние средства и условия деятельности, заданные и внутренне принятые (субъектом) цели деятельности.
Обзорная классификация продуктов профессионального труда.
В ходе профессионального самоопределения оптант рано или поздно обращает или должен обратить свои мысли к вопросу о том, что он будет производить, что будет результатом его труда. Поэтому педагог, намеревающийся так или иначе содействовать учащимся при обдумывании ими вопроса о будущей профессии, должен ориентироваться в многообразии и в типологии человеческих произведений. Продукты труда в своей значительной массе являются предметами изучения, нормирования, стандартизации, проектирования во многих и разных непсихологических областях знания и практики. Здесь и многочисленные специальные производственные технологии, теоретическая и прикладная стандартизация промышленной продукции, товароведение, торговля, реклама. Здесь также и педагогика, медицина, этика, экология в той части, в какой они озабочены вопросами влияния людских творений, изделий на телесное и душевное благополучие Детей и взрослых. Существуют разные очень специальные (технологические, товароведческие) группировки продуктов труда. Но они обычно не подходят для задач общей ориентировки в обсуждаемой реальности в связи с профессиональным самоопределением молодежи. Эти группировки, классификации слишком детальны, предназначены для дробных областей практики без видимых неспециалисту связей с другими аналогичными группировками объектов. Кроме того, обычно не принимаются во внимание невещественные, процессуальные результаты труда. Ниже будет предложена некоторая обзорная группировка результатов труда. Но для полезной настройки к обдумыванию этого вопроса проделайте следующее. Отвлеките свое внимание от данного текста и, обозревая среду, выделите вокруг себя предметы, явления, не содержащие чьих-либо трудовых вкладов. Скорее всего таких объектов будет немного, если не считать солнечный свет, воздух, облака, «беспородную» кошку... И окажется, что почти все вокруг — продукты человеческой деятельности. Комнатный цветок — результат работы селекционеров-растениеводов[1]. Жилище в целом и все его детали (в частности, приборы отопления, освещения, водоснабжения, не говоря уже о мебели), одежда (до последней нитки), книги, доносящаяся музыка радиопередачи — все это объекты, что называется, «рукотворные». Рукотворные в том смысле, что возникли в результате замыслов, приложения душевных и физических сил многих и разных людей. Даже окружающие вас люди тоже несут в себе чью-то профессионально-трудовую лепту: они кем-то воспитаны, одеты-обуты, образованы (подчас основательно и широко), они так или иначе проинформированы о текущих событиях в необъятном и во многом незримом непосредственно для них физическом и социальном мире. Далее будем иметь в виду результаты именно профессионально-трудовой деятельности и представления о них (образы), свойственные субъектам труда. Мобилизуйте свой опыт и постарайтесь ответить по поводу каждого из окружающих вас объектов на вопрос «Кто это сделал?». В качестве ответов ожидаются цепочки названий профессий. Например, корпус электророзетки сделал, вероятно, прессовщик пластмасс. А еще раньше поработали слесари-инструментальщики по штампам и приспособлениям, наладчики оборудования, чертежники, конструкторы, химики и т.д. Не пожалейте на это времени — пытаться видеть привычное окружение «новыми глазами», быть может, более важно, чем читать книгу. Положим, вы по-деловому откликаетесь на приведенные выше предложения («попробуйте представить» — и вы пробуете; «мобилизуйте свой опыт» — и вы мобилизуете). В этом случае вы столкнетесь, в частности, со следующими затруднениями. Во-первых, вам, по-видимому, будет не хватать знаний о соответствующих технологических последовательностях и о названиях профессий. Последнее — не беда. По мере изучения предлагаемого далее материала ваш соответствующий словарь несколько расширится без специальных дополнительных усилий по заучиванию слов-названий. Во-вторых, придется уточнить и расширить представления о множестве продуктов трудовой деятельности людей, и, возможно, придется отойти от некоторых привычных мнений по данному поводу. В-третьих, общая ориентировка в технологиях производства есть ориентировка и в «делах человеческих». И она должна пониматься как необходимый элемент культуры каждого нормального современного человека. Знать (хотеть знать) о том, кто и как сделал вам утреннюю «чашку чая», едва ли менее важно, чем знать (хотеть знать) подробности восхождения на престол Екатерины II и пр. Некоторая сложность обсуждаемой здесь темы состоит в том, что объекты, которые производят люди, могут быть не только вещественными — зримыми, осязаемыми и пр., — но и процессуальными, невоспринимаемыми (но мыслимыми), в частности, информационными. Они могут существовать не только во внешнем (физическом) мире, но и во внутреннем1 (душевном) мире. Они могут существовать не только в природном («естественном») мире, но и в мире культуры, который в то же время отнюдь не назовешь «неестественным», «противоестественным» или тем более «сверхъестественным». Продукты деятельности, как, полагаем, всякому ясно, могут быть не только заключительными — конечными, «товарными» (предназначенными для других, для отчета), но и промежуточными. К конечному продукту обычно ведет немалая цепь промежуточных. Например, переменный электрический ток в проводке вашей комнаты есть, строго говоря, не явление природы, а продукт труда многих людей, в частности оператора энергоблока электростанции. ' Можно говорить и о «субъективном» (мире), если не придавать этому слову значение «нереального», «искаженного», «не заслуживающего внимания» и пр., как это часто делается в речевой практике, а понимать «субъективное» как реальность, характеризующую человека в качестве инициатора (субъекта) деятельности.
Ток — это не вещь, а процесс. Он существует и имеет заданные параметры (напряжение, частота периодов и пр.) только до тех пор, пока оператор и другие профессионалы на электростанции, в энергосистемах делают свое дело. И поскольку этот непосредственно не воспринимаемый продукт должен иметь определенные заданные свойства, соответствующим работникам приходится строить и удерживать в голове некоторый его мысленный образ. И в соответствии с этим образом («по образу и подобию») отслеживать по приборам и обеспечивать производственные, технологические процессы. Если вы слышите по радио выступление оркестра, то это тоже процесс, а вместе с тем это и продукт труда многих профессионалов, в частности, и прежде всего — дирижера оркестра. Он, в конечном счете, делает, создает оркестровое звучание нужного качества. В профессиональном языке руководителей, организаторов, распорядителей (сейчас в ходу модное иноязычное заимствование — «менеджер») есть такое выражение: «сделать звонок» («Сейчас я сделаю два звонка, а потом мы пойдем к Ивану Ивановичу...»). Это обозначение своеобразного промежуточного продукта — необходимой договоренности между людьми по телефону. «Звонок», хотя это не болт и не гайка, есть тоже некоторое изделие, которое можно уметь или не уметь толково произвести. Подобным же образом у агента по снабжению является изделием такая подчас сложная многокомпонентная и многоэтапная процессуальная реальность, как закупка («Я сделал три закупки...»). А, скажем, знание таблицы умножения, которое именно «сделала» у нас в сознании наша первая учительница в порядке выполнения своих повседневных должностных функций, или временный подъем чувств, произведенный у слушателей экскурсоводом — это что? Это тоже ведь задуманные и реализованные определенными действиями профессиональные продукты, изделия специально подготовленных профессионалов. Но эти продукты находятся не на витрине магазина или на выставке, а в сознании сторонних людей, в их внутреннем субъективном мире. Эта область продуктов труда не учитывается традиционным товароведением, теорией и практикой «госстандартов» и пр. Мы же по роду наших забот не можем эту область обойти вниманием. В противном случае получится, что многие трудящиеся, профессионалы как бы ничего не производят — абсурдная идея. Впрочем, бытует выражение «непроизводственная сфера». Но в данном случае слово «производство» мыслится в узком значении — только как производство материальное. Итак, первое, что нам важно учесть, — продукты деятельности людей, их изделия, произведения могут быть неожиданно разнообразны, разнотипны, разноприродны. Всякий раз полезно задумываться и определять, что именно производит «вот этот» человек, профессионал или трудовой коллектив (как групповой субъект деятельности). В таблице 3 приводится классификация продуктов-произведений, построенная с учетом широкого множества видов профес Например, продуктом труда является монумент — танк, вознесенный на гранитный постамент. Да, это произведение состоит, казалось бы, из химических элементов, может ржаветь или выветриваться. Тем не менее структура и судьба этого изделия определяются (для нас, практически) не законами природы, а законами социума. Будет ли монумент стоять или нет, зависит от того, что придет в головы тех или иных общественных групп, лидеров и т.п. Выше неслучайно оговорено, что обсуждаемое произведение состоит «казалось бы» из химических элементов. Из них состоит не оно, а материал, использованный автором монумента, тогда как собственно человеческое изделие как система характеризуется совершенно иными признаками «устройства» — такими, как композиция, единство выразительной формы и содержания, соотношение изобразительных и крепежных элементов и т.п. Изделие это построено по тем специфическим законам монументального искусства как деятельности, которые совершенно не «улавливаются» понятиями и методами химии или физики. Мы должны научиться мысленно преодолевать постоянно встречающиеся подобного рода «склейки» естественного и рукотворного в результатах человеческих деяний. Но есть изделия, произведения, которые в качестве результатов деятельности выступают для нас скорее как природоподобные. Если выкопан водоем для рыбного хозяйства, то он живет во многом как явление природы — зарастает, в нем развиваются микроорганизмы и пр. Вот почему в таблице 3 мы предлагаем разные столбцы, казалось бы, для однотипных результатов труда. Во всех столбцах таблицы имеются в виду «рукотворные» объекты. Но в левом столбце — скорее похожие на естественные и явно (для нас) подчиненные законам природы. А в среднем столбце — скорее искусственные, явно (опять-таки для нас) подчиненные закономерностям и нормам общественной жизни. Разумеется, границы между этими столбцами надо понимать как подвижные, размытые. И отнесенность того или иного продукта к некоторому таксону (подразделению) классификации — вопрос экспертной оценки, мнения, а не физического измерения (это область смысловой, семантической, а не метрической точности). Наконец, напоминаем, что продукты труда, его произведения могут находиться и в области «живого» сознания людей. Например, результатом труда организатора производства являются, как многие согласятся, не производственные совещания или «мероприятия», а приращения к оперативной информированности работников, откорректированные отношения их, скажем, к предлагаемым новым технологиям, тонкости понимания ими перспектив развития предприятия и пр. Произведением практикующего психолога может быть комфортное функциональное состояние человека, утомленного перед этим сложной и напряженной работой. Продуктом труда культорганизатора в доме отдыха может быть состояние веселья, хорошее настроение его подопечных и т.Д-Продуктом труда инженера-информатора может быть оперативная осведомленность инженеров-разработчиков в массиве литературных источников по теме разработки и т.д. (см. правый столбец табл. 3). Продукт труда вовсе не обязательно должен относиться строго к одной из девяти зон (клеток табл. 3, обозначенных заглавными литерами). Отнесенность конечного продукта труда одновременно к нескольким таким зонам таблицы может образовать некую причудливую (и небесполезную для понимания дела) структуру. Так, если мы воспользуемся для краткости упомянутыми выше литерами как элементами описания такой структуры (представления ее своеобразной формулы), то конечный продукт труда, например, метеонаблюдателя1 будет характеризоваться и документально зафиксированной информацией, и оперативными приращениями к живому сознанию некоторых потребителей собранной информации, которым она срочно сообщается, скажем, в форме устной речи. В результате формула конечного продукта здесь будет характеризоваться, как минимум, указанием на отнесенность его к двум зонам представленной здесь классификации: Ж и И. Напоминаем, что субъективный образ продукта может далеко не совпадать с нормативным (требуемым) образцом, с одной стороны, и фактическим положением вещей — с другой. Так, по наблюдениям В.И.Тютюнника, помощник воспитателя в детском саду видит свой результат не в приращениях к уровню воспитанности ребенка, а в том, например, что «...у санстанции ко мне претензий нет». Продукт деятельности видится в чистоте помещения, в том, что посуда не разбита, в том, что руководство довольно. Фактически это приводит к тому, что дети отлучены от формирования навыков обслуживающего труда. Итак, нормативно задаваемая (или теоретически ожидаемая) структура образа продукта в только что приведенном случае характеризовалась бы примерно такой формулой — ВГДИ. А именно, имелось бы в виду создание у детей положительного отношения к обслуживающему труду, формирование соответствующих знаний навыков, создание гигиенических, культурно-бытовых условий, содействие благоприятному психологическому состоянию в группе детей, а также некоторые вклады в оперативную осведомленность воспитателя по ходу работы. Фактически субъективная структура является такой — ГДИ. То есть имеется в виду создание гигиенических условий, режима бытовой дисциплины определенного рода: «не тронь», «сядь» и пр., а также оперативное информирование «по службе». Реальный же продукт труда — дети без должных навыков обслуживающего труда и без должного отношения к нему. Понятно, что есть веские социальные причины, исключающие привлечение для работы в данной должности людей с достаточным образованием и квалификацией. Но здесь нам важно рассмотреть лишь вопросы психологии образа продукта труда. Речь идет не о чьей-то вине, а о факте для размышления. Прежде чем появится конечный продукт, возникают так называемые промежуточные, которые сами по себе и сложны, и ценны, и интересны. Приведенная в таблице 3 классификация может быть полезной для фиксации и разбора представлений о промежуточных продуктах труда в ходе сложной деятельности. Так, конечным продуктом труда агронома является урожай который в общем виде может быть описан формулой А или Аб' поскольку он неразрывно объединяет свойства природного продукта и предмета потребления в человеческом обществе. Но агроном должен порождать и информационные продукты диагностического и прогностического характера, начиная от определения состояния «здоровья» растений и кончая предсказаниями погоды. Он должен уметь создавать (в качестве организатора производства) определенные состояния в трудовом коллективе, настраивать его на достижение все новых целей. Он должен создавать оперативную информированность трудового коллектива о ходе дел (а в сельскохозяйственных процессах много незримых, умопостигаемых обстоятельств). Он должен производить и многое другое, прежде чем возникнет «последний вздох» трудового процесса — урожай. Таким образом, может быть построено аналитическое описание динамики образа продукта — от исходной производственной ситуации до ситуации некоторой демобилизации, какой в данном случае оказывается наличие конечного продукта. Это можно выразить так: ЖЗИЕГ и лишь много позднее собственно А или АБ. ' Краткие описания профессий см., например: 2000 профессий, специальностей, должностей: Энциклопедический справочник. — Минск, 1986.
В современных условиях человек сплошь и рядом производит не столько целостный продукт, сколько вносит в него тот или иной вклад. Этот вклад подчас трудно не только точно измерить (пусть в форме экспертного заключения и порождения «КТУ» — коэффициента трудового участия), но и осознать в качестве невымышленного, удерживаемого в голове события. А это означает и трудности порождения субъектом образа своего действительного «произведения», возможность явлений переоценки и недооценки своих и чужих трудовых вкладов. Здесь же нельзя не отметить, что в некоторых областях труда существует документированная и скрупулезно детализированная информация о продуктах деятельности и требованиях к ним. Речь идет о многочисленных ГОСТах (государственных стандартах). ГОСТы — это объективированные образы продуктов труда. Но они относятся, во-первых, почти исключительно к техническим изделиям, а это только часть того, что угодно производить людям как субъектам труда. Во-вторых, ГОСТы ориентированы не на мир «вот этого» человека, а на некоторую систему производства в целом. Поэтому из контекста ГОСТа каждому работнику надо еше «вычерпать» то, что составит непосредственно его трудовую лепту. А это совсем не просто и происходит обычно, что называется, стихийно, по принципу «умный сам, авось, поймет». Если осознан (отрефлексирован) в форме субъективного образа продукт деятельности, тогда и только тогда можно заняться столь важным вопросом, как построение системы требований к этому продукту. Чтобы отличить, например, действительно профессиональную услугу практикующего психолога от психологического знахарства и чтобы эту услугу правильно оценить, надо сначала ее осознать как продукт профессионального труда, характеризуемый определенными требованиями. Так же обстоит дело в отношении других профессий. Сказанное выше, в частности, означает, что поскольку продукты труда, произведения человека очень разнообразны, то, несмотря ни на какую автоматизацию, компьютеризацию и прочую ценную рационализацию трудовых процессов, деятельность разных людей не станет психологически одинаковой (операторской, «кнопконажимательской»). Одно дело «нажимать кнопки» на пульте управления энергосистемой, другое — на пульте инкубатора птицефермы. Нужны разные интересы, разные знания — разные субъективные миры, следовательно, разные — по существу, а не по видимости — занятия, специальности, профессии. Да и зачем лишать человека в будущем разных, по-разному интересных занятий? Важно, чтобы «работал» закон свободной перемены труда, если таковая человеку по душе и по плечу. Охарактеризованные выше представления расходятся с традиционно принятыми. А именно, в Большом энциклопедическом словаре1 читаем: «Продукты труда, материальные результаты труда. Разделяются на средства произ-ва, используемые в произв. потреблении и предметы потребления, идущие в личное потребление». Любая классификация чего-либо есть, как ранее отмечалось, более или менее полезная выдумка для некоторых ограниченных целей ориентировки в сложной реальности. Приведенная выше классификация не может удовлетворять всем возможным запросам. Например, она не учитывает различие научных продуктов, с одной стороны, и художественных — с другой. Те и Другие имеют информационную природу. А кого-то может увлекать специфика тех и других, которая в таблице 3 никак не подчеркнута. Далее, приведенная таблица не отражает специфику продуктов, скажем, технического или социально-организаторского новаторства, или творчества в отношении объектов Живой природы (например, сельскохозяйственного опытничества) и много другого.
' Большой энциклопедический словарь. — М., 1991. — Т. 2. — С. 206.
Единственное назначение приведенных в таблице 3 групп дать общую ориентировку в именно разнообразии, разнородности продуктов труда и помочь нам расстаться с широко укорененной в стереотипах сознания неверной мыслью о том, что продукт труда — это только то, что можно «потрогать». Тем самым полагаем, приведенная классификация позволит разнотипным профессионалам лучше видеть трудовую лепту друг друга. Это особенно важно при организации комплексных групп, бригад, состоящих из очень разных специалистов. В такие группы могут входить, например, инженеры, художники, педагоги, психологи, экономисты, программисты и тогда, скажем, программисту может казаться, что работает именно он; инженеру может мниться, что если кто что-то и создает, то это как раз он; психолог может быть убежден, что создаваемая в ходе коллективной разработки система (скажем, тренажерный комплекс) «дышит» и является подлинно человечной именно благодаря ему... и т.д. В дальнейшем по мере вхождения в интересующую нас здесь предметную область будут приводиться и иные классификации как специальные выдумки-средства для ориентировки в сложных многопризнаковых системных объектах, составляющих мир профессий. Вы можете сказать: «Зачем нам выдумки! Давайте истину, правду!». Но в науке нет и не может быть ничего кроме выдумок, больше или меньше согласующихся с не зависящей от нашего произвола реальностью. Если вы несогласны с некоторыми приведенными выше утверждениями, это еще раз свидетельствует, что вопрос о продукте труда непрост. Можете (и полезно стремиться) здесь и далее создавать и проверять все более правдоподобные версии по обсуждаемым темам.
О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности. В живом словоупотреблении обычно не различаются, с одной стороны, собственно продукт труда как нечто сделанное для удовлетворения потребностей других людей и, с другой стороны, образ этого продукта, так или иначе существующий в сознании профессионала. Тычут пальцем в продукт и говорят, что это есть цель деятельности. В таком случае мы должны различать внешне заданные и субъективно принятые профессионалом цели деятельности. Наличие у профессионала образа продукта его деятельности -- цели как разновидности «образа желаемого будущего» — является, казалось бы, само собой разумеющимся общим признаком чисто человеческого характера активности. Но при конкретном рассмотрении разнотипных профессионалов становится ясным, что, во-первых, цель отнюдь не всегда может быть задана с достаточной определенностью и что, во-вторых, нормативно задаваемая (или «социально ожидаемая») цель не всегда совпадает с той целью, которой реально регулируется деятельность «вот этого» работника или целой группы их. Определенность задаваемой цели. В какой форме можно задать цель деятельности, например, геологу-разведчику, дирижеру симфонического оркестра, психологу-профконсультанту, аварийной бригаде слесарей-сантехников, раскройщику верха кожаной обуви («Найди месторождение», «Сделай приличное звучание», «Помоги человеку выбрать дело по душе и по плечу», «Ликвидируйте аварию», «Делай поменьше обрезков»)? Это были бы пустые слова. Работники сами лучше нас знают, что им делать. Сами строят себе сложнейшие цепочки целей-образов от исходного шага работы до конечного. Да, при производстве вещественных продуктов цель может быть иногда четко описана в виде количественных требований, в форме чертежа, задана в виде примерного образца, перечня признаков «сорта» и пр. В этих случаях творчество работника проявляется только в способах достижения результата, а не в его «облике». Но даже и в отношении многих вещественных продуктов труда приходится считаться с более или менее таинственными экспертными оценками: «красиво — некрасиво», «кисловато — пресновато», «грубовато» и пр. Что же касается сложных функциональных, информационных продуктов, то требования к ним могут быть сформулированы лишь в самом общем и часто довольно бесполезном для самого субъекта труда виде. А сам профессионал может порождать оригинальный — никем не предусмотренный и неожиданный — продукт, что и является самым хорошим ответом на так называемые социальные ожидания. Наладчик технологического оборудования, посмотрев некоторое время «в пустоту» и как бы «ничего не делая», вдруг быстро находит неисправность. И лучшее, что могли бы сделать тут «окружающие» или «вышестоящие», — просто не мешать ему. Актер и режиссер дают небанальную трактовку сценического эпизода («осенило» и все тут). Учитель доводит до сознания самого отстающего ученика непростое понятие. И никто бы его не вразумил, как это сделать — ни «директор», ни «инспектор». Правда, неуемная жажда «людей цифры и факта» (они всегда Найдутся среди нас) все измерять, унифицировать, стандартизировать, формализовать порождает все новые и новые подходы к Измерению сложных явлений. И это в определенных границах хорошо[2]. Не надо только повсеместно применять метрологические идеи и, в частности, применять их там, где они могут умертвить самую суть продукта профессионала. Если, скажем, читателя волнуют стихи, то необязательно прикладывать к этому волнению еще и аршин, ибо волнение и есть, возможно, самое ценное «конечное изделие» поэта. Рассогласование, конфликт между социально ожидаемой и субъективно принятой профессионалом целью. Не только по недоразумению, неразвитости, но и по очень высокому разумению случается, что профессионал преследует не ту цель, которую ожидают «окружающие», «общественность». Что касается явлений неразвитости профессионального сознания, то примером в условиях безудержного культа так называемого «рынка» (рыночной экономики) может произойти смещение целей обслуживания продавцом покупателя на цели личной наживы или «выполнения плана товарооборота». В результате — потребителю подсовывают продукт «второй свежести». Не следует, правда, думать, что недостатки профессионального сознания, выражающиеся в обсуждаемом конфликте целей, невозможны у людей высокообразованных и с достаточно высоким общественным положением. В вузах немало профессоров, которые отнюдь не озабочены тем, с какими задачами столкнется завтра его сегодняшний студент. Такой профессор просто «изливает» в аудиторию известную ему и интересную для него премудрость. Конфликт целей здесь состоит в том, что образование в вузе должно строиться сообразно «модели выпускаемого специалиста», но, положа руку на сердце, приходится признать, что эта цель часто упускается из вида, а реализуется несколько другая цель — самовыражение преподавателя. Благодаря частичному совпадению содержания этих различающихся целей образовательная система как-то справляется с социально фиксированными задачами подготовки специалистов, нужных народу, стране. При высоком уровне развития профессионального сознания возможны казусы, когда профессионал видит предметную область своего труда намного шире и глубже, чем это в состоянии сделать достаточно уверенные в себе «окружающие». И профессионал остается какое-то время непонятым, непризнанным. Н.И.Лобачевский создал принципиально новую — неэвклидову — геометрию, а некоторые математики полагали, что он просто немного «того», «не в своем уме». Наполеон Бонапарт, как известно, в свое время недооценил преимущества изобретения Роберта Фултона (придумавшего первый в мире пароход), хотя позднее и признал свою ошибку. Великий писатель М. Сервантес, внесший огромный вклад в мировую культуру («Дон Кихот»), был, в сущности, недооценен современниками и закончил жизнь в нищете... Более «свежие» примеры, полагаем, придут вам в голову сами. Понятно, что извне заданные цели профессиональной деятельности («общественно заданные», «официально утвержденные» и пр.) могут выдаваться за «объективные». Но поскольку они порождаются в конечном счете все равно теми или иными субъектами, то ссылки на их «объективность» или на позицию «большинства», на традицию, на авторитеты, на «интересы народа» и прочее есть всего лишь способы повлиять на профессионала. Потенциально конфликты между профессионалом и «окружающими» всегда существуют, и это нормально, если ориентироваться на разумное их предупреждение и деловые исходы из них. Общая рекомендация — следует уважительно и с вдумчивым доверием относиться к небанальности любого профессионала. Но важно и усматривать недопустимые рассогласования заданных и субъектных целей. Они возникают как результат недостаточной развитости профессионального или гражданского сознания, неправильного понимания человеком общественной роли его профессии. Можно дополнительно указать также некоторые психологически существенные разновидности целей профессиональной деятельности. Грубо говоря, таких разновидностей три. Первая — распознать (разобраться, диагносцировать, оценить, подвести под известное понятие, определить «сорт» и т.п.). Вторая — преобразовать (включая и «сохранить»). Дело в том, что всякое сохранение при ближайшем рассмотрении требует некоторых преобразующих действий. Например, для того чтобы сохранить человечеству оставленное старым мастером художественное полотно с истлевшим, скажем, углом холста, художник-реставратор может длительное время кропотливо подклеивать волокна, пропитывать их специальными составами, тонировать и т.д. Так что сохранение может предполагать огромную преобразовательную, в частности, быть может и организационную, работу. Что касается действий, направленных на цели собственно преобразования, то они широко представлены в самых разных профессиях, и соответствующие примеры, полагаем, легко припомните сами. Третья разновидность целей — изыскать. В этом случае имеется в виду «найти нечто неизвестное, нетривиальное, придумать что-то». Например, найти наилучший вариант раскроя полотнища ткани или металлического листа, придумать новое «фирменное блюдо» для предприятия питания, дать новое решение оформления торговой рекламы или новое решение научной, общественно-организаторской, конструктивно-технической задачи. Понятно, что проще задать цели практического преобразования некоторого вещественного объекта по известному правилу (по хорошо отработанной, откорректированной технологии), чем скажем, цели изыскания или распознания признаков объектов' Особенно сложно это делать в ситуациях неопределенности, которые часто возникают в отношении изменчивых, функциональных объектов, явлений внутреннего мира людей и сложной динамики общественных процессов. Опять возникает проблема взаимного соответствия субъекта деятельности и предъявляемых ему требований. Есть, как известно, люди-выдумщики, которые легко и уверенно принимают на себя функции изыскания, «ломания головы» над чем-то. А есть люди, предпочитающие спокойную деятельность по известным правилам в стабильной обстановке. Такого рода особенности субъектов труда необязательно учитываются какой-то человековедческой службой (часто этой службы и нет). Происходит некоторое «естественное» растекание множества профессиональных кадров по соответствующим областям приложения их духовных и физических сил. Скажем, люди, которых слишком тревожит и тем самым не удовлетворяет ситуация неопределенности, типичная, повседневная в работе исследователя, уходят из научного учреждения в практическое. Чудаки-выдумщики, доставляющие неудобство реалистам-практикам, так или иначе, перемешаются в сообщества, занятые проектировочной, исследовательской, научно-методической и иной поисковой работой. Аналогичным образом дело обстоит и в отношении любых других особенностей субъекта, существенных для успеха в той или иной деятельности.
О разнообразии внутренних условий деятельности Если данный подраздел пособия покажется вам трудным, слишком спорным, бесполезным, «снотворным» и т.п., можете сразу перейти к последующему. Назначение этого подраздела — озадачить читателя, поставить его мысль иной раз в «тупик», предложить задуматься, не давая однозначного ответа. А в конечном счете — расширить представления о такой неявной реальности, как внутренние условия профессионального успеха человека, взаимодействующего с внешним миром. Было бы очень приятно, если бы внешний мир двигался по предначертанию какого-то создателя, «хорошего дяди». Этот стереотип видения мира как изделия, имеющего назначение, есть не более, как приписывание субъектом-«делателем» всему миру свойств местных, частных ситуаций из своего типичного опыта. Эта иллюзия из детства человечества обнаруживает себя в космогонических мифах (мифах о сотворении мира). У древних германцев бог выудил мир из воды, боги египтян лепили его на гончарном круге или ткали, у скандинавов — ковали. Еще Г.В.Плеханов отмечал, что характер первобытной космогонии определяется особенностями техники, которой владели соответствующие народы. Однако, увы, мир (как универсум, Вселенная, а не как покой) если и эволюционирует, то отнюдь не по чьему-то предначертанию, а, вероятно, путем более или менее хаотического порождения и изживания тех или иных целостностей, систем. Развивается в большой мере непредсказуемо, путем диверсификаций1. Знать все это, скажем прямо, не всем приятно, а жить надо. Поэтому вполне закономерно возникает смыслотворческая активность людей. Они многолетним опытом или творческими «рывками» создают специальные субъективные реальности, системы мировидения, видения ситуаций, в частности и производственно-трудовой среды, обеспечивающие хорошие состояния внутреннего мира каждого человека, прежде всего человека-«делателя». А именно, состояния оптимизма, радостного подъема чувств, доброжелательности, бдительности и т.д. Эти субъективные реальности выполняют роль внутренних условий активной и успешной деятельности, роль орудий (средств) саморегуляции человека, поддержания себя и своей активности «в порядке». Надо сказать, что научная физическая картина мира, начиная от идеи «большого взрыва» и кончая идеей «тепловой смерти Вселенной» (через 20 млрд лет), хотя и превосходна в том смысле, что логична, непротиворечива и согласуется с многими эмпирическими наблюдениями Земли и ее окрестностей, но... она совершенно не учит людей жить. Она не напоминает о необходимости готовиться к весеннему севу и проводить его. Она не делает жизнь и повседневную активность нефизиков привлекательными и интересными. А ведь человечество состоит не только из исследователей физического мира или исследователей биологической эволюции. Поэтому наряду с научной картиной мира, построенной профессионалами-физиками, биологами (и пусть они считают построенную ими мысленную модель мира «объективной», если это их вдохновляет), жизненно нужны и другие субъективные его картины — такие, которые регулируют повседневное бытие человека. И такие смыслообразующие картины мира тоже должны строиться в ' См.: Пригожий И. Р. От существующего к возникающему. — М., 1985.
конечном счете на высоком уровне человековедческого Профессионального мастерства. Эти смыслообразующие субъективные модели строятся из ценностно ориентированного знания: как бы знания о мире, но на самом деле о том, как и зачем в этом мире жить и быть активным. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман», — сказано у А.С.Пушкина. Исследователю-сциентисту (от лат. scientia — знание, наука) эта идея, возможно, отвратительна и неприемлема. А психотерапевту-практику она представляется ценной в связи с задачей выстраивания скажем, «психологических защит» (защит от психологических травм) в сознании «вот этого» пациента, клиента. Остановимся еще раз чуть подробнее на различении ценностно- и истинностно ориентированного знания о среде, мире (в несколько иной связи речь об этом велась в главе 2). В науке культивируется производство достоверного знания о мире («истина—ложь»). Но наука — достаточно узкая область культуры, частная разновидность профессиональной деятельности вполне определенных людей. В связи с этим выражение «научный подход» (к делу, к миру) не следует понимать как непременно «хвалебное», а «вненаучный подход» — как «ругательное». К мотоциклу нужен, возможно, научный подход, и здесь не нужны стихи и «вздохи». А к возлюбленной или возлюбленному уместен другой подход, который ничем не хуже научного... Да, работнику науки нравится производить и накапливать знания, но, впрочем, необязательно и непременно об эволюции Вселенной, а, может быть, об эффективности кормовых рационов в овцеводстве или о методах решения математических задач определенного класса. Да, работник науки способен произвести, принять, в частности, и неприятную истину (о смертности души, о тепловой смерти Вселенной, о том, что инопланетяне могут интересоваться не общением с нами, а технологией переработки нас в какие-нибудь паштеты и пр.). Работник науки видит смысл своей активности именно в познании, производстве достоверного, обобщенного, прогностичного и, следовательно, небесполезного знания. Он считает все это высшей культурной ценностью. А вот работник в области техники может видеть смысл жизни в проектировании, создании и освоении все более совершенных способов преобразования энергии или способов очистки больших городов от мусора, что крайне важно. Работник в области управления социальными процессами с упоением предается созданию и поддержанию некоторых систем порядка в обществе — и именно это делает его жизнь осмысленной, интересной для него. Работник в области информационных систем был бы счастлив видеть весь мир опутанным сетями для передачи сообщений. А художник видит смысл в том, чтобы привнести в мир красоту, т.е. нечто уже совсем «прозрачное», не доступное для методов естественных наук и, слава богу, не научное. И все эти разные смыслы существуют реально, «на самом деле», как нечто характеризующее множество действующих субъектов. разных субъектов. Понятно, что вне субъекта (как системы) смысл не существует, как не существует, скажем, мощность двигателя без него самого. Важно напомнить и другое — истина (правильное, адекватное отображение объекта субъектом) тоже, как все согласятся, не имеет «прописки» где-либо вне отношений субъекта и объекта. По, выделяя и видя два типа отношений субъекта и объекта, — истинностное и ценностное, важно признать реальность и необходимость и того и другого. Дело в том, что профессионалы-исследователи превыше всего ставят истинностный подход к миру и нередко готовы эмоционально обесценить все прочие как нечто недостойное, недопустимое, как «шаманство», «мракобесие», которые надо изживать, пресекать и уничтожать. Здесь, правда, обнаруживается «коварное» свойство рассматриваемой слитной диады (ценностного и истинностного подходов): истина, точное объективное знание считается профессионалами-исследователями одновременно и высшей ценностью, а в работе другого специалиста может сильно преобладать (доминировать) не истинностный, а ценностный подход. По отношению к пейзажному парку для отдыха людей или фирменному блюду истинностное истолкование не имеет решающего смысла. Но из этого не следует, что озеленители городов или кулинары менее нужны или менее достойны уважения, чем добыватели научного знания. Важно принять, как отмечалось ранее, презумпцию равного уважения к разным подходам к миру. Только вместе взятые они вносят вклад в то, что можно назвать культурой общества. А что касается истинностного и ценностного подходов к миру, то они в той или иной мере всегда есть в реальной деятельности людей. Важно только разбираться, какой подход и когда есть и должен быть ведущим, акцентированным. Навязывание ценностей своей профессиональной группы всему человеческому миру не может не вести к недоразумениям и конфликтам. Мы уж не говорим здесь о ценностях, свойственных этносам (народам, нациям)1. Итак, еще раз признаем, что наряду с научным подходом к миру столь же реален и необходим вненаучный — ценностный — подход («добро —зло», «плохо —хорошо»). Полезное ценностно-ориентированное знание, обеспечивающее смысл жизни и деятельности (а значит, и успех), было нужно человеку с незапамятных времен. Оно порождалось им наряду с более или менее истинным знанием о природе и закреплялось в культуре в исторически конкретных формах. А именно, в поверьях, обычаях, обрядах, в фольклоре, в письменности. В конце концов, языческий заговор, произносимый ночью на угли («Батюшко-огонь, отведи от меня порчу, дай мне силы...» и т.п.) или монотеистическая молитва («Царица моя Преблагая... возстави силы моя... обнови, яко у орляте, юность мою...») функционально не уступают сеансу современной «аутогенной» тренировки и прочих сколько угодно научно обоснованных процедур — процедур, ориентированных на преднастройку к деятельности, улучшение внутренней собранности человека.
Мифологические представления первобытного охотника, скотовода или земледельца помогали ему не забыть об условиях успеха и неудач в деятельности, о найденных технологических последовательностях в работе. Эти представления выполняли для лишенного письменности человека и функции технологической карты. Более того, в современной науке, культуре можно усмотреть немало мысленных моделей, представлений, используемых как условия и средства регуляции деятельности и являющихся в то же время своего рода искусственными мифами. Так, например, программисты, операторы ЭВМ могут использовать представление о машинной памяти как о шкафе с упорядоченными и нумерованными ячейками. И эта мысленная модель позволяет им совершенно безошибочно действовать в конкретной обстановке, хотя «на самом деле» (физически) в памяти машины нет никакого шкафа и его ячеек. Просто речь идет о полезной и удобной мысленной схеме ориентировки в сложной действительности. Кстати, существование в голове программиста — это тоже существование «на самом деле», т.е. в психике. В этом смысле любой миф — реальность, регулирующая активность людей. В электротехнике можно встретить такие полезные придумки, как «правило левой руки», «правило правой руки». В математике — «правило зонтика», позволяющее представить, помнить особенности поведения некоторой переменной величины и т.д. Одним словом, не будем рассматривать мифы просто как чушь. Они — явление культуры, в ряде случаев и профессиональной. Итак, признаем, что по поводу одной и той же жизненной ситуации у разных людей возможны разные и притом практически равноценные мысленные модели, в широких пределах обеспечивающие успешное выполнение деятельности. И условимся уважительно относиться к фактам различий указанных мысленных моделей действительности. Это есть частное выражение уважения к человеку, без чего просто не следует приступать к какой-либо работе с людьми и к психологии. Идеал здесь никак не должен состоять непременно в обесценивании одних вариантов образа мыслей и огульном насаждении какого-то одного-единственного — это, во-первых. Во-вторых, как отчасти отмечалось, не будем высокомерно-предвзято относиться к тем идеям, которые порождены и зафиксированы не в недрах институциализированной (официально признанной, сформировавшейся) науки, а, скажем, в фольклоре или в духовно-религиозной, или художественной литературе, в искусстве, в практике производства. Ценность идеи не должна видеться как более низкая только потому, что она выражена не человеком, писавшим трактат «по теме», а, скажем, неизвестным автором устной формулы, вошедшей в пословицу. Способом конкретно-культурной фиксации идеи, полезной для обеспечения успеха деятельности, может быть не только речь, но и невербальные или не чисто вербальные проявления. Скажем, идея о необходимости эмоциональной преднастройки к деятельности может быть закреплена в обществе в каком-то обычае. Например, в обычае петь в определенных случаях определенные песни. Но эту мало разработанную область фактов, явлений мы оставим в стороне и сосредоточимся только на речевых средствах фиксации идей. Важно, тем не менее, принять мысль, что наука — это лишь одна из многих возможных систем осмысления действительности. И было бы тщетным пытаться расположить эти системы по линейной иерархии, посчитав какую-то из них «высшей». Да, наука позволяет быстро превратить человека в труп, а труп — в пепел. Но пока еще нельзя сказать, что наука хорошо умеет устроить жизнь людей. Поэтому воздержимся от излишнего возвеличения науки, сохранив к ней полное уважение. Идеями об условиях наиболее успешного осуществления людьми совместной и индивидуальной (в частности, и руководящей) деятельности наполнены все формы общественного сознания, начиная с мифов о сотворении мира. И если эти идеи считать, скажем, имеющими отношение к психологии труда или акмеологии (науки об условиях наивысших достижений человека), то следует признать продолжительную историческую фазу неявного существования психологии труда или акмеологии. Эта фаза представлена разнообразными массивами знаний об условиях успеха в деятельности, рассеянных в материалах о фольклоре, религии, морали, в литературно-художественных, философских, научных, правовых, политических публикациях, документах. В идеале история обсуждаемой области знания должна бы выглядеть как история идей и сведений по вопросам оптимизации (улучшения) жизни и деятельности людей и их сообществ. Здесь мы ограничимся представлением общей схемы основных мысленных дилемм, характеризующих эту историю и отдельными примерами-иллюстрациями. Весьма древней полезной идеей является акцент на зависимости жизни и успехов человека от могущественных и неподвластных ему сил, которые ныне называют сверхъестественными. Для древнего человека они были само собой разумеющейся и в этом смысле вполне естественной частью его жизни. Эти силы надо было задобрить какими-то приношениями. Им надо было повиноваться. Иногда полагали, что их можно и перехитрить. Скажем, у некоторых народов был обычай называть детей непотребными именами (типа «мусор» и пр.) в расчете на то, что благодаря этому злые духи не заметят детей и не отберут их у родителей. В недрах такого виденья мира рождалась и противоположная идея нашедшая отображение в живущей и в наши дни пословице: «На бога надейся, а сам не плошай». Не утратила значения и идея зависимости успехов человека от внешних сил. При этом она может осмысливаться в рамках научной рациональности как вполне логичная и естественная зависимость человека от «объемлющих систем». Итак, первая генеральная дилемма в интересующем нас контексте относится к противопоставлению внесубъектных и субъектных причин (факторов) успеха деятельности, построения жизненного пути. Идея зависимости успехов человека от внешних сил выступает на протяжении истории в трех важнейших формах как зависимость: а) от потусторонних сил (божественных или дьявольских, состоящих в постоянном противоборстве); б) от природы, понимаемой так или иначе, включая и идею благоприятствования или противодействия успехам человека со стороны врожденных качеств; в) от общества, его структур, ответственных представителей (сотрудничающих или враждующих). В каждом случае (в каждой идеологической системе) мысль о зависимости успехов человека от внешних сил уравновешивается исторически конкретными представлениями о необходимости и допустимых границах его собственной активности, инициативы, самочинности («самоопределения»). Вот пример, в котором акцентируется мысль о том, что человек должен полагаться на себя (из «Поучения» Владимира Мономаха, XII в.): «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью ни еде не предавайтесь, ни спанью, сторожей сами наряживайте, а ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает... Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас»'. Акцент может быть сделан на организации не только внешнего поведения, но и внутреннего мира. Отчасти это видно в приведенном отрывке, где предметом рассмотрения оказывается черта характера — леность. Вот еще соответствующий пример из того же «Поучения»: «Если и на коне едучи, не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то " Господи помилуй" взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех 1 Цит. по: Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е.Федорова, Т.А.Сумникова. — 3-е изд. — М., 1996. — С. 36. -37
лучше, — нежели думать безлепицу, ездя»'. Основные варианты активности, инициативы человека для обеспечения успеха следующие: а) самоотречение, смирение, повиновение, подобострастное угож- б) физикализм, природосообразность. Игнорирование специфи- в) утрирование индивидуальности. Утрированный культ «Я», ин- 1 Цит. по: Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е.Федорова, Т.А.Сумникова. — 3-е изд. — М., 1996. — С. 36.
г) индивидуальный стиль. Построение индивидуального стиля Охарактеризованные варианты не следует рассматривать как исторически сменяющие друг друга. Скорее дело обстоит так, что разные историко-временные культурные целостности являют нам некоторые наборы взаимно противоречивых и отчасти уравновешивающих друг друга идей, некоторые из которых преобладают, акцентируются, а некоторые остаются какое-то время в тени, но все же не отсутствуют полностью. Так, если мы возьмем пласт народных пословиц, то в них найдем отображение всех из перечисленных выше вариантов идей: для варианта а) самоотречение, смирение, повиновение — «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»; для варианта б) физикализм, природосообразность — «Баба с возу — кобыле легче»; «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше»; для варианта в) утрирование индивидуальности — «Моя хата с краю, я ничего не знаю»; для варианта г) индивидуальный стиль — «Всяк молодец на свой образец»; «Всяк мастер на свой лад». Как известно, общественным системам с жестким управлением людьми (военные организации, диктатуры, тоталитарные режимы, древние восточные деспотии) свойственны акценты на идеологии повиновения, смирения, обесценивания индивидуального своеобразия и внутренних регуляторов деятельности (все это для подчиненных, руководимых). Более либеральные системы характеризуются акцентами на внутренней регуляции деятельности, признании самочинности каждого и его индивидуального своеобразия. Охарактеризованные выше различия важно иметь в виду, чтобы внешняя исторически конкретная форма закрепления полезного культурного обретения в деле улучшения внутренних условий деятельности не мешала нам видеть суть, а иной раз и непреходящую ценность этого обретения. Из всего сказанного выше, в частности, следует, что условия успеха деятельности человека характеризуются признаком не только индивидуальной, но и профессиональной, и социально-исторической и историко-временной относительности. Всякий раз надо разбираться в данном вопросе конкретно. Понятно, что вся область более или менее различимых и устойчивых личных качеств и операциональных возможностей человека (направленность, характер, способности, умения, опыт, психодинамика, психосоматика) может быть и областью внутренних условий более или менее успешной деятельности профессионала. Полагаем, что студент педвуза к моменту изучения вопросов психологии профессионального самоопределения уже имеет достаточно общую и хорошо детализированную научную ориентировку в основных явлениях и процессах внутреннего мира человека. Если за изучение этих вопросов берется человек, не подготовленный в общей, возрастной и педагогической психологии, то он вначале должен (например, за счет самообразования) такую ориентировку обрести. Что касается внешних условий профессиональной деятельности, то представления о них (прежде всего для промышленности) давно и очень детально разработаны в области гигиены и физиологии труда, эргономики, охраны труда[3]. Что касается других видов труда, то информация о соответствующих внешних условиях рассеяна по отраслевой учебно-методической литературе. Общей теории условий профессионального труда, понимаемого в широком значении слова, насколько нам известно, нет. Но, изучая вопросы профессионального самоопределения, важно проявить интерес и к некоторым непсихологическим вопросам, а именно, прежде всего к миру не только духовной, но и материальной культуры как человеческому творению. Обзорная классификация условий деятельности профессионала Понятно, что при рассмотрении и внешних (средовых), и внутренних (субъектных) условий деятельности важно оценить их «знак». А именно, определить, способствуют ли они успеху деятельности, противодействуют или относительно нейтральны в этом отношении. И сразу же встает вопрос о том, насколько эти условия могут быть «управляемы» (поддержаны, изменены, созданы, улучшены). Совершенно очевидно, что некоторые условия (как внешние, так и внутренние) не во власти профессионала-«делателя» или организатора производства. И к этим условиям приходится приспосабливаться (выжидать их, если они ценные, либо компенсировать их влияние, если они мешают). Например, что касается внешних «предметных» (в отличие от социальных) условий: многим основным работникам сельского хозяйства, строительства, рыболовного флота приходится быть «на открытом воздухе» в самую разную погоду. И в жару, и в холод, и при дожде, и при ветре. Есть, разумеется, установленные нормы, за пределами которых работы прекращаются (скажем, наружное строительство — при -20 °С и т.п.). Диапазон (размах) варьирования климатических условий во многих профессиях отнюдь не «комнатный». Возможно, когда-нибудь в будущем все подводные работы будут осуществляться дистанционно роботами, манипуляторами. Но и сейчас, и в обозримом будущем остается профессия водолаза, который обследует и ремонтирует подводные части гидротехнических сооружений, судов, прокладывает под водой линии электропередач, трубопроводы. Он занимается подъемом затонувших судов и делает многие другие важные вещи. Так что условия его работы — работу под водой — пока что изменить нельзя. То же можно сказать и о работе под землей, на высоте, о работе не только днем, но и в ночные смены. Вспомним и о работе в движущихся транспортных средствах, о работе по ликвидации пожаров, последствий аварий и катастроф. Вместе с тем есть внешние условия труда профессионала, которые можно улучшить уже сейчас, если затратить труд, время, материальные ресурсы. Это относится к таким условиям, как загазованность, запыленность, зашумленность, огнеопасность, взрывоопасность производственных помещений. Это относится и к компоновке рабочего места (она может быть для работника более удобной или менее), к инструментам. Понятно, что более эффективное, безопасное и удобное оборудование, человекосообразный, комфортный интерьер (необязательно «цвета грязи») производственных помещений — это также дело умонастроения, времени и труда людей, ответственных за проектирование и организацию производства. Среди так называемых внешних социальных (социально-контактных) условий труда есть также в известном смысле неотвратимые или трудно преодолимые (скажем, обилие навязанных контактов с людьми в работе продавца, занятого реализацией «ходовых» товаров, или в работе руководителя производственного участка, педагога). Некоторые профессии неизбежно и обязательно связаны с повышенной ответственностью работников за жизнь, здоровье людей или большие материальные или художественные ценности. Так обстоит дело, например, с воспитателями детских учреждений, работниками библиотек, музеев, водителями транспорта, работниками правоохранительных, финансовых органов. Вместе с тем среди социально-контактных условий работы профессионала есть и такие, которые при компетентном подходе можно улучшить, хотя это и не всегда просто. Речь идет, например, о смене систем организации труда, поощрения работников, о повышении уровня культуры деловых отношений в трудовом коллективе, о совершенствовании осведомленности работников в системе конкретных производственных отношений и т. д. Особенно оперативно можно улучшать такое немаловажное условие, как сложившиеся информационные потоки. Начиная от сигнализации, теле-радиотрансляции и кончая предупреждающими надписями, плакатами, лозунгами и другими средствами осведомления людей. Что касается условий, «коренящихся» в самом субъекте труда, то они могут быть необязательно собственно психологическими. Но и в этом случае они вторичным образом обычно влияют на сознание, самосознание профессионала. Скажем, женщина в традиционно «неженской» профессии или мужчина в «немужской» — это психологически не нейтральные, как всякому ясно, обстоятельства. Они влияют и на самооценку, самосознание, и на положение в коллективе, и на всю систему отношений человека на работе и в семье. Возраст, тип телосложения, антропометрические характеристики человека, состояние здоровья — эти и подобные обстоятельства выступают в роли условий труда и притом более или менее роковых, сохраняющихся или, наоборот, изменяющихся независимо от наших желаний. Не остается ничего другого, кроме как уважительно считаться с указанного рода обстоятельствами. Состояние здоровья еще как-то можно контролировать и поддерживать, так же, как и некоторые черты наружности. Дело в том, что в профессиях, связанных с интенсивной работой среди людей, признаки наружности имеют вполне определенное значение для успеха профессионала (скажем, педагога, врача, экскурсовода, руководителя, политического деятеля). Психологические условия деятельности профессионала тоже неоднородны по признаку «консервативность — изменчивость». Свойства психодинамики, эмоциональности, темперамента, психологических проявлений типа нервной системы очень консервативны по отношению к каким-либо коррекционным воздействиям. И нежелательные их проявления лучше компенсировать за счет других личных качеств («противополагать страсть страсти», пользуясь выражением А. Н. Радищева). Например, медлительность можно компенсировать предусмотрительностью или наблюдательностью, торопливость — специальными приемами саморегуляции типа самонапоминаний, самоприказов, схем контроля темпа действий и пр. В сущности, весьма неподатливы педагогическим воздействиям и свойства характера, направленности: убеждения и сложившиеся эмоционально окрашенные отношения к основным сторонам действительности человек может проносить через всю свою жизнь и даже ценить выше жизни. Требуется очень большое искусство, чтобы как-то повлиять на характер и убеждения человека. Несколько более изменчивы конкретные побуждения (мотивы) деятельности, например интересы, склонности. Наиболее благодатная область для педагогических (коррекционных, развивающих) воздействий — это осведомленность, умения, опыт человека. Умения и опыт влекут за собой успех, а успех, «окрыляя» субъекта деятельности, ведет за собой интересы, замыслы, мысленные перспективы, а следовательно, задает и корректирует общую направленность активности. В качестве средства предварительной обзорной ориентировки в системе условий деятельности можно воспользоваться таблицей 4. С сожалением приходится опять констатировать, что в общественном сознании, по-видимому, преобладает (если не исключительно представлено) понимание важных признаков труда (в данном случае его средств) только как чего-то вещественного. Если обратимся к Большому энциклопедическому словарю, отображающему, как полагаем, общественный склад ума (менталитет), то прочтем следующее: «Средства труда, см. в ст. Средства производства». Смотрим далее: «Средства производства, совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства материальных благ. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи. Всеобщим средством является земля. В средствах труда выделяются орудия производства (машины, оборудование и т.д.), которым принадлежит определяющая роль в С. п.»[4]. Пусть так, но как понять следующую ситуацию. В литейном или кузнечном цехе работает пирометрист. Его задача — с помощью специального прибора определить на расстоянии (по излучению) температуру в печах, нагревательных установках, температуру раскаленных заготовок и т. п. Пирометрист трудится или нет? Да, он специально обученный трудящийся, профессионал. Но ведь он не воздействует на предмет труда, а познает его свойства. И вещественное средство, с помощью которого он решает свои задачи, есть средство познания, а не воздействия на предмет труда. Что же, трудятся только те, кто «воздействует», а те, кто занят познанием, кто «ломает голову» над вариантом раскроя куска кожи, или над компьютерной программой, или теорией, — не работают? Абсурд. Примерно так же понимается дело и в сегодняшних справочниках и учебниках по экономике, в чем вы при желании сами можете убедиться. Следует признать, что текст словаря, процитированный выше, сильно «оторван от жизни». Если этот текст считать справедливым, то огромные количества тружеников должны быть лишены этого звания. Познанием заняты (и притом в условиях материального производства) контролеры качества продукции во всех отраслях, расчетчики, учетчики, оценщики. Соответственно и средства профессиональной деятельности этих людей — это средства необязательно воздействия на предмет, но распознавания его свойств (например, измерительные машины, дефектоскопы, калибры-пробки, калибры-скобы, пересчетные таблицы, компьютеры). Это, далее, средства мы
|