Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о познании и идеях






Я более уверен в существовании и реальности тел, чем г-н Локк, поскольку он претендует только на то, что он называет чувственным познанием, в то время как я считаю, что представ-


ляя тела комбинациями сил в неизвестном субстрате, обладаю демонстративным познанием их...

Все познаваемые нами вещи есть, во-первых, мысли, во-вто­рых, способности воспринимать мысли, в-третьих, способности вызывать мысли, причем ничто из перечисленного в любом слу­чае не может существовать в инертной, лишенной чувств вещи...

Идеи, которые наблюдаются связанными друг с другом, обыч­но рассматриваются с точки зрения отношения причины и дей­ствия, тогда как согласно строгой философской истине, они от­носятся только как знак к обозначаемой вещи. Ибо мы хорошо знаем наши идеи и поэтому понимаем, что одна идея не может быть причиной другой; знаем, что наши идеи чувств не являются причинами самих себя. Мы также знаем, что сами мы не вызы­ваем их. Отсюда нам ясно, что идеи должны иметь иную дей­ствующую причину, отличную и от них самих, и от нас.

Там же. С. 140.

Мне невозможно вообразить, будто некоторые из моих соб­ственных идей сходны или несходны между собой, если они не таковы в действительности. Для того, чтобы различать согласие или несогласие, существующие между моими идеями, чтобы ви­деть, какие идеи содержатся в некоторой сложной идее и какие нет, не требуется ничего, кроме внимательного восприятия того, что происходит в моем собственном уме...

Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи, имеют су­ществование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Но с какой бы уверенностью и общим со­гласием ни утверждался этот принцип, всякий, имеющий сме­лость подвергнуть его исследованию, найдет, если я не ошиба­юсь, что данный принцип заключает в себе явное противоречие. Ибо, что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения (ideas orsensations)? И разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения или комбинации их могут существо­вать, не будучи воспринимаемы?

Там же. С. 168, 172. Методология

Метод флюксий (термин из " области бесконечно малых вели­чин. — В.К.) является тем общим ключом, с помощью которого


новейшие математики открывают секреты геометрии и, следова­тельно, природы. И поскольку именно он позволил им столь за­мечательно превзойти древних в открытии теорем и решении за­дач, его развитие и применение стало главным, если не един­ственным занятием всех тех, кто в наше время считается глубо­ким, основательным геометром...

С методом флюксий дело обстоит так же, как со всеми дру­гими методами, которые предполагают наличие соответствую­щих принципов и основаны на них, хотя правила, вытекающие из методов, могут применяться людьми, которые и не обращают внимания на принципы и, может быть, их даже не знают.

... прямой метод предшествует обратному и в обоих предпо­лагается знание принципов. Но что касается произведения дей­ствий в соответствии с правилами и с помощью общих формул, первоначальные принципы и основания которых непонятны, то это следует считать чисто техническим вопросом...

Хотя геометрия является наукой, алгебра признается за на­уку, а аналитический метод считается самым превосходным из всех, тем не менее разве в применении анализа к геометрии не могли бы оказаться допущенными ложные принципы и непра­вильные методы рассуждения?

Там же. С. 398, 422, 432, 439.

Юм Давид (1711—1776) — английский философ-идеалист, историк, экономист. Склонялся к скептицизму и агности­цизму, предшественник позитивизма. Родился в семье не­богатого шотландского помещика. По окончании Эдинбург­ского университета он пытался заняться дипломатической практикой, а затем коммерцией, но в обоих случаях потер­пел неудачу. В 1736—1766 гг. — на дипломатической служ­бе в Париже. Основной труд — «Исследование о человечес­ком познании» (1748).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал