Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и природа. Материя и движение






Человек — произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может — даже в мысли — выйти из природы. Тщетно дух его желает ри­нуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вмещаться в его пределах. Для существа, созданного природой и ограничен­ного ею, не существует ничего, помимо того великого целого, часть которого оно составляет и воздействия которого испытыва­ет. Предполагаемые существа, будто бы отличные от природы и стоящие над ней, всегда останутся призраками, и мы никогда не сумеем составить себе правильных представлений о них, равно как и об их местоприбывании и образе действий. Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее...

Человек есть чисто физическое существо; духовный человек — это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения, т.е, по отношению к некоторым способам действий, обусловленными особенностями его органи­зации...

Из-за незнания собственной природы и собственных стрем­лений, своих потребностей и прав человек, живя в обществе, ут­ратил свободу и стал рабом. Он отрекся от желаний своего серд­ца или счел необходимым заглушить их и пожертвовать своим благополучием прихотям своих вождей. Он не понял цели обще­ства и правительства, безоговорочно подчинился таким же, как он сам, людям, на которых под влиянием предрассудков стал смотреть как на существа высшего порядка, как на земных бо­гов. Эти последние воспользовались его заблуждением, чтобы поработить его, развратить, сделать порочным и несчастным. Так


вследствие незнания своей собственной природы род человечес­кий оказался порабощенным и стал жертвой дурных правительств.

Из-за незнания самого себя и необходимых отношений, су­ществующих между ним и другими людьми, человек отрекся от своих обязанностей к ближним, не понял, что другие люди необ­ходимы для его собственного счастья. Он не понял также своих обязанностей по отношению к самому себе, не усмотрел изли­шеств, которых должен избегать, чтобы добиться прочного счас­тья, не отличил страстей, которым должен сопротивляться, от тех, которым должен отдаться от своего собственного счастья. Одним словом, он не понял своих истинных интересов. Этим объясняется беспорядочность его жизни, его невоздержанность, его постыдные удовольствия и все пороки, которым он предался в ущерб своему здоровью и прочному благополучию. Таким об­разом, незнание человеческой природы помешало человеку уяс­нить себе задачи нравственности; впрочем, развратные правитель­ства, которым он был подчинен, помешали бы ему осуществить на деле предписания морали, даже если бы он их знал.

Гольбах. Избр. произв. В 2 т. Т. 1. М. 1963. С. 59—64.

Вселенная, это колоссальное соединение всего существующе­го, повсюду являет нам лишь материю и движение. Его совокуп­ность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам извес­тны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. Другие нам не известны, потому что действуют на нас лишь по­средством следствий, часто очень удаленных от своих первопри­чин.

Там же. С. 66.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал