Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и природа






Человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем уни­версальнее сфера той неорганической природы, которой он жи­вет. Подобно тому как в теоретическом отношении растения, жи­вотные, камни, воздух, свет и т. д. являются частью человечес­кого сознания, отчасти в качестве объектов естествознания, отча­сти в качестве объектов искусства, являются его духовной неор­ганической природой, духовной пищей, которую он предвари­тельно должен приготовить, чтобы ее можно было вкусить и переварить, — так и в практическом отношении они составляют часть человеческой жизни и человеческой деятельности. Физи­чески человек живет только этими продуктами природы, будь то в форме пищи, отопления, одежды, жилища и т. д. Практически универсальность человека проявляется именно в той универсаль­ности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку оно служит, во-первых, непосредственным жизнен­ным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно — природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это зна­чит, что природа есть его тело, с которым человек должен оста­ваться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с при-


родой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно свя­зана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Там же. Т. 42. С. 92.

Животное непосредственно тождественно со своей жизнеде­ятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность сознательная. Это не есть такая опре­деленность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает че­ловека от животной жизнедеятельности.

Практическое созидание предметного мира, переработка не­органической природы есть самоутверждение человека как созна­тельного — родового существа, т. е. такого существа, которое от­носится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу. Животное, правда, тоже произво­дит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т. д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно про­изводит односторонне, тогда как человек производит универсаль­но; оно производит лишь под властью непосредственной физи­ческой потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; жи­вотное производит только самого себя, тогда как человек воспро­изводит всю природу; продукт животного непосредств£ нным об­разом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит толь­ко сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно при­надлежит, тогда как человек умеет производить по меркам лю­бого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мер­ку; в силу этого человек строит также и по законам красоты.

Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечи-вание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не


только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире.

Там же. С. 93—94.

Непосредственным, естественным, необходимым отношени­ем человека к человеку является отношение мужчины к женщи­не. В этом естественном родовом отношении заключено его от­ношение к человеку, а его отношение к человеку есть непосред­ственным образом его отношение к природе, его собственное природное предназначение. Таким образом, в этом отношении проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта то, насколько стала для человека природой человеческая сущность, или насколько природа стала человеческой сущностью человека. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека. Из характера этого отноше­ния видно, в какой мере человек стал для себя родовым суще­ством, стал для себя человеком и мыслит себя таковым. Отно­шение мужчины к женщине есть естественное отношение чело­века к человеку. Поэтому в нем обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека стало человеческим, или в ка­кой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой. Из характера этого отношения явствует также, в какой мере потребность человека стала человеческой потребностью, т.е. в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью, в какой мере сам он, в своем индивидуальнейшем бытии, является вместе с тем общественным существом.

Там же. С. 115-116.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал