Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы эволюции и системности






Все аспекты природы — от конечных неизменных матери­альных частиц, планетных систем и видов животных вплоть до вневременных императивов морали и социальной жизни — рас­сматриваются теперь как исторически развивающиеся, или «эво­люционирующие». Если теория человеческого понимания долж­на следовать остальным наукам и истории XX века, тогда она должна основываться не на неизменных принципах и гарантиях, а на исторических взаимодействиях между человеком, его поня­тиями и миром, в котором он живет. Человеческая изменчивость ограничена только медленно изменяющимися пределами нашей генетической конституции и культурного опыта. Проблема чело­веческого понимания в XX веке — это уже не аристотелевская проблема, в которой познавательная задача человека состоит в том, чтобы понять неизменные природные сущности; это и не гегелевская проблема, в которой исторически развивается только человеческий разум в противоположность составляющей стати­ческий фон природе. Скорее всего, эта проблема требует теперь, чтобы мы пришли к терминам развивающихся взаимодействий между миром человеческих идей и миром природы, причем ни один из них не является инвариантным. Вместо неизменного ра­зума, получающего команды от неизменной природы посредством неизменных принципов, мы хотели бы найти изменчивые позна­вательные отношения между изменяющимся человеком и изме­няющейся природой.

Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984. С. 41.

Мы можем считать, что общество в целом образует единую функциональную «систему» только в том случае, если нам не удается отделить более свободные социальные и политические связи между различными общественными институтами от бо­лее тесных и более формальных отношений, существующих в отдельно взятых институтах. В каждом институте вполне воз­можны жесткие функциональные связи между различными ро­лями, например, между председателем правления и генераль­ным директором или между главнокомандующим и начальни­ком штаба. Но строить отношения, скажем, между армией и индустрией, церковью и законодательными учреждениями по одной и той же системной модели было бы столь же ошибочно, как и считать отношения между механикой и оптикой жестки­ми логическими отношениями, сравнимыми с теми, которые


существуют в самой механике. В каждом случае эта ошибка вызывает один и тот же отклик. Если составные элементы об­щества в целом (или науки в целом) так тесно связаны между собой, как подразумевает эта точка зрения, то в таком случае их нельзя будет модифицировать постепенно или по одному: единственная возможность осуществить радикальные переме­ны будет состоять в том, чтобы отвергнуть всю «систему» в це­лом и начать все с начала.

Напротив, единственный безопасный способ избежать этого заключения — одним ударом разбить и ультрасистемную, и уль­трареволюционную точки зрения.

Там же. С. 139—140.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал