Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская идея. < > Русский дух создал самую русскую землю в бесконеч­ном ее объеме, ибо это дело не плоти






<... > Русский дух создал самую русскую землю в бесконеч­ном ее объеме, ибо это дело не плоти, а духа; русский дух утвер­дил навсегда мирскую общину, лучшую форму общежительнос-ти в тесных пределах; русский дух понял святость семьи и поста­вил ее как чистейшую и незыблемую основу всего общественно­го здания; он выработал в народе все его нравственные силы, веру в святую истину, терпение несокрушимое и полное смире-


ние. Таковы были его дела, плоды милости Ьожиеи, озарившей его полным светом православия. Теперь, когда мысль окрепла в знании, когда самый ход истории, раскрывающей тайные начала общественных явлений, обличил во многом ложь западного мира и когда наше сознание оценило (хотя, может быть, еще не впол­не) силу и красоту наших исконных начал, нам предлежит снова пересмотреть все те положения, все те выводы, сделанные за­падною наукою, которым мы верили так безусловно; нам пред­лежит подвергнуть все шаткое здание нашего просвещения бес­страстной критике наших собственных духовных начал и тем са­мым дать ему несокрушимую прочность. В то же время на нас лежит обязанность разумно усваивать себе всякий новый плод мысли западной, еще столько богатой и достойной изучения, дабы не оказаться в то время, когда богатство наших данных возлагает на нас обязанность стремиться к первому месту в рядах просве­щающегося человечества. <...>

Хомяков A.C. [Предисловие к «Русской беседе»] // Там же. Т. 1. Работы по историософии. С. 517.

Герцен Александр Иванович (1812—1870) — публицист радикального направления западничества, основоположник теории «русского социализма». Видел решение проблемы про­тиворечия между «духом» и «материей» в соединении науки с массами, считал, что в европейской науке существует раз­рыв между учеными и человечеством. Ратуя за союз фило­софии и естествознания, не принимал чистого эмпиризма. Мышление пытался вывести непосредственно из развития природы. Однако на человека смотрел не только как на фи­зическое тело, но и как на нравственное существо. Выдаю­щимся открытием немецкой философии считал гегелевский диалектический метод. В 1847 г. навсегда покинул Россию, но до конца дней жил ее интересами, думал о ее процвета­нии. Вместе с Н. Огаревым публиковал в «Полярной звезде» и «Колоколе» запрещенные на родине произведения. Само­забвенно пытался соединить западную науку с «русским бытом», питал исторические надежды плавного перехода русской сельской общины к социализму. В его мемуарах пред­ставлены красочные образцы русской жизни, интеллектуаль-


ные портреты отечественных мыслителей. Одним из пер­вых русских эмигрантов, критически оценивая кровавый опыт европейских буржуазных революций 1848 г., он понял нео­правданность революционного насилия. Его критические идеи об уравнительности, появлении «среднего европейца» развивались К.Н. Леонтьевым, С.Н. Булгаковым, H.A. Бер­дяевым.

Основные философские работы: «Дилетантизм в науке» (1842—1843), «Письма об изучении природы» (1845—1846), «Былое и думы» (1852—1868).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал