![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гераклит Эфесский
Задание 1. Расскажите о судьбе и учении Гераклита Эфесского (ок. 540 - ок.480 гг. до н.э.). Задание 2. Объясните, что означает термин «Логос» - центральное понятие философской мысли Гераклита. Задание 3. Прочтите избранные фрагменты из сочинения Гераклита. Постарайтесь предложить Вашу интерпретацию. 1. «Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [ее], и выслушав однажды. Ибо, хотя все [люди] сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [ее], даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] согласно природе [=истинной реальности] и высказывая [их] так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие». 2. «Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны: „присутствуя, отсутствуют", — говорит о них пословица». 4. «и с чем они в самом непрестанном общении { с логосом, управляющим всеми вещами }, с тем они в разладе», и с чем сталкиваются ежедневно, то им кажется незнакомым. 23. «Кто намерен говорить [=“ изрекать свой логос”] с умом (ksun noō i), те должны крепко опираться на общее (ksunō i) для всех, как граждане полиса — на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного: он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и [все] превосходит”. Чуть ниже он [Гераклит] добавляет: “Поэтому должно следовать общему {ksunos значит “общий”}, но хотя разум (логос) — общ, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок (phronē sis)». «Здравый рассудок — у всех общий». 24. «Для бодрствующих существует один общий мир, а из спящих каждый отворачивается в свой собственный».
8. «Природа любит прятаться». 9. «Тайная гармония лучше явной».
10.«Ищущие золото, — говорит Гераклит, — много земли перекапывают, а находят — мало». 11. «Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного», 12. Но «большая часть божественных вещей», по Гераклиту, « ускользает от познания по причине невероятности» [или: “неверия”].
16. « Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем». 25. «Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одного — все». 26. «Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно». 27. «Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры». 28. «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей (dike), и что все возникает через вражду и заимообразно [=„ за счет другого" ]?» «Гомер, молясь о том, чтобы " вражда сгинула меж богами и меж людьми", сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]», ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия... 29. «Война (Полемос) — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других—свободными». 33. «Путь вверх-вниз один и тот же [или: “путь туда-сюда один и тот же”]». 34.»совместны у {окружности} круга начало и конец», 35. «Море, — говорит, — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная» 41. «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти [противоположности], переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти». 43. «Учитель большинства — Гесиод: про него думают, что он очень много знает — про того, кто не знал [даже] дня и ночи! Ведь они суть одно». 47. «Бессмертные смертны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают”. Ибо логос один и тот же». 91. «Для бога все прекрасно и справедливо, люди же одно признали несправедливым, другое — справедливым».
50. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».. 54. «Под залог огня все вещи, — говорит Гераклит, — и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота — имущество и [под залог] имущества — золото». 37. «ослы солому предпочли бы золоту». 66. «Душам смерть — воды рожденье, воде смерть — земли рожденье, из земли вода рождается, из воды — душа».
79. « Всем этим-вот правит Перун» (Молния). 80. «всякая тварь бичом пасется», 81. «Как можно утаиться от того, что никогда не заходит?». 82. «Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит».
83. «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено».
95. «лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — бренным вещам, а большинство обжирается как скоты». 98. «Один мне — тьма, если он наилучший». 102. «Своеволие (hubris) надо гасить пуще пожара». 103. «Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену [города]». 104. «Закон именно в том, чтобы повиноваться воле одного». (9).
Тема 4.
|