Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповая нормативно-ценностная система, ее функции.






Для психолога важно иметь информацию о неформальных нормах, действующих в пенитенциарных учреждениях. Как показывают исследования, другим определяющим элементом субкультуры является неписаная нормативная система, регулирующая внутри- и межгрупповые отношения осужденных и их взаимодействие с персоналом.

Нормативно-ценностную систему в общем виде можно представить как устойчивую совокупность специально выработанных правил, принципов, взглядов и стандартов поведения, которая разделяется большинством преступников, детерминирует их активность, определяет степень влияния и положение в субкультуре.

Практика свидетельствует, что подобное социально-психологическое образование характерно для среды осужденных любого пенитенциарного учреждения. Без него субкультура скорее всего, перестанет существовать, поскольку у преступников теряются ориентиры и границы эффективного межличностного взаимодействия. По-существу - это неписаный «кодекс» поведения, зафиксированный в вербальной групповой культуре или «преступной философии». Атрибутами последней являются специфический жаргон или «блатной язык», татуировки, стиль одежды и т. п.

В условиях изоляции групповые нормы выполняют следующие основные функции:

- являются своеобразным способом регулирования, согласования различных статусом, когда закрепляются ожидаемые и отвергаются нежелательные стандарты индивидуального или группового поведения;

- выступают неформальным критерием для оценки личности и малой группы; служат источниками сигнальной информации и социальной поддержки дли осужденных при решении личных проблем;

- сохраняют значимые преступные ценности, в которых выражаются отношения осужденных к различным социальным институтам (труд, образование, культура, мораль и др.);

- выступают в качестве регулятора неформального взаимодействия, направленного на консолидацию или расширение сферы влияния, укрепление групповой сплоченности в противодействие усилиям персонала, общественности и органов самоуправления.

Можно выделить следующие виды групповых норм:

- запрещающие нормы, которые определяют стандарты поведения, направленные на нейтрализацию средств исправления. Например, членство в группах асоциальной направленности исключает участие в органах самоуправления; запрещается содействие администрации при организации массовых мероприятий;

- поощрительные нормы, нацеленные на эскалацию групповой сплоченности. Они выражаются следующими принципами — «не нарушай данного слова», «будь справедливым и честным», «оказывай необходимую помощь членам своей группы, находящимся в трудных ситуациях», «материально и морально поддерживай лидеров своих групп»;

- имущественные нормы, направленные на справедливое регулирование взаимоотношений осужденных при распределении материальных благ, проникающих легальным и нелегальным путями. Они фиксируются в высказывания типа: «не воруй у своих»; «верни другому взятый долг в установленный срок»; «поделись с ближним продуктами питания, сигаретами»;

- процессуальные нормы, которые призваны согласовывать действия осужденных в напряженных ситуациях. Они включают набор санкций, содержащих

 

- различные приемы влияния на групповое и индивидуальное поведение. Ими могут быть: одобрение или, напротив, порицание совершенных субъектом действий; физическое принуждение к принятым стандартам поведения, навешивание ярлыков;

- специфические нормы, направленные на поддержание позиций лидеров, элитарного слоя субкультуры. С их помощью обеспечивается жесткое выполнение субординации отношений; определяются диспозиции различных категорий осужденных внутри сообщества; закрепляется диапазон допускаемых лидером отклонений от принятых стандартов поведения; фиксируются функции, которые может применять лидер для синхронизации взаимодействия в рамках асоциальной субкультуры. Осужденные, независимо от их групповой принадлежности, должны всячески содействовать тому, чтобы элитарный слой занимал лучшие спальные места, уклонялся от участия в коррекционных мероприятиях, получал хорошую одежду, необходимые продукты питания и другие дефицитные материальные ресурсы.

Психологический анализ свидетельствует, что подобные нормы являются чрезвычайно значимыми в асоциальной субкультуре. Например, с их помощью как бы признаются «законными», а значит, и вполне справедливыми притязания групп или категорий осужденных, занимающих более высокий статус, в обмен на возможные материальные блага и моральные гарантии.

В местах изоляции, видимо, не случайно считается вполне нравственно оправданным и поощряемым принцип, согласно которому значимость и гарантированная сфера такого рода привилегий со стороны групп и их лидеров будет зависеть от характера доверительных отношений с ними и от весомости вклада субъекта в совместную деятельность.

При таких условиях лидеры и высокостатусные группы получают хорошие шансы не только поддерживать свой авторитет в рамках неформальной общности, но и распространять его на более широкую сферу. Причем те лидеры, которые сохраняют ритуальную чистоту и строго соблюдают принципы «групповой философии», получают большую уверенность, что их влияние будет вполне законным и справедливым.

В соответствии с нормативной системой им не обязательно в каждой ситуации демонстрировать свое превосходство, «уникальные» харизматические или иные личностные качества, поскольку сами нормы предписывают, где, с кем и каким образом строить отношения.

Подобные обстоятельства приводят к резкому ограничению открытых контактов лидеров с другими осужденными, поскольку отпадает необходимость в детальном контроле за их поведением. Лидеры предпочитают общаться с теми, кто или занимает одинаковое с ними положение или представляет «социальный интерес» для них лично или «своей неформальной группы».

Можно предположить, что углубление таких отношений приведет к дальнейшей дифференциации субкультуры, появлению в ней ярко выраженных подгрупп, категорий, социальных типов, которые предпочтут общаться друг с другом, избегая устойчивых взаимосвязей как с лицами, занимающими отличный от них статус, так и с субъектами, чье положение в ней расценивается как маргинальное.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал