![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л.
Природа детства и идолы взрослого рассудка [15] Общеизвестна идея Ф.Бэкона об идолах разума (идолах рода, пещеры, площади, театра) - источников самых коварных, а порой и трагических заблуждений человечества. Любая наука создает из материала некоторых общечеловеческих архетипов своих " специализированных" идолов, а затем приступает к их развенчанию. Семейство наук о детстве - тому не исключение. Ситуация обостряется лишь тем, что здесь - в отличие от физики, химии и др. - зачастую деформирующее влияние идола реально испытывает на себе объект научного знания - ребенок, становясь точкой приложения педагогических и прочих усилий идолотворцов и идолопочитателей. (В то время как идолы, скажем, физического познания сами по себе не способны разрушать атомы, электроны или протоны). Ребенок оказывается и в эпицентре борьбы взрослых с сотворенными ими идолами (т.е. с отчужденными продуктами - ограничениями их же собственного сознания). А это нередко влечет за собой не менее деструктивные последствия. Порой за этими идолами, - а они являются проекцией мифологического сознания взрослого сообщества, - стоят вполне респектабельные научные представления, выдержанные в " духе времени". Каковы же эти идолы? Их, как минимум, пять, все они взаимосвязаны и лежат в основе наиболее фундаментальных заблуждений и предрассудков относительно природы детства. Все это звучит весьма заманчиво. Между тем педоцентризм не просто превращает детство и ребенка в своего рода романтическую идею, как у Э.Шлегеля (идол " Священная корова"). Он - достаточно коварен, как и всякий популистский миф. Ведь субъектом душевно-духовной жизни и развития выступает не отдельный ребенок, а общность " ребенок - взрослый". Эта общность - не только микросоциальная, но и интимно-психологическая. Последнее гениально предвосхитил (хотя и мистифицировал) З.Фрейд и обосновал (хотя и не довел свое обоснование до логического завершения) Л.С.Выготский. Педоцентризм предполагает раскол этой живой общности надвое, противопоставление ее полюсов как чего-то внешнего по отношению друг к другу. Потому и " свободное воспитание" в духе педоцентризма ни чем не лучше " авторитарного", которое зиждется точно на том же самом. Сказанное выше вполне согласуется с нормами взрослого мировоззрения, правда, образца первой половины XX столетия. Сегодня общий взгляд на проблему претерпевает радикальную инверсию. Это прекрасно выразил японский педагог Инуи Такаси, который отмечал, что миссия воспитателя, в идеале всех взрослых - быть полномочными представителями и посредниками ребенка перед лицом общества (Такаси И. Несколько слов о развитии и воспитании // Детский сад в Японии. М.: Прогресс, 1987. С. 16). И самое существенное: " выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир (курсив наш. - Авт.)" Там же. С. 18). Наделенный этим правом взрослый из проводника безличной социальности превращается в естественный орган жизнедеятельности ребенка (Ф.Т.Михайлов). Посредством него ребенок получает возможность не просто " впитывать", но и творить культуру в самобытных формах. А по мере этого - открывать и осваивать бесконечные " terra incognita" собственного Я, каждый раз заново создавать его уникальный мир. Идол пятый - " Спасительная Идея". Мессия без санкционированной свыше " спасительной идеи" - не Мессия. В новейшей истории российского образования она принимала вид идеи " активизации", " оптимизации", " гуманизации", " гуманитаризации", " индивидуализации" … В дошкольном воспитании многие надежды сейчас возлагаются на амплификацию (обогащение) развития. И, как часто бывает в таких случаях, глубокая мысль А.В.Запорожца, уплощенная и упрощенная, повторяется как магическое заклинание. В итоге под лозунгом амплификации разворачиваются любые кампании: от " ясельной компьютеризации" до введения предметного обучения в ДОУ. Для поддержания впечатления благопристойности всему этому придается подобающая возрасту - занимательная и игровая форма (кстати, игра - ныне также является вариантом " спасительной идеи" в дошкольном образовании). А теперь раскроем главный " секрет": никакой " спасительной идеи" в образовании не существует и в принципе существовать не может. Существует просто идея образования. И как таковая она великолепно сформулирована Гегелем: образование - это всеобщее условие и способ освобождения человека. Здесь освобождение понимается как творческое усилие по преодолению наличных ограничений развития. Эти ограничения могут задаваться как особенностями телесной организации ребенка, так и устройством той социальной среды, с которой он непосредственно соприкасается. Такое творческое усилие, совершаемое в сотрудничестве со взрослым и другими детьми, направлено на приобщение к культуре, на порождение в ребенке субъекта ее исторической жизни (содержание традиционного образования больше напоминает " исторический музей" с весьма предвзятым подбором экспонатов). Попыткой претворения подобного понимания на практике служит, например, система развивающего образования Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (в настоящее время она достраивается до дошкольной ступени - см.: Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. Дошкольное воспитание. 1997 - 2000, а также часть III настоящей книги). Одна из ее центральных задач - содействие личностному росту ребенка. Именно в процессе такого живого, практического содействия (одно, даже самое убедительное, просвещение делу не поможет!) мы сможем преодолеть мифологизм нашего, взрослого сознания. Система развивающей образовательной работы с дошкольниками, принципы и способы построения которой представлены в книге, начала складываться в первой половине 1990-х гг. под руководством выдающегося отечественного психолога, педагога и мыслителя Василия Васильевича Давыдова. Она была развернута и по сей день продолжается на базе дошкольного подразделения школы " Лосиный остров" № 368 г. (директор - Заслуженный учитель РФ А.С.Кухтинская) сотрудниками научно-практической лаборатории школы, на других базах - коллективом лаборатории психолого-педагогических основ развивающего образования Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, а также под патронажем Автономной некоммерческой организации " Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева". В настоящее время данный образовательный проект экспериментально внедряется в 50 регионах России, включая в себя инновационное программно-методическое обеспечение, мониторинговое (психологическое, педагогическое, социологическое), медико-педагогическое и информационное сопровождение, опираясь на соответствующую организационно-управленческую базу. Он интегрирует дошкольные учреждения, начальную школу, семью, систему переподготовки специалистов (воспитателей, методистов, учителей, практических психологов, медицинских и физкультурных работников, управленцев) в решении социокультурной задачи формирования новой модели детско-взрослой общности - гармонической (в отличие от доминирующей - органической)*. Известная часть пути пройдена, но мы - по-прежнему в его начале. Авторы рассчитывают вовлечь в дальнейшее движение новых единомышленников из числа исследователей и практиков образования.
*Внутри органической общности одни формообразующие " части" - носители закона целого (в нашем случае - взрослые) довлеют над другими (детьми), внутри гармонической - каждая " часть" самоценна, при определенных обстоятельствах способна выполнять функцию формообразования и потому сомасштабна целому. Органические и гармонические общности (системы) мы различаем вслед за Г.С.Батищевым (см.: Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С. 31-32).
|