Характеристики ведущей деятельности
| Непосредственно-эмоциональное общение
| Предметно-манипулятивная деятельность
| Игровая деятельность
| Учебная деятельность
|
1. Содержание
| человек как источник любви, понимания, принятия
| способы употребления человеческих орудий и знаков
| социальные нормы и смыслы человеческих отношений
| общие способы решения задач
|
2. Способ взаимодействия
| симбиотическое слияние
| буквальная имитация, действие по образцу
| условная, воображаемая, символическая имитация
| поиск общего для партнеров способа действия в отсутствии образца
|
3. Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству
| выражения доброжелательства (преимущественно невербальные)
| «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается...» - просьба образца, контроля и оценки
| «Давай, как будто мы... Ты будешь... А я буду...» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия
| «Я смогу решить эту задачу, если...» - гипотеза о недостающем знании
|
4. Чего ребенок ожидает от взрослого партнера
| присутствие, сопереживание, поддержка, доброжелательное внимание, принятие
| демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка
| построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности
| помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия
|
5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности
| основополагающая вера и надежда, базисное доверие к людям, к себе и к миру
| речь, предметные действия
| воображение, символическая функция
| рефлексия
|
6. Новообразования, возникающие при освоении формы ведущей деятельности
| потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне
| способность к имитации
| способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера
| способность (умение) учиться
|
7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается
| доверие к себе и к другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия
| способность обучаться по образцам и инструкциям
| способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками
| знание границ собственных возможностей и способность выходить за эти границы: самостоятельно ставить и решать задачи самоизменения
|
8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдается
| неспособность любить и доверять, неверие в свои силы
| орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность
| бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм
| отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления
|
9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается
| зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение
| потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов, исполнительские установки, трудности в анализе образцов
| уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании
| пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность осуществления, познавательная пристрастность
|
10. Вклад возраста в учебную деятельность
| доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту
| способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять инструкции и правила
| освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии
| юношеское умение учиться самостоятельно
|