Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Античный мир
Тип прогрессивного развития представлен наиболее ярко античной цивилизацией Древней Греции и Рима (греко-латинской), современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны не являются самостоятельными цивилизациями, хотя относятся к третьему типу развития. Они демонстрируют варианты европейского пути, привнесенные большими массами эмигрантов. Все эти общества ассоциируются с понятием Запада (западный тип). Поскольку их больше объединяет, чем разъединяет, в ходу обобщенное понятие - западное общество или западная цивилизация. Этот тип цивилизации связан с постоянными изменениями в жизни человека. Социум может кардинально измениться на протяжении жизни одного поколения. В XIX-XX вв. изменения набрали огромную скорость. Развернулся ускоряющийся процесс изменения природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Жизнь так резко менялась, что опыт старшего поколения быстро устаревал и отвергался молодыми. Налицо разрыв между поколениями, проблема “отцов и детей”, непонимание старшим поколением молодых и неприятие молодыми образа жизни старших. Прошлое воспринималось лишь как материал для извлечения уроков, для патриотизма и национальной гордости, но само общество, новые поколения устремлены в будущее, ориентированы на движение вперед. Этот тип цивилизации начал возникать на берегах Средиземного моря. В древности наивысшего развития он достиг в Древней Греции и Древнем Риме. В античной цивилизации вышли на первый план частнособственнические отношения, неизвестные или слабо развитые в окружающем мире, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок. Появился первый в истории образец народовластия - демократия. Демократия, республиканская форма правления возникли и былитеоретически обоснованы в Древней Греции. По словам Фукидида, преимущество демократии состоит прежде всего в том, что она дает возможность людям быть политически и нравственно свободными, создает условия для раскрытия и совершенствования способностей каждого человека. Эллины сознавали принципиальное отличие их способа организации общества от окружающего мира. В глазах греков демократия была одним из главных критериев различия между Европой и Азией. Народовластие в Древней Греции ассоциировалось со свободой, а единовластие, характерное для обществ, ее окружающих, с рабством, насилием. Подданные восточных обществ, падающие ниц перед царем, воздавая смертному несоразмерные хвалы, божеские почести, в сущности занимаются собственным унижением. Так считали древние греки. Деспотия, полагали граждане греческих полисов, превращает людей в неорганизованную толпу, выключает их из общественной жизни, не позволяет приобщиться к интересам государства. Отсюда все, кто не являлся эллином, то есть не был приобщен к демократии, считался варваром, не заслуживающим человеческого звания. Характерно, что греко-латинская цивилизация впервые поставила и разрешила сложнейший вопрос: чтобы достичь гармонии в обществе, найти разумное сочетание общественных интересов и интересов личности, нужны хорошие законы. Законы должны охранять права граждан и неукоснительно соблюдаться как властью, так и гражданами. Таким образом, правовое государство как теория и как практика также существовали уже в античности. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны. Приведем один эпизод. Знаменитый древнегреческий философ Сократ проповедовал, что власть в государстве должна принадлежать “лучшим”, то есть нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам, подвергал суровой критике недостатки афинской демократии. Он был заключен в тюрьму. Друзья настоятельно советовали ему бежать во имя сохранения жизни, так как смертный приговор был очевиден. Однако Сократ был гражданином и считал обязательным для себя исполнение законов, поэтому предпочел принять яд. Важно и другое: вопрос о взаимодействии индивида и коллектива решался в пользу личности, в пользу ее автономии, ее свободы. Личность и ее права первичны. Можно сказать, уже в античности произошла абсолютизация свободы личности, а коллектив, общество были признаны вторичными. Демократия в греко-латинском мире была по преимуществу прямой. Предусматривалось равенство для всех граждан как принцип равных возможностей. Существовала свобода слова, выборность органов власти. Были элементы представительной демократии. В античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствующих расцвету личности, мобилизации ее творческого потенциала. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан, или вмешивалось очень мало. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, система образования, семья - все это функционировало независимо от власти, но в рамках закона, гарантом которого выступало государство. Массами основывались различные коллегии и кассы, профессиональные или религиозные, оказывающие помощь в случае болезни, смерти, бедности, вольные пожарные команды, а также клубы для устройства развлечений, литературные общества и т.д. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер. Она предполагала обязательное наличие привилегированного слоя. Из сферы ее действия были исключены женщины, свободные иноземцы и, конечно, рабы. Рабство существовало во всем мире на протяжении многих веков (рабство в США было отменено в середине XIX в.). Существовало оно и в греко-латинской цивилизации. Однако не рабство обеспечивало процветание в период античности (труд рабов неэффективен). Секрет уникальных достижений античности - в свободе, а не в рабстве. Как раз, наоборот, вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации. Жизнелюбивые античные боги (Зевс, Юпитер и другие), обладая сверхъестественной мощью, не очень-то обременяли обязательствами своих земных приверженцев. Греко-римское общество в значительной мере было светским. Развитие науки: философии, естествознания, привело к появлению атеизма (безверия, безрелигиозности). У этой цивилизации не сложилось мощной единой духовной основы, которая сплачивала бы общество. Насильственная и естественная миграция способствовала расширению влияния восточных религий. Эти религии с их обещанием потустороннего спасения находили благодатную почву в переживавшей кризис цивилизации и разлагали ее. Античный мир развивался быстро, динамично, имел впечатляющие успехи в области экономики, политики, культуры за относительно короткий исторический период. Однако в V-VI вв. этот мир погиб под грузом противоречий, которые в тот исторический период оказались неразрешимыми.
Становление современной европейской цивилизации. Идея Запада
Этот типцивилизации в последующем длительное время связан с христианством, как духовной основой, и Европой. Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы чисто историко-культурный интерес. Причем внимание обращали прежде всего на различия между народами. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Тема общеевропейской цивилизации с ее неповторимыми общими особенностями проходит красной нитью через многие исследования в качестве “наивысшего аргумента” в пользу общеевропейского единства. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время. Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее прежде всего на примере Европы. Европа первоначально, в средневековье, за пределами античного мира и после его гибели, представляла собой особую цивилизацию, а не следующий период ее истории. Великий Рим оказал сильное влияние на жизнь народов средневековой Европы: отсюда шло христианство, распространялся и утверждался латинский язык, римское право, некоторые обычаи и традиции. Однако после падения Римской империи эти традиции угасли. Закрывались старинные римские школы, были забыты научные достижения греков, латинский язык превратился в мертвый. Средневековая Европа не являлась лидером в мире. Восток превосходил ее по материальному благосостоянию, по уровню экономического, культурного и духовного развития. Задавленная христианским фанатизмом Европа развивалась так же, как застывший в религиозном экстазе Восток. Религия пронизывала все стороны жизни европейского средневекового общества: политическая организация базировалась на Боге и религии, семья являлась священным религиозным союзом, экономика контролировалась церковью, которая налагала запреты на многие формы экономической деятельности, культура носила исключительно религиозный характер. Весь образ жизни, нравы, обычаи, мышление средневекового человека определялись христианской религией. ИдеяБога подчиняла себе людей, так же как в брахманской Индии или ламаистском Тибете. Развитие в этих условиях шло медленно. Средневековая Европа - это особая цивилизация, отличная от греко-латинской и современной, близкая к восточному типу. Целые столетия текла бедная, однообразная жизнь. Яркий показатель однотипности развития Европы и других стран того времени - Крестовые походы. Народы, принявшие ислам, считали, что рядом с Аллахом не должно быть других богов, и стремились покорить другие народы, принести им свет своей веры. Христиане, в свою очередь, считали неверными мусульман и начали в XI в. священную войну против ислама, которая угасла к концу XIII в. Это общество начало разрушаться в XII в. Появилось мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Горожане добивались свободы от светских и духовных сеньоров. Переломным считается XIII в. В XIII-XVI вв. шел активный процесс становления в Европе цивилизации, аналогичной греко-латинской. Развернулся процесс рационализации сознания, cтали слагаться более широкие представления о мире. Система образования отделилась от церкви. В XII-XIII вв. появились первые университеты в Италии, Испании, Франции, Англии. На латинский язык были переведены сочинения Аристотеля, и его изучение стало самым главным предметом в школе. Усиленно изучались римские законы и судебные порядки (римское право). Наиболее знамениты были школы в Болонье (римское право), в Салерно (медицина), в Париже (философия и богословие). Школы (университеты) собирали студентов из разных стран, преподавание велось на латыни. В середине XV в., благодаря золотых дел мастеру и резчику И. Гутенбергу, появилось книгопечатание. Первые признаки отделения общества от государства, элементы правового государства появились уже в XIII в. Подписанная английским королем Иоанном Безземельным Великая хартия вольностей (1215 г.) заложила основы правового государства, государственной защиты прав личности. Хартия ограничила права короля, дала привилегии (вольности) рыцарям, свободным крестьянам, горожанам. В Хартии было заявлено: “Никто не будет схвачен, посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона, изгнан или введен в убыток, ни на кого не падет королевская опала иначе, как в силу законного приговора людей, равных обвиненному по званию, или в силу закона страны”. Великий парламент 1265 г., в котором рядом с прелатами и баронами, приглашенными поименно, сидели впервые выборные представители от населения графств, рыцарей и горожан, предвещал эру господства в Европе парламентаризма. Эпоха Возрождения, развернувшаяся на протяжении XIV-XVI вв., позволила освоить опыт, накопленный античной цивилизацией. Особенно большое значение для становления европейской цивилизации имело наследие Древнего Рима (о Древней Греции в Европе долгое время было известно мало). Опыт латинства (римский опыт) - это тот колоссальный первоначальный капитал, который позволил резко сократить время на разработку и освоение демократических механизмов, на создание соответствующей культуры. Европейская цивилизация в широком смысле есть прямая наследница классической античной цивилизации. Следовательно, она преемственна, хотя абсолютно самостоятельна, поскольку ушла в своем развитии значительно дальше. Становление современной европейской цивилизации было облегчено усвоением опыта античности. Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация в первой половине XVI в. Церковь, давление религиозной харизмы на общественное сознание и развитие сдерживали процесс становления прогрессивного типа общества, рационализацию сознания. В трудной борьбе, в ходе войн и разрушительных массовых движений удалось ограничить роль церкви и духовенства. Но главное, Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации: протестантизм. От католичества отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Протестантизм учил, что человек имеет непосредственную духовную связь с Богом, без посредников. Религиозная обрядность упростилась. Именно это направление в христианстве считается системой духовных ценностей, наиболее адекватной западному образу жизни, демократическому рыночному обществу. Важно то, что протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. Католичество, римские папы вели борьбу с прибылью, опираясь на библейские каноны. Древнее библейское имущественное право не содержало понятия “собственность”, имеющиеся в священных текстах схожие термины означали, как правило, “имущество”. Оно запрещало ростовщичество. В Новом Завете также немало положений, ограничивающих экономическую деятельность. В Евангелии от Матфея говорилось: “Никто не может служить двум господам:...Не можете служить Богу и Маммоне”. Это положение можно трактовать как отрицание предпринимательства, а прибыль понимать как признак служения Маммоне, то есть богатству, алчности, а не Христу. Однако протестантизм доказал, что, стремясь к богатству, можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество. Еще более радикально освобождался от религиозной догматики и атрибутики баптизм, выделившийся из протестантизма позднее. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции. Европейскую цивилизацию можно назвать по отношению к старой (античной) новойили современной цивилизацией. Каковы основные черты ментальности европейских народов? Согласно христианским представлениям, coбcтвeнно человеческая история началась не с момента сотворения человека, ибо райское существование протекало вне существенных изменений, то есть вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был низвергнут в поток времени и стал смертным. Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней: - Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки. - Настоящее. Человек является активно действующим лицом в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества. - Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее. В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед. В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации часто называют христианским или иудео-христианским. Достаточно обратиться к библейской притче о Моисее, который вывел народ израйлев из египетского плена. Побег из плена - это движение во времени, движение от рабства к свободе, к земле обетованной, от неравенства и угнетения к равенству и Божьему избранничеству. Жизнь, данная человеку, в христианстве рассматривалась как своеобразный кредит, который надо будет вернуть с процентами. От человека требовалось потратить жизнь на совершенствование себя и окружающей жизни. После смерти высший суд должен воздать каждому по заслугам. Общественно признанная необходимость постоянного развития, движения вперед превратила инновацию, новое вообще в высшую ценность. Западное общество проникнуто страстью к обновлению. Для этого типа цивилизации характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен. Яркий показатель приоритета индивидуализма - книга рекордов Гиннесса. Она наглядно свидетельствует о том, что каждый человек может стать единственным, достичь чего-то необычного, и призывает к этому. Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от давления религиозной догматики в решении практических вопросов. Цели деятельности человека носят конкретный, прагматический характер. Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как на идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства – это общественная мораль. Причем это касается не только сферы личных взаимоотношений, но и деловой жизни. Существует понятие протестантской деловой этики. Важнейший ее принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело. Отнюдь не по В. Маяковскому: “Ешь ананасы и рябчиков жуй”. Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует, как прорва, постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм этот тип цивилизации приобрел в эпоху географических открытий и колониальных войн. Потенциал фактически всей планеты был подключен для того, чтобы создать то, что сегодня мы называем Западом. Таким образом, прогрессивный тип развития не является достижением только западного сообщества, это – результат деятельности всего человечества. Эксплуатируя колонии, Европа привносила в разные части света очаги, анклавы своего типа развития, распространяя его на другие регионы мира. Так Европа выходила за исторические рамки и превращалась в западную цивилизацию. Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации? - Высокий нравственный престиж труда и его результатов. Труд рассматривается как высокое нравственное и религиозное служение, а не просто как средство к жизни. Отсюда – высокая заинтересованность в результатах труда. - Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д. - Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства. - Наличие развитых, независимых от власти (горизонтальных) связей: экономических, социальных, культурных, духовных и других между индивидуумами и ячейками общества – семьями, хозяйственными единицами, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти. - Правовое демократическое государство. Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Но главное: государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов, для обеспечения условий гражданского мира, для обеспечения реализации идей прогресса. Форма государства - демократия. Что это значит? Демократия предполагает согласие управляемых на то, чтобы ими управляли. Это достигается через участие населения в выборах органов власти. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом. Для того, чтобы государство не увеличило сферу своего влияния, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти независима, но по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее и уравновешивающее влияние. Демократическое общество предусматривает открытость, право на свободу мысли, религиозных убеждений, возможность дискуссии по любому вопросу, свободу высказывания любых взглядов, кроме разрушительных для общества. Демократическое государство охраняет человеческое достоинство и права личности. Это - правовое государство, то есть в нем правит закон, а не люди. Разумеется, сказанное вовсе не значит, что демократия является идеальной формой правления. Возможны и злоупотребления власти по отношению к обществу, и нарушение законов, и использование служебного положения, и использование демократических институтов для достижения недемократических целей (так случилось на выборах в Германии в 1933 г., когда к власти пришел Гитлер). Можно согласиться с известным деятелем западного общества У. Черчиллем: “Демократия - это худшая форма правления, кроме всех остальных, ибо они еще хуже”. Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное - отсталая периферия. Аристотель положил начало отношению к варварам (а это все, кто не был эллином) как к части окружающей природы, как к “растениям или животным”. В дальнейшем эти идеи активно развивались. Знаменитый немецкий философ Г. Гегель выдвинул тезис о Европе как завершении всемирной истории и наивысшем воплощении человеческого духа. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь. Ярко представлены идеи западоцентризма и в современном мире.
(Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие. М., 1994) ВОСТОК И ЗАПАД: СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ
|