Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гражданское право и смежные с ним отрасли права
В области, условно называемой сферой гражданского и торгового права (в английском праве, в отличие от многих других стран, отсутствует деление на эти отрасли), многие институты ныне регулируются в законодательном порядке отдельными актами, принятыми в конце XIX в. либо в XX в. Применительно к отношениям собственности, и прежде всего земельной собственности, в настоящее время наибольшее значение имеют пять законов, принятых в 1925 г. (законы о собственности, об управлении имуществом и др.). С принятием этих актов были устранены многие архаизмы английского права, сохранявшиеся со времен господства феодальных отношений, в частности, режим приобретения и передачи земельной собственности был в значительной мере упрощен и приближен к другим видам недвижимости (в дальнейшем законодательство еще более существенно расширило права арендаторов). Большое развитие в английском праве получил институт доверительной собственности, управляемой в пользу третьих лиц. Этот институт, используемый для создания благотворительных фондов, для управления наследственным имуществом, имуществом недееспособных лиц и в других целях, регулируется ныне одним из законов 1925 г., последующими актами, а также в существенной мере нормами прецедентного права. Обязательства в английском праве принято разделять на возникающие из договоров и из правонарушений. В регулировании договоров в Англии по-прежнему преимущественную роль играют нормы прецедентного права, хотя относительно некоторых конкретных видов договоров и изданы соответствующие законодательные акты. При заключении договоров большое значение придается установлению и соблюдению стандартных условий соответствующего вида договора, чтобы избежать произвольного включения в договоры различных оговорок в интересах одной из сторон. Среди оснований возникновения обязательств из правонарушений в Англии принято выделять традиционный институт нарушения права владения, различные посягательства на права личности, в том числе путем устных или письменных клеветнических заявлений, обмана, причинения личного или имущественного вреда умышленно либо по неосторожности, и др. Применительно к некоторым видам обязательств из правонарушений действует принцип “строгой ответственности”, согласно которому требуется установить лишь факт причинения вреда, но нет необходимости доказывать субъективную вину правонарушителя. Большинство обязательств из правонарушений регулируются нормами прецедентного права, и лишь относительно некоторых из них имеются изданные парламентом статуты. Специфическую сферу английского права представляет собой законодательство о компаниях, играющих важнейшую роль в экономике страны (в Великобритании ныне преобладают компании с ограниченной ответственностью). На протяжении столетий это законодательство подвергалось неоднократным преобразованиям, особенно с середины XIX в., когда был принят Закон об акционерных компаниях 1844 г. и ряд других актов. Ныне центральное место в этой сфере правового регулирования занимает Закон о компаниях 1985 г., снабженный подзаголовком “Закон, предназначенный для консолидации большей части законов о компаниях”. В этом обширном акте подробнейшим образом регламентируются вопросы учреждения и регистрации компаний, их слияния и разделения и вместе с тем устанавливаются правовые рамки осуществления ими предпринимательской деятельности. В законе определяется юридический статус компаний различного вида, правила распределения паев и облигаций, полномочия правления и должностных лиц компаний, порядок осуществления контроля за их деятельностью и, наконец, способы ликвидации компаний. Значительную роль в регулировании торговых и финансовых отношений играют принятый в прошлом веке Закон о векселях 1881 г. и относительно новый Закон о потребительском кредите 1974 г., разрешающий многие вопросы кредитования, продажи товаров в рассрочку и пр. и одновременно направленный на известную защиту прав потребителей. После второй мировой войны в Великобритании был издан ряд актов относительно управления национализированными к тому времени отраслями производства и отдельными предприятиями (впоследствии сфера национализированного производства была существенно сокращена). Изданный в 1968 г. Закон о промышленном развитии предусматривает оказание финансовой поддержки отдельным наиболее эффективным отраслям производства и содействие развитию районов, в которых складывается неблагоприятная экономическая конъюнктура. В сфере семейных отношений ныне действуют отдельные акты, каждый из которых регулирует определенный круг вопросов. Это Закон о браке 1949 г., в основном посвященный заключению брака, Закон о реформе семейного права 1969 г., внесший уточнения и дополнения в прежние законы о наследовании, о правах незаконнорожденных детей и др., Закон о признании брака недействительным 1971 г., Закон о разводе и раздельном проживании супругов 1971 г., Закон об имущественных отношениях супругов 1973 г., Закон о реформе семейного права 1987 г., уточнивший, в частности, обязанности родителей незаконнорожденных детей, и другие акты. За последние десятилетия значительно расширились права замужних женщин, а также возможности расторжения брака не только при наличии чисто формальных оснований, но и в результате раздельного проживания супругов в течение определенного времени. Наследование имущества возможно как по завещанию, так и по закону. Вомногом сохраняет свое значение Закон о завещаниях 1857 г., придающий обязательную силу завещанию, составленному в письменной форме в присутствии двух свидетелей. Действующее законодательство предусматривает возможность обращения в суд с просьбой об установлении содержания из наследства, по завещанию и по закону, со стороны нетрудоспособных родственников, разведенного супруга и других лиц. В регулировании трудовых отношений важная роль принадлежит как законодательству, так и прецедентному праву, которое формируется в ходе судебного разбирательства трудовых споров. В некоторых отраслях производства важнейшие условия труда (ставки заработной платы, продолжительность рабочего времени и др.) закрепляются в коллективных договорах; в других отраслях производства существуют лишь индивидуальные трудовые соглашения предпринимателей с работниками, для которых особое значение приобретают общие предписания, содержащиеся в парламентских актах. Действующие законы в области трудовых отношений были изданы, главным образом, после второй мировой войны. Отдельные из этих актов были изданы в те годы, когда у власти находилось правительство лейбористов, и поэтому содействовали укреплению профсоюзов, расширению их влияния на государственные дела, предоставлению трудящимся больших прав. Другие акты, в особенности самого последнего времени, приняты в годы правления консерваторов, и потому, хотя в них и сохранены многие социальные завоевания трудящихся, по ряду вопросов в них существенно ограничены права профсоюзов. В частности, в 1971 г. был принят Закон об отношениях в промышленности, который предусматривал обязательную регистрацию профсоюзов, их отчетность перед государственными учреждениями и вводил ряд важных ограничений для их деятельности на предприятиях, прежде всего при проведении забастовок. Этот закон был отменен после поражения консерваторов на выборах 1974 г., после чего были приняты акты, улучшившие правовое положение профсоюзов, в том числе законы о профсоюзах и трудовых отношениях 1974 и 1976 гг., о защите занятости 1975 и 1978 гг., ряд актов, направленных на запрещение дискриминации по признаку пола, расовой принадлежности и др. В этих актах, в частности, была отменена обязательная регистрация профсоюзов, расширено право на забастовки, в том числе признана законность некоторых прежде запрещавшихся их видов. В 1980-е гг. при консервативном правительстве Тэтчер был издан ряд важных актов в сфере трудовых отношений, в том числе законы о занятости 1980, 1982 и 1988 гг., о профсоюзах 1984 г., о заработной плате 1986 г. и нормативные акты о пикетировании 1980 г., о закрытом цехе 1980 и 1983 гг. и др. Этими постановлениями вновь были несколько ограничены права профсоюзов и право трудящихся на пикетирование и на забастовки, в частности, признаны незаконными политические стачки и стачки солидарности. Современные системы социального обеспечения начали развиваться в конце XIX – начале XX в. с изданием Закона о компенсации работникам за увечье 1897 г., первого Закона о пенсиях по старости 1911 г. и других актов. Особенно большое развитие эти системы получили после второй мировой войны, когда была создана сеть учреждений, через которые осуществляется финансирование соответствующих программ, например национальная служба здравоохранения, национальное страхование от несчастных случаев на производстве. В Великобритании эти и другие многочисленные фонды формируются за счет взносов самих работников, предпринимателей, средств муниципальных органов, а также государственного бюджета. Из них выплачиваются пенсии по старости, пособия по безработице, инвалидности, болезни, многодетности, на материнство, а также на образование, оплату жилья и т.д. Среди законодательных актов, регулирующих вопросы социального обеспечения, одно из центральных мест занимает Закон о национальной службе здравоохранения 1977 г., консолидировавший большинство ранее изданных актов в этой области. Ряд важных дополнений в него внесен Законом о здравоохранении 1980 г. В сфере пенсионного законодательства большое значение имеют Закон о социальном обеспечении 1985 г. и Закон о несчастных случаях на производстве и профессиональных болезнях 1975 г., в которых консолидированы положения многих ранее изданных актов. Сохраняет самостоятельное действие Закон о хронически больных и инвалидах 1970 г. За последние десятилетия в Великобритании большое развитие получило законодательство об охране окружающей среды. В 1951 г. впервые была введена система выдачи разрешений на сброс отходов во внутренние воды, в 1956 г. на ряде территорий страны была запрещена эксплуатация предприятий, если они дают вредные выбросы в атмосферу. В 1970 г. было создано министерство окружающей среды, в 1972 г. – королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды – независимый орган при правительстве Великобритании, имеются также многочисленные центральные учреждения – советы по охране воздуха, по обработке различных отходов, десять региональных управлений по контролю за качеством окружающей среды. Важную роль играют также местные органы власти и многочисленные общественные объединения граждан. Из числа действующих в этой области законодательных актов ныне наиболее важным признается Закон о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 г., установивший систему налогов на природопользователей и штрафов для загрязнителей. В нем сделан упор на создании очистных сооружений на всех вновь строящихся производствах, а главное – на предварительной оценке воздействия на окружающую среду новых проектов. Охрана водных ресурсов регулируется ныне также Законом о защите и использовании вод 1973 г., Законом о сбросах загрязняющих веществ в море 1974 г., принятым в 1977 г. Законом о полномочиях местных органов власти в контроле за расходованием воды и сбросами промышленных отходов во внутренние и прибрежные воды и другими актами. В 1958 и 1968 гг. были изданы акты о защите атмосферного воздуха от вредных выбросов – “Законы о чистом воздухе”, в 1978 г. – Закон о контроле над загрязнением атмосферы. Принятым в 1974 г. законом предусмотрено получение предварительного разрешения на закапывание промышленных отходов. В том же 1974 г. был издан акт, устанавливающий превентивные меры по борьбе с шумом. Закон об охране природы 1968 г. определил режим созданных в Англии и Уэльсе природных заповедников. Важное значение имеет также Закон о защите диких животных и растений 1981 г. с поправками 1985 г.
|