![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика социально-психологической проблематики личности
В структуре социально-психологического знания о личности можно отталкиваться от задачи, сформулированной Б. Д. Парыгиным, — «раскрыть структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений» (1971, с. 109). Можно подойти к специфике социально-психологического знания о личности и описательно, т. е. просто перечислить подлежащие решению задачи, и этот путь тоже будет вполне оправдан. Некоторые считают, что в основе социально-психологического понимания данной категории «лежит характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций, их влияния на общественную жизнь» (Шорохова, 1975, с. 66). Отличие от социологического подхода не определяется здесь достаточно четко и очевидно, поэтому дополняется перечнем задач исследования: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация ее поведения и деятельности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные, профессиональные особенности; закономерности формирования и проявления общественно;: активности, пути и средства ее повышения; проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления; самовоспитание личности и пр. Каждая из этих задач сама по себе представляется очень важной, остается ответить на вопрос в чем же специфика исследования личности в социальной психологии? Социальная психология не исследует специально вопрос о социальной обусловленности личности не потому, что он не является для нее важным, а потому, что он решается всей психологической наукой, и в первую очередь — общей психологией. Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности?) а с другой — в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях они проявлялись в полной мере, в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности ее к определенной социальной группе. Здесь в большей мере, чем в социологическом анализе делается акцент на микросреду формирования личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды; здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. Названный подход отличается от общепсихологического подхода не тем, что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности (в общей психологии — нет), а тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. На основании таких отличий Г. М. Андреева выделяет следующую проблематику личности в социальной психологии: - выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу; - изучение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые проходит путь ее развития, т. е. проблема социализации; - результат активного освоения личностью всей системы социальных связей, т. е. проблема социальной установки (2000, с. 270 — 273). Несколько иной позиции придерживается западная социальная психология, акцентирующая внимание на ситуативном аспекте поведения личности. Как отмечает S.Hampson, «психология личности и социальная психология долго рассматривались как противоположные подходы к объяснению поведения, первая акцентирующаяся на личности, последняя — на ситуации. На деле это различие является упрощенным, и обе области знания тесно переплетены в своих усилиях по пониманию социальных феноменов» (1999, 442). Рассмотрение личности как социально конструируемой позволяет интегрировать ее в социальную психологию… …Сегодня новый контекст рассмотрения проблемы выдвигает следующие области социально-психологического изучения личности: • самость во всем многообразии ее проявлений; • презентация самости; • социально-познавательная активность, направленная на самопостижение • формирование и проявление социального опыта; • социальное объяснение как нахождение причинных истоков происходящего и их осмысление, • социальное мышление, направленное на углубление представлений о • просоциальное поведение; • социальные предубеждения; • социальная экология и др. Переосмысление традиционных областей социально-психологического анализа личности предполагает замену субъект-объектной парадигмы на субъект-субъектную; монологического характера активности личности на диалогический; номотетической ориентации на идиографическую; монокультурной на кросс-культурную и т. д. В обозримой перспективе развитие исследований в социальной психологии будет связано с дополнением традиционной диады личность — ситуации третьим элементом — активностью (деятельностью, поведением). К тому же оно находится в полном соответствии с разработанным А. Бандурой принципом взаимного детерминизма (1996), подчеркивающим взаимозависимость личности, ситуации и активности. Любое смещение акцентов в сторону той или иной базовой категории приводит к однобокости в постижении социального бытия человека. Вполне очевидно влияние активности на ситуативный контекст и на саму личность. Точно так же, как очевидно влияние ситуативного контекста на личность и характер ее активности. Наконец столь же существенно влияние самой личности на ситуативный контекст и на осуществляемую активность… …Изучение личности в принципе представляет собой своеобразный интеграл исследований, накопленных в различных традициях психологической науки и практики. Многие перспективы, представленные в них, продуктивно дополняют друг друга, вносят новое видение, дают возможность взаимообогащения и инсайтирования. Центральной категорией, своеобразным ядром социально-психологической проблематики личности выступает категория самости, рассматриваемая с различных позиций в интеракционистской, когнитивистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологической и других традициях. Несмотря на разночтение в содержании самости (Эго, Я-концепция и т. п.), существует согласие в том, что она суть стержневое образование, определяющее как само-, так и миропонимание субъекта. Это достаточно наглядно продемонстрировано в исследованиях социального познания, или социальной перцепции. где показана зависимость само- и мировосприятия от особенностей личности, задающей приоритеты и формирующей отношение к отдельным аспектам воспринимаемого. В области социального объяснения, или атрибутирования, хотя и исследуемой чаще всего с позиции наблюдателя, также показана зависимость тех или иных оснований от индивидуальных особенностей атрибутирующего. В области межличностного общения накоплен огромный эмпирический материал, показывающий детерминированность процесса личностными особенностями взаимодействующих и ситуативным контекстом. Причем характер взаимодействия и ситуативный контекст лежат в основании самоотношения личности. В области изучения групповых процессов также не менее очевидным является активное участие личности в них: личность не просто подчиняется сложившимся в группе нормативным регуляторам, «плывет по воле волн», но и принимает активное участие в их формировании, свидетельством чему являются различные типологии подчинения групповому воздействию. Перечень аргументов в пользу признания активного участия личности в социально-психологической феноменологии может быть существенно дополнен. Без обращения к личности как субъекту и объекту межличностных отношений мы останемся в плену чисто спекулятивных рассуждений. В … числе разделов, непосредственно связанных с личностью, являются: «социальное познание; теории атрибуции; социальные установки; эмоции, коммуникация и отношения; просоциальное поведение; агрессивное поведение; социальные предубеждения; …самость… проблемы личности в ситуации; понимание себя и других; презентация самости; убеждающее воздействие, социальное влияние; аффилиация и дружба; любовь и романтические отношения; просоциальное поведение; агрессия; предубеждения, стереотипизация…
|