![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектный подход к управлению реальными инвестициями.
Одной из наиболее известных попыток ввести стандартизированный подход в данном вопросе стала деятельность Международного Центра промышленных исследований при ЮНИДО. В 1972 году им было опубликовано " Руководство по оценке проектов", ставшее одним из важнейших литературных источников по данному вопросу. Эта книга, весьма значительная по объему и отличающаяся строгостью подхода к проблеме, в свою очередь, вызвала необходимость в более сжатом и приближенном к практике изложении сути предлагаемой методики. В конце 70-х - начале 80-х годов под эгидой ЮНИДО были выпущены в свет еще несколько изданий, ориентированных уже на специалистов среднего уровня подготовки и в большей степени нацеленных на постановку практической работы по оценке инвестиционных проектов. В 1990-х годах по инициативе государственных органов были разработаны Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (1994 г. — первая, 1999 г. — вторая редакция), опирающиеся на материалы Всемирного банка, а также на принципы, изложенные в работе экспертов ЮНИДО В. Беренса, П.М.Хавранека, более известной как Методика ЮНИДО. Методические рекомендации являются в настоящее время главным нормативным документом в области подготовки долгосрочных инвестиционных решений. Этот документ привел в соответствие с требованиями рыночной среды методические принципы всей инвестиционно-проектной деятельности в России и послужил основой для создания нормативных документов в ряде отраслей. Основными принципами оценки эффективности проектов, сформулированными в этом документе, являются: · рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла; · моделирование денежных потоков, в которые включаются все связанные с осуществлением проекта денежные расходы и поступления за расчетный период, с учетом возможности использования различных валют; · сопоставимость условий сравнения различных проектов или их вариантов; · принцип положительности и максимума эффекта, означающий, что для инвестора приемлемым будет только тот проект, который генерирует эффект, больший, нежели затраты по его реализации, и из ряда альтернативных проектов выбирается имеющий наибольшее значение эффекта; · учет фактора времени, т.е. рассмотрение всех проектных действий, затрат и результатов в их связи с временными аспектами проекта; · учет только предстоящих затрат и поступлений, что требует тщательной оценки ресурсов, вовлекаемых в проект (например, использования понятий альтернативной стоимости или невозвратных затрат); · сравнение ситуаций «с проектом» и «без проекта» (сопоставление ситуаций «до проекта» и «после проекта» методически неверно); · учет всех наиболее существенных последствий проекта — как непосредственно экономических, так и внеэкономических (внешних эффектов или общественных благ); · учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта; · многоэтапность оценки, т.е. определение эффективности проекта на каждой стадии его разработки и осуществления; · учет влияния на эффективность потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых входе реализации проекта производственных фондов; · учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта нескольких валют; · учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих проект.
Стандартизация принципов оценки эффективности инвестиционных проектов должна рассматриваться как важный шаг в становлении рыночных механизмов хозяйствования на всех уровнях управления инвестиционно-проектной деятельностью — от уровня хозяйствующей единицы до уровня экономики страны.
|